Папа Римский Франциск начал крестовый поход против «дикого капитализма», который глава католической церкви считает «новой тиранией». В своем первом апостольском обращении (оно должно установить основные принципы его правления) понтифик подчеркнул, что поставит Церковь на службу всем нуждающимся без исключения. Аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, в марте 2013 года сменивший на престоле отрекшегося Бенедикта XVI, уже неоднократно выступал с яркими проповедями на эту тему. Теперь новая доктрина католиков получила официальное оформление. «Лента.ру» изучила апостольское обращение и попыталась разобраться в том, как за восемь месяцев понтифику удалось радикально изменить традиционный образ папства.
Первого апостольского обращения Evangelii Gaudium (Радость Евангелия) Франциска, взошедшего на папский престол в марте 2013 года, ждали с нетерпением не только благочестивые католики, но и вся мировая пресса. Понтифик, который с каждым своим публичным появлением все дальше уходил от традиционного образа папы — строгого, сдержанного и велеречивого, мог преподнести любой сюрприз. От предоставления женщинам права вести службы и отказа от священнического целибата — и вплоть до кардинальной реформы Римской курии.
Во вторник, 26 ноября, Франциск в очередной раз подтвердил, что не собирается «потрясать устои» Римской католической церкви, но намерен вдохнуть в вероучение, катастрофически теряющее последователей в западном мире (и особенно в Европе), новую жизнь. Папа вновь отказал женщинам в рукоположении в священники — этот вопрос «не обсуждается», заметил он; но объявил, что поставит Церковь на службу тем, кто находится в нужде и беде.
«Они многому могут научить нас, — пишет Франциск о неимущих. ― Не только потому, что они разделяют чувство веры, но потому что в своей нужде они постигают страдания Христа. Нам нужно позволить себе, чтобы они благовествовали нам. Новое благовестие ― это приглашение к признанию в их жизни спасительной силы труда, это помещение их в центр паломнического пути Церкви. Мы призваны найти в них Христа, стать голосом их просьб, а также стать их другом, слушать их, говорить с ними, принять непостижимую мудрость, которую Господь желает разделить с нами через них».
Современную экономическую систему, в которой процветают неравенство и безразличие, папа назвал «новой тиранией»; на нее он возлагает ответственность за увеличение человеческих страданий в мире. «Как заповедь “Не убий” очерчивает четкие пределы сохранности ценности человеческой жизни, сегодня мы должны сказать “нет” экономике исключения и неравенства. Такая экономика убивает. Как может быть так, что новостью не является смерть старого бездомного, оставшегося на улице, но новостью считается падение биржевых котировок на два процентных пункта?» — задал он риторический вопрос.
Убийственное неравенство связано с «идеологией, которая защищает абсолютную автономию рынка и финансовых спекуляций», считает папа Франциск. Следовательно, «отрицаются права государств, наделенных правом защищать общее благо, на осуществление какого-либо контроля». «Так рождается новая тирания, невидимая, часто виртуальная, которая в одностороннем порядке и неустанно навязывает свои собственные законы и правила, — рассуждает он. — В такой системе, которая расположена к тому, чтобы пожирать все, что стоит на пути роста прибылей, все, что хрупко — как окружающая среда — беззащитно перед интересами обожествленного рынка».
Франциск пояснил одно из самых противоречивых своих высказываний — об одержимости Церкви «доктринерством». Сославшись на решения Второго Ватиканского собора, он признал, что в католической доктрине есть «иерархия истин», которые в разной степени связаны с основами христианской веры, но главной из них, по его словам, было и должно оставаться сострадание.
Для выполнения своей миссии милосердия Церковь должна отказаться от бюрократизма и жесткой иерархической вертикали, замкнутой на папу. «Я предпочитаю Церковь в шрамах, страдающую и грязную, потому что она вышла на улицы, Церкви, которая нездорова из-за того, что изолировала себя и стала цепляться за собственную безопасность», — объявил он. «Чрезмерная централизация вместо того, чтобы доказать свою полезность, усложняет жизнь Церкви и ее миссионерскую работу», — считает понтифик.
В октябре 2013 года папа Римский объявил о создании специальной группы из восьми кардиналов, которые должны разработать проект реформы церковного управления. Сейчас понтифик выполняет внутри церковной организации функции абсолютного монарха — созданный в 1965-м Синод епископов, собирающийся раз в два года, лишь консультирует его, работая над одной из предложенных папой тем для обсуждения. Для этого от имени понтифика по всем приходам рассылаются запросы, ответы на которые собираются в Риме, анализируются там; по итогам этого анализа Синод из 300 церковников формулирует свои «предложения» для святейшего отца. Как пишет французская газета Le Figaro, «получив фактически статус министерства Святого Престола», Синод за эти полвека «выпустил тонны документов, но без особого результата».
Франциск обещает расширить полномочия местных подразделений Римской католической церкви: например, юридический статус получат национальные епископские конференции, в чью компетенцию будет передана часть «доктринальной власти», то есть трактовки тех или иных церковных положений. Это прямой отход от решения 1998 года Иоанна Павла II, который постановил, что только отдельные епископы в согласии с папой могут выносить подобные суждения.
Коллегиальность, о которой говорит Франциск, будет означать возвращение к практикам первых веков христианства, когда епископ Римский был лишь «первым среди равных», как французский король среди владетельных дворян периода феодальной раздробленности. Кардинал Федерико Ломбарди, пресс-секретарь Святого Престола, заметил по этому поводу, что это будет фактически новая апостольская конституция Ватикана, которая заменит действующий ныне документ под названием Pastor Bonus («Добрый пастырь»), подписанный в 1988 году Иоанном Павлом II.
Из слов Франциска понятно, что он готов пересмотреть разделение власти между своим престолом и Синодом епископов. «В диалоге с нашими православными братьями и сестрами мы, католики, имеем возможность узнать больше о смысле епископской коллегиальности и их опыте синодальности», — добавил папа.
Многие католические аналитики предполагают, что, избрав в марте на папский престол Франциска, Римская курия сознательно согласилась с тем, что Церковь требует обновления. Неслучайно кардинал Бергольо считался фаворитом среди претендентов на папский престол еще на выборах понтифика 2005 года: в первом туре голосования он получил больше трети кардинальских голосов, однако в последующие раунды все же уступил немецкому кардиналу Йозефу Ратцингеру, будущему Бенедикту XVI. Тогда на официального идеолога Ватикана (Ратцингер возглавлял Конгрегацию доктрины веры, бывшую Святую инквизицию) тоже была возложена миссия обновления Церкви.
Вместе с тем все значимые лица Церкви указывают на то, что Франциск сохраняет преемственность по отношению к предыдущим папам, несмотря на все визуальные различия. Многое из того, что было сказано понтификом во вторник, повторяет предложения Синода епископов, собравшегося в октябре 2012 года, то есть при Бенедикте XVI. «Достижения этого форума стали важной исходной точкой при составлении этого апостольского обращения. Однако его текст не остается в границах опыта Синода», — сказал на пресс-конференции, посвященной опубликованию апостольского обращения, председатель папского совета по содействию новой евангелизации архиепископ Рино Физикелла.
Отречение предшественника Франциска, первое за последние 600 лет, объяснили исключительно ссылками на «мистический опыт», который пережил Бенедикт XVI. Поэтому в экспертном сообществе и среди церковников большой популярностью пользуется версия, что папа ушел, либо сам признав, что не может справиться с кризисом в Церкви, либо поступив так по совету курии. «Церкви не нужна рок-звезда, нужен кто-то, кто может говорить с молодежью», — рассуждал после отречения Бенедикта XVI американский кардинал Теодор Маккарик.
Новому папе это удается — одна из месс, которую он провел в Рио-де-Жанейро, собрала три миллиона верующих. Франциск в ходе своего визита в Бразилию несколько раз к явному неудовольствию церковных администраторов менял маршрут своих перемещений, даже посетил трущобы-фавелы, и всякий раз его встречали толпы, восторгающиеся «епископом бедных». Когда Бергольо только избрали понтификом, он пояснил, почему выбрал имя Франциска — в честь святого Франциска Ассизского. «[Франциск Ассизский] дал нам дух мира, бедного человека... — сказал новый папа. — О, как бы я хотел бедной Церкви, Церкви для бедных».
Еще в бытность свою епископом Буэнос-Айреса Бергольо отказался от положенных ему по сану почестей и льгот, предпочитая ездить на работу в епископский дворец на метро. Свою скромность он возвел в правило, заняв престол святого Петра.
Франциск перестал пользоваться доставшимся ему от Бенедикта BMW X5, VW Phaeton, Mercedes-Benz и на заказ сделанного Renault. Он предпочел этим автомобилям Ford Focus в стандартной комплектации. А красные кожаные папские туфли, возвращенные в обиход его предшественником, сменил на простые черные ботинки. Кольцо рыбака (знак папского сана), до сих пор традиционно изготавливавшееся из золота, по его просьбе было сделано из серебра. Папа отказался при перелетах от помощи секретарей — свой портфель он теперь носит сам и не выпускает из рук, даже когда его встречают у трапа официальные делегации. Франциск подчеркнуто демократичен в общении: усаживает в «папамобиль» больного синдромом Дауна 17-летнего подростка; плачет вместе с бразильским мальчиком, пообещавшим ему, когда вырастет, стать священником; фотографируется с паломниками для инстаграма. Уже дважды в ленты фотоагентств попадали фотографии Франциска, утешающего изуродованных людей, пришедших к нему на мессу.
Воспитанник иезуитской семинарии и автор книги «Папа Франциск: почему он ведет нас тем путем, которым он нас ведет» Крис Лоуни видит в этом поведении как раз отражение иезуитского образования нового понтифика. Иезуиты долгие годы посвящают изучению себя, работе с теми людьми, чьими пастырями они собираются стать. Лоуни называет это «лидерством с грязными ногами». Он также угадывает здесь отголоски «духа первооткрывателей» первых иезуитов, отправлявшихся миссионерами в Азию или Латинскую Америку — сам папа, пишет он, в молодости мечтал быть посланным на служение в Японию. «Теперь границы Церкви не столько географические, сколько социальные. [Стоит задача] вдохновить отошедших от Церкви людей или тех, кто считает себя исключенным из общества из-за бедности или своего беженского статуса», — рассуждает Лоуни в одном из интервью.
Кое-кто в Католической церкви уже следует папскому примеру. Колумбийский священник Эрнандо Файид объявил о продаже подаренного ему белого Mercedes Benz E200, заметив, что ему совсем нетрудно обходить своих прихожан пешком. За это он заслужил похвалу национальной епископской конференции.
Кого-то пришлось к этому принуждать. В начале месяца Франциск отстранил от кафедры лимбургского епископа Франца-Петера Тебартца-ван Эльста. Священник получил прозвище «шикующий епископ» за то, что реставрировал свою резиденцию за 31 миллион евро (работы включали установку ванны-джакузи за 14,5 тысячи евро). Тебартц-ван Эльст отправлен для «восстановления духовных сил» в бенедиктинское аббатство в Меттене, а епископская резиденция, как полагают некоторые благотворительные организации, может быть переоборудована в центр для приема бездомных или беженцев.
«Мы не можем оставаться накрахмаленными христианами, слишком вежливыми, которые тихо рассуждают о теологии за чаем. Мы должны быть отважными христианами и обращаться к тем, кто ищет помощи пуще остальных», ― заметил Франциск в другой раз. Папа успел высказаться и по вопросам охраны окружающей среды, и по поводу иммигрантов, за пренебрежительное отношение к которым он заклеймил современное общество. «Мы стали теми, кто забыл страдания других, — заметил он, отправившись в июле в центр для содержания мигрантов на итальянском острове Лампедуза, где провел поминальную службу по беженцам, погибшим в море при попытке добраться до берегов Италии. ― Сколь многие из нас оплакивали тех, кто оказался в [утонувшей] лодке? Юных матерей, державших своих детей? Тех мужчин, что искали возможности поддержать свою семью? Мы общество, которое забыло, как оплакивать, как чувствовать сострадание».
Заодно Франциск призвал свою паству отказаться от узких рамок какой-то определенной идеологии. «Вера проходит через дистиллятор и становится идеологией, — заявил он в ходе одной из своих встреч. — А идеология не притягивает. В идеологиях нет Иисуса, его нежности, его любви, его кротости… Когда христианин становится последователем идеологии, он теряет веру, он больше не последователь Иисуса, он последователь своей точки зрения».
«Главная причина популярности [папы] кроется в меньшей степени в человеке по имени Франциск и в гораздо большей степени в том, что он представляет. Люди находятся в поиске бога, они изголодались по знакам его присутствия, его милосердия, его любви и доброты», ― рассуждает на страницах католического издания Aleteia американский священник Роджер Лэндри.
Но в исключительной растиражированности образа папы Франциска видят возможную проблему даже добрые католики. Они опасаются, что личность понтифика в СМИ может заслонить саму суть его пастырского послания. «Дело не в том, что он говорит порой безумные вещи или дает пресс-конференции, которые не стоило бы давать, ― пишет в The Catholic Thing профессор теологии Университета святого Фомы в Хьюстоне (штат Техас). ― Что заботит меня в сложившейся ситуации с папой Франциском, озаботило бы и его, если бы он сознательно обратился к этой проблеме. Мое беспокойство связано с тем, что он сам во все большей степени становится посланием. И если я правильно понимаю Франциска, я думаю, он сам нашел бы эту ситуацию даже не странной ― практически нетерпимой». Папе уже есть чего опасаться ― компания Excelsis Fine Fragrances, например, запустила в продажу мужской аромат Francis. По словам руководителя фирмы Фредерика Хасса, «скромный и приземленный», как сам понтифик.
Все сказанное и сделанное за полгода новым викарием Христа служит исправлению образа католической Церкви как общественного института, осознает это папа или нет. Римская курия в «последние несколько лет переживала ужасные времена», рассуждает священник Джеймс Мартин: «С одной стороны, кризис вокруг сексуальных надругательств. Одного этого было достаточно, чтобы дела у церкви пошли чудовищно — и я говорю о нас, католиках, не только об иерархах. С другой стороны, скандалы в Ватикане. И наконец, исход католиков из своих церквей, особенно на Западе».
Работа Франциска по сближению его Церкви с народом уже начала приносить плоды. Восемь из десяти итальянцев, по опросам общественного мнения, заявили, что придерживаются по поводу папы «положительного» или «самого положительного мнения» ― предстоятель Римской католической церкви далеко опережает любого из оставшихся итальянцев. Самое популярное мужское имя среди итальянских новорожденных — Франческо; в англоязычном интернете «понтифик» в 2013 году оказалось пятым по частоте упоминания после таких технических терминов как «[ошибка] 404», «фейл» или «хэштег».
Итальянский центр изучения новых религий в середине ноября сообщил, что, согласно проведенному им опросу приходских итальянских священников, со дня интронизации Франциска число их прихожан увеличилось. «Если мы спроецируем эти данные на национальный уровень, половину приходов затронул “эффект Франциска”, то есть мы говорим о сотнях тысяч человек, вернувшихся в лоно церкви», ― цитирует американская The Huffington Post директора центра Массимо Интровинье. По данным римской полиции, выросло и число верующих, посещающих еженедельные общие аудиенции папы на площади Святого Петра.
Готовность Франциска принять в лоно церкви всех, от матерей-одиночек до геев, и его атака на капитализм вызвали критику. Его суждения о природе рыночной экономики не понравились американским консерваторам. Бывший кандидат в вице-президенты США Сара Пэйлин была ими «неприятно поражена». Влиятельный протестантский консерватор Пэт Бьюкенен попенял Франциску за то, что тот «проигрывает культурную войну», поддерживая «культурный релятивизм». Католики-раскольники из консервативного братства лефевристов объявили, что папа — «настоящий модернист», а «ситуация в Католической церкви – это настоящая катастрофа, и нынешний папа делает ее в десять тысяч раз хуже». Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет обвинил отказавшегося от лимузина Франциска в фарисействе: «Я не одобряю такие уступки, потому что это работа напоказ, а нужно быть скромным в жизни перед богом, а не перед людьми. Когда мы читаем Евангелие, господь как говорит ― не творите милостыни вашей перед людьми и не показывайте свою скромность перед людьми, а будьте скромными в середине, а не напоказ».
В России же забеспокоились насчет слишком толерантного отношения понтифика к геям. «Мы не можем настаивать на обсуждении только вопросов, связанных с абортами, гей-браками и использованием контрацептивов. Это невозможно, — заявил как-то Франциск. ― Я нечасто говорил об этих вещах, и меня винили за это». Этим летом, разговаривая с журналистами на борту своего самолета, Франциск ответил и на вопрос о том, что бы он посоветовал священнику, который признал бы свою гомосексуальность: «Кто я такой, чтобы судить гомосексуального человека доброй воли, который ищет господа?» В 2008 году Бенедикт XVI говорил об этом иначе: «глубоко укорененных в своей гомосексуальности» (которую Католическая церковь считает «расстройством») священников ждал запрет в служении.
«Катехизис Католической церкви, ― сослался папа, ― объясняет это отличным образом: “эти люди не должны маргинализовываться за это [свою гомосексуальность], они должны быть интегрированы в общество”». Катехизис и впрямь говорит, что осознание гомосексуальных «наклонностей» для христианина само по себе является большой мукой. Так что такие люди должны быть «приняты с уважением, состраданием и тактичностью». С одним условием — гей-католик призван к целомудрию, а постоянные молитвы и приобщение таинств должны помогать ему приблизиться к христианскому совершенству.
В западной прессе ссылку на катехизис сочли необходимым экивоком в сторону консерваторов ― журналисты объявили знаковым уже сам откровенный разговор о гомосексуальности, чего не допускал никто из предшественников понтифика. Эта беседа, однако, не помешала Франциску отлучить от церкви австралийского священника Грега Рейнольдса, выступавшего за гей-браки и рукоположение в священнический сан женщин.
В итоговой передаче «В центре событий», выходящей на российском канале ТВЦ, посчитали, что Франциск хочет пересмотреть само понятие греха. Журналисты сослались на разосланную с подачи Франциска в приходы анкету о сути семьи и брака (в том числе гомосексуального) ― на ее вопросы должны были ответить не только священники, но и, впервые, сами прихожане. «Большинство экспертов назвали эту акцию абсурдной ― определять понятие греха будут сами грешники», ― уверены журналисты ТВЦ. «Получается, что христианство в его католическом понимании ― уже не божественное откровение», ― заявил в передаче игумен Сергей Рыбко, а доцент МГИМО Ольга Четверикова сочла, что «речь идет о материализации падших ангелов, ничего более, этот новый порядок совершенно открыто демонстрирует расчеловеческую сущность, сущность чисто сатанинскую». Ту же мысль она проводит и в интервью интернет-газете «Взгляд», перепечатанном многими фундаменталистскими православными ресурсами. «Содомские браки — это еще цветочки, вслед за этим придет утверждение бесполого существа, искусственное создание человека и постчеловека-киборга, и христианство к этому моменту должно быть готово все это принять», ― говорил закадровый комментарий.