На границе Сомали и Алабамы

Вышел триллер о противостоянии Тома Хэнкса с пиратами

Кадр из фильма «Капитан Филлипс»

В начале апреля 2009 года американский контейнеровоз «Маерск Алабама» под управлением капитана Ричарда Филлипса следовал из Омана в Кению. Вес груза на борту судна составлял 17 тысяч тонн, из них около трети — гуманитарная помощь для жителей ряда восточноафриканских стран. 8 апреля корабль был захвачен четырьмя сомалийскими пиратами. Злоумышленники были вооружены, а члены экипажа судна согласно правилам не могли иметь при себе оружие. В течение суток пираты покинули контейнеровоз на спасательной шлюпке — однако капитана Филлипса они прихватили с собой в качестве заложника.

Все это — факты, которые в апреле 2009-го появлялись во всех мировых СМИ. Позже их изложил в своей книге сам участник событий — Ричард Филлипс. Теперь его текст экранизировал режиссер Пол Гринграсс, ранее занимавшийся постановкой двух лент о Джейсоне Борне, а также фильмов «Кровавое воскресенье» и «Потерянный рейс».

Главную роль в «Капитане Филлипсе» исполняет Том Хэнкс. Ричард Филлипс в буквальном смысле является героем картины, Гринграсс снимал о нем и только о нем. Это не значит, что остальные члены экипажа показаны слабаками — к каждому из них кинематографисты отнеслись с уважением. Просто именно Филлипсу и его переживаниям отдана основная часть хронометража. Соревноваться с ним может разве что пират Абдували Мусе (актер-дебютант Баркхад Абди) — но его по понятным причинам героем не назовешь. Впрочем, пираты у Гринграсса и абсолютными злодеями не являются — это просто кучка озлобленных и с трудом координирующих собственные действия жителей нищей страны. В каких-то сценах они скорее вызывают жалость.

Примечательно, что фильм о Филлипсе при этом не является байопиком в чистом виде. Зрителя знакомят с небольшим набором фактов из биографии капитана. У него есть жена и дети, он за штурвалом уже десятки лет, собственно, это все. Гринграсс снимал кино не просто о человеке, а о человеке, оказавшемся во вполне определенной критической ситуации. И это, в общем-то, плюс: «Капитан Филлипс» — довольно лаконичное кино, ничего лишнего в нем нет.

По описанию кому-то может показаться, что работа Гринграсса — это, что называется, оскаровская приманка, то есть картина, которая снята не столько для зрителей, сколько ради получения награды (или даже нескольких) Американской киноакадемии. Схема известная: берется драматичная, но реальная история, на главную роль назначается заслуженный актер, картина снимается добротная, без выкрутасов, с гуманистическим посылом, понятным широкой аудитории. Из недавних примеров — скажем, прошлогодняя лента «Невозможное», рассказывающая о жертвах цунами в Таиланде. Ее главную героиню сыграла Наоми Уоттс — и роль принесла ей номинацию на «Оскар», притом что блестящей актерской игры в фильме не наблюдалось.

Но у «Капитана Филлипса» есть ряд преимуществ перед «Невозможным» и другими подобными лентами. Во-первых, роль Хэнкса в фильме, пожалуй, можно назвать лучшей его актерской работой за достаточно продолжительный период времени. Финальная сцена, в которой у уже спасенного капитана наконец сдают нервы, не растрогает разве что самого черствого зрителя.

Кроме того, Гринграсс снял не драму, а самый настоящий триллер — такой, который на протяжении двух часов держит в напряжении и заставляет ерзать на стуле. При этом Гринграсс — режиссер, известный своим дотошным отношением к материалу. Если уж он снимает ленту, основанную на реальных событиях, можно быть уверенным, что к большинству деталей он подходит с предельной внимательностью.

Но из этого, разумеется, не следует, что на самом деле события разворачивались именно так, как показано в «Капитане Филлипсе». По имеющимся данным, всем сомалийским пиратам было от 17 до 19 лет, а Абди уже под 30. Более того, в книжке, положенной в основу сценария, представлена субъективная точка зрения. Члены настоящего экипажа судна «Маерск Алабама», например, были не то чтобы в восторге от поведения Филлипса — в частности, они называли его безрассудным. Известно, что во время захвата контейнеровоз находился в 240 морских милях от Сомали — тогда как всем капитанам рекомендовали держать суда как минимум в 600 милях от побережья.

Более того, всамделишный Филлипс, признавая, что Хэнкс вполне справился с ролью, отмечал, что актеру все-таки стоило бы набрать вес и постараться выглядеть получше. Но это все придирки. Главное, что за экранным противостоянием Хэнкса и сомалийских пиратов крайне интересно наблюдать.

Культура00:0716 августа
Слева направо: Анатолий Абрамович, Леонид Никольский, Андрей Зализняк. 1951 год

«Мой патриотизм другим патриотам не понравился бы»

Каким запомнили академика, объяснившего русский язык от бересты до мата
Культура14:5815 августа
Abelle

Сигнал принят

Диджей года, польский вуду-дэнсхолл, техно, арфа и хардкор: кого слушать на Signal