Министерство культуры России намерено расширить действующее антипиратское законодательство: чиновники предложили правительству блокировать в Сети не только пиратские видеозаписи, но также нелицензионное программное обеспечение, фотографии и музыку. Для этого Минкульт предлагает внести изменения в Гражданский кодекс страны и закон «Об информации». Для большинства представителей интернет-индустрии односторонний порядок выдвижения ведомством подобных поправок оказался неожиданностью. Последние два с половиной месяца подобные вопросы власть, правообладатели и интернет-компании всегда обсуждали совместно, в рамках специальной рабочей группы в администрации президента.
Антипиратский закон вступил в силу 1 августа 2013 года. Внеся ряд изменений в Гражданский кодекс и закон «Об информации», документ впервые ввел в России механизм досудебной блокировки интернет-ресурсов, подозреваемых в пиратстве. По новому закону Роскомнадзор получил право блокировать любой ресурс, распространяющий в Сети пиратские копии кино- и телефильмов. Правом рассматривать жалобы правообладателей и выносить представление о блокировке наделили Мосгорсуд. Хотя большинство представителей интернет-отрасли еще на стадии рассмотрения закона в Госдуме предупреждали о том, что он нуждается в доработке, документ тем не менее был принят, а вскоре появились и первые предложения по расширению сферы его действия.
Пока пользователи Сети собирали подписи под петицией за отмену «русской SOPA» (так «антипиратский» закон, с намеком на его американский аналог, окрестили в Рунете), в Кремле представителям интернет-компаний и правообладателям предложили доработать документ вместе. Для этого, спустя два дня после заявления президента Владимира Путина о готовности «лично вникнуть» в работу «антипиратского» законодательства, при администрации президента была создана специальная рабочая группа. Инициатива ее создания принадлежала первому замглавы президентской администрации Вячеславу Володину, а помочь правообладателям и интернету найти компромисс поручили замруководителя управления внутренней политики АП Радию Хабирову. Так появилась надежда, что власти решили наконец прислушаться к общественной критике закона и вместе со всеми заинтересованными сторонами выработать его новую, более сбалансированную и адекватную реалиям Сети версию.
Группа Хабирова впервые собралась 12 сентября. Встреча проходила в закрытом режиме, и на ней присутствовали как представители интернет-отрасли (Российская ассоциация электронных коммуникаций, «Яндекс», Mail.ru Group, Google и другие), так и правообладатели (к участию в дискуссии, например, пригласили Ассоциацию продюсеров кино и телевидения и Союз книгоиздателей). Обсудив практику применения «антипиратского» закона, к тому времени действовавшего уже почти полтора месяца, участники договорились продолжить диалог и до конца месяца провести еще ряд встреч.
«Работа действительно шла очень активно. Было тяжело, однако при посредничестве Кремля удавалось добиваться определенного прогресса», — рассказал «Ленте.ру» глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, участвовавший в обсуждениях. По его словам, одним из основных вопросов, поднимавшихся в ходе встреч, были поправки в Гражданский кодекс. В частности, много говорилось о введении понятия «информационного посредника», от появления которого в законе зависела степень ответственности сайтов за контент, размещаемый на них пользователями. «Было решено разобраться сначала с этим, а уже потом приступать к вопросам, связанным с расширением сферы действия всего антипиратского закона», — вспоминает Плуготаренко.
По словам представителя компании «Яндекс» Аси Мелкумовой, тогда же, в сентябре, группа занималась и конкретными механизмами применения антипиратского закона. «С нашим участием обсуждались принципы блокировки сайтов и то, как должна проводиться эта блокировка», — говорит Мелкумова. Она уточняет, что расширение закона на другие виды контента в то время действительно не обсуждали, отложив тему на более поздний срок.
Это подтверждает и другой участник дискуссии — заместитель генерального директора по внешним коммуникациям Объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» Алексей Гореславский. «У нас было две фракции. Интернет хотел усовершенствовать правоприменение закона, правообладатели — распространить закон на все виды интеллектуальной собственности и сделать платным все», — рассказал он «Ленте.ру». При этом, как отметил топ-менеджер медиахолдинга, дискуссия проходила очень активно — видно было, что представители власти серьезно мотивированы на то, чтобы выработать какую-то общую компромиссную позицию.
Уже спустя неделю после первой встречи, 20 сентября, Хабиров представлял предварительные итоги работы группы своему начальнику — Вячеславу Володину. По информации СМИ, тогда поправки к «антипиратскому» законодательству, разрабатываемые под руководством Хабирова, власти оценили как находящиеся «в высокой степени готовности». При этом в администрации президента всячески демонстрировали решимость довести трехсторонние консультации до логического конца. Остальные же «антипиратские» инициативы в Кремле назвали «несогласованными» (своими проектами по дополнению закона занимались все — от рядовых пользователей интернета до депутатов Госдумы и чиновников из Министерства культуры).
Несмотря на «высокую степень готовности», обсуждение на этом не закончилось. Теперь ключевой темой дискуссии стала премодерация контента. Правообладатели настаивали на том, что поисковики в результатах поисковой выдачи должны в первую очередь отображать ссылки, ведущие на легальные ресурсы. Остальные сайты предлагалось автоматически опускать ниже. Представители интернет-индустрии с такой позицией, естественно, согласны не были. Кремль посчитал, что перестановки в результатах поисковой выдачи — это, по сути, премодерация, а премодерация в том или ином ее виде «грозит превращением России в Китай». Предложение правообладателей было отклонено.
Обсуждение компромиссного варианта назначили на 11 октября. «К тому времени нам уже удалось согласовать пять или шесть пунктов поправок», — говорит Гореславский. Свое согласие с ними выразили тогда представители Mail.ru Group, «Яндекса» и других интернет-компаний. Ждали лишь одобрения правообладателей.
Те же, как оказалось, одобрять предложенную версию не собирались. По их мнению, новые поправки по-прежнему содержали в себе два больших недостатка. Во-первых, утверждали правообладатели, если не обязать интернет-ресурсы проверять законность загружаемого на них контента, то все существующие механизмы защиты авторских прав в Сети будут сведены на нет. Во-вторых, их беспокоил отказ от понятия «информационного посредника»: якобы это позволит пиратским сайтам «притворяться в суде хостингами и избегать ответственности». Переговоры зашли в тупик.
Вскоре после этого, вопреки своей былой решимости довести дело до конца, Кремль взял паузу — совместные обсуждения поправок в администрации президента больше не проводились.
С первого взгляда может показаться, что именно упорство правообладателей стало в итоге причиной приостановки переговоров. Действительно, позиция этой стороны не отличалась гибкостью. Не считаясь особенно с техническими возможностями интернет-компаний (а тем более — с мнением рядовых пользователей Рунета), они продолжали настаивать: весь контент, защищенный авторским правом, должен распространяться в Сети платно. Однако тот факт, что, начиная со второй половины октября регулярные встречи в администрации президента прекратились, возможно, имеет и другое объяснение.
Пока группа Хабирова пыталась прийти к компромиссу, свои собственные проекты по изменению «антипиратского» законодательства разрабатывали в Государственной Думе и Министерстве культуры. Как отмечалось выше, в Кремле уже давали понять, что считают такие проекты «несогласованными» и ставка сделана именно на переговоры в администрации президента. Однако работа над альтернативными версиями поправок, запущенная задолго до первых встреч Хабирова с интернет-отраслью и правообладателями, не прекращалась.
Начало этой деятельности было положено еще весной 2013 года. Минкульт разработал проект поправок «в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они предполагали существенное расширение законодательного поля для борьбы с пиратством: в тексте уже не было ограничений по типу пиратского контента — блокировать предлагалось не только видеофайлы, а вообще «любую информацию, содержащую объект авторского права».
Затем, уже в июле, в Думе состоялось заседание рабочей группы по актуальным проблемам законодательного регулирования авторских и смежных прав. Открывал его спикер нижней палаты Сергей Нарышкин (встреча проходила совместно с организованным при Нарышкине Советом по культуре). Защиту права на интеллектуальную собственность председатель парламента назвал тогда ни много ни мало «одним из ключей развития общества и государства». Более того, по его мнению, если эту задачу не решить в ближайшее время, страна рискует однажды остаться без национального кино, музыки и литературы.
Слова Сергея Нарышкина ускорили работу над проектом Минкульта, и к августу ведомство утвердило пакет антипиратских поправок. 10 сентября проект появился на сайте министерства. Контроль за его дальнейшей судьбой поручили заместителю министра культуры Григорию Ивлиеву. Именно Ивлиев в итоге представил проект Минкульта на одной из встреч увязшей в спорах о премодерации группы Хабирова.
«В какой-то момент нам был представлен альтернативный проект, разработанный в Министерстве культуры и существенно расширяющий сферу действия антипиратского законодательства», — говорит Алексей Гореславский. По его словам, представленный Ивлиевым проект был встречен критически, но даже в таком варианте компромисс был возможен по многим позициям. Тем не менее к ноябрю власти, по-видимому, предпочли этот документ продолжению дискуссий под руководством Хабирова.
Прекращение встреч в администрации президента фактически означает самоустранение Кремля от обсуждения новой редакции «антипиратского» законодательства. Не исключено,что добиться этого Министерству культуры удалось не без помощи уже упоминавшегося здесь Сергея Нарышкина. В июле он заявлял, что проблемы авторских прав в интернете относятся к сфере культуры — области, которую спикер давно привык считать своей (Сергей Нарышкин курировал культуру еще в 2007 году, занимая должность вице-премьера).
Как бы то ни было, проект Минкультуры в ближайшем будущем будет внесен в правительство. Сделать это планируется уже до конца года. Соберется ли еще когда-нибудь группа Хабирова, неизвестно. «После первоначального активного периода встречи прекратились, и теперь дальнейший формат работы в рамках этой площадки неясен», — рассказал «Ленте.ру» один из участников группы, пожелавший остаться неизвестным.
В пресс-службе «Яндекса» надеются, что работа группы не пройдет даром. «Проект поправок в четвертую часть Гражданского кодекса, составленный по результатам дискуссий, насколько нам известно, пока нигде не опубликован. Версию поправок, которую мы обсуждали на последней встрече, можно считать компромиссом. Мы полагаем, что участники процесса увидят финальную версию прежде, чем она будет принята окончательно, и в ней будут учтены те компромиссные решения, которых удалось достичь», — заявили в компании.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко, в свою очередь, считает, что опыт переговоров при посредничестве Кремля в любом случае уже можно назвать успешным. «Мы благодарны за то, что были услышаны и за обсуждение проблематики на столь высоком уровне, хотя и не по всем позициям мы достигли 100-процентного результата», — сказал он, подчеркнув что, в целом среди правообладателей все больше распространяется понимание того, что запретительными методами на законодательном уровне не удастся достичь хороших финансовых результатов.
Есть ли такое понимание у Министерства культуры, отвечающего теперь за разработку новой редакции «антипиратского» закона, сказать трудно. Пока интернет-сообщество готовится к введению «драконовских» запретов и тотальному контролю за распространением в Сети музыки и видео, представители отрасли в непонятной ситуации предпочитают сохранять сдержанный оптимизм. Глава юридической службы Mail.Ru Group Антон Мальгинов уверен: нужно быть готовым ко всему, работа по регулированию вопросов, связанных с авторским правом в интернете, в нашей стране только началась.
Поправки:
В материале «Групповая терапия» была обнаружена и исправлена ошибка.
— В тексте указано, что Григорий Ивлиев и Сергей Нарышкин в 2004 году вместе работали в администрации президента, в действительности коллегой Нарышкина в АП в это время был не Григорий Ивлиев, а Леонид Ивлев.
«Лента.ру» приносит свои извинения читателям.