Масштабные акции протеста в Киеве, спровоцированные отказом правительства подписывать соглашение об ассоциации с Европейским союзом, сходят на нет. В отсутствие вменяемых лидеров и четкого плана действий одна из крупнейших демонстраций в истории независимой Украины рискует завершиться «закручиванием гаек». Удастся ли оппозиции удержать протестные настроения, станет известно в ближайшее воскресенье — на 8 декабря на Майдане Незалежности намечено очередное народное вече.
Пока же в палаточном городке на центральной площади Киева наблюдается временное затишье — его жители за прошедшую неделю возвели баррикады, организовали охрану, полевую кухню и медпункт. Температура по ночам опускается ниже нуля, что несколько затрудняет положение митингующих. Штабы и пункты обогрева расположены в Доме профсоюзов и киевской мэрии, которые были захвачены 1 декабря. Суд обязал активистов освободить их в течение пяти дней, однако те, по всей видимости, делать этого не собираются.
По данным милиции, днем 6 декабря на Майдане оставались около 1300 человек. Еще около пяти тысяч граждан находились у здания Верховной Рады. Небольшие группы активистов разошлись по близлежащим кварталам: по 200 человек митинговали у здания администрации президента и дома правительства, еще более 400 граждан пикетировали здание Генпрокуратуры, где был организован лежачий протест. Сторонники партии «Демократический альянс» расположились у входа в здание на туристических ковриках. «Переступили через закон — переступайте через украинских граждан», — кричали работникам ведомства активисты, требуя отпустить задержанных при попытке штурма администрации президента 1 декабря.
Речь идет о девяти мужчинах, которых бойцы «Беркута» схватили, предварительно избив, на Банковой. Всем им вменяют статью 294 УК Украины «Организация массовых беспорядков», которая предусматривает до восьми лет тюрьмы. Шестеро задержанных, по данным СМИ, попали в больницу — у одного из них диагностировали черепно-мозговую травму, другой перестал видеть на один глаз, у остальных — многочисленные ушибы и переломы. Несмотря на это Шевченковский районный суд Киева арестовал их всех на 60 дней. Такой же срок получил депутат районного совета от партии «Свобода» Александр Солоненко, которого доставили в милицию после беспорядков на Бессарабской площади (манифестанты пытались снести установленный там памятник Ленину).
6 декабря список задержанных пополнил участник «Дорожного контроля», главный борец с киевскими гаишниками, Андрей Дзиндзя. Сейчас он находится в Подольском изоляторе. Активисту вменяют угон трактора у коммунальщиков, на котором манифестанты попытались прорвать ряды милиции на Банковой. Появление техники у здания администрации Януковича многие сочли провокацией властей, якобы искавших повод для силового разгона акции. Утверждалось, что трактором управлял чуть ли не заместитель командира «Беркута» Сергей Кусюк, он эту информацию опроверг.
Неясной пока остается судьба лидера организации «Братство» Дмитрия Корчинского, чьи соратники предположительно участвовали в беспорядках на Банковой. Накануне стало известно, что его объявили в розыск.
Всего по последним событиям в Киеве было начато свыше 60 уголовных производств, и лишь одно из них — в отношении бойцов «Беркута», которых подозревают в превышении полномочий при разгоне мирного митинга 30 ноября. Это свидетельствует о серьезном намерении властей разобраться с участниками протестных акций.
Наблюдатели опасаются, что на Украине повторится история с нашумевшим «болотным делом», которое было возбуждено после столкновений демонстрантов и полицейских на Болотной площади в Москве в мае 2012 года. 12 его фигурантов сейчас судят, двое осуждены на реальные сроки, один отправлен на принудительное лечение.
Лидеры киевских протестов (глава фракции «Батькивщины» Арсений Яценюк, руководитель УДАРа Виталий Кличко и «свободовец» Олег Тягнибок) в этой ситуации, похоже, растерялись. Они предложили задержанным юридическую помощь, однако активных действий для их освобождения не предпринимают. Весьма показателен и тот факт, что к Генпрокуратуре 6 декабря пришли лишь несколько сотен человек, в то время как большая часть активистов была сосредоточена у здания Верховной Рады. Там как раз ничего особенного не происходило — депутаты-оппозиционеры прибегли к своему любимому, но бесполезному маневру блокирования трибуны. Они намерены заниматься этим на протяжении 30 дней, чтобы дать основания президенту распустить парламент.
Эксперты уверены, что Янукович, продемонстрировавший значительно большее хладнокровие, чем Леонид Кучма во время «оранжевой революции», вряд ли пойдет на такой шаг. Украинский лидер не только не изъявил желания вести переговоры с митингующими, но и отправился 3 декабря, в разгар акций протеста, с визитом в Китай, ясно указав на степень угрозы для него со стороны лидеров оппозиции.
Одновременно с отъездом президента его оппоненты поставили в Верховной Раде вопрос об отставке правительства, но голосование провалилось. Смысл этого маневра — добиваться вотума недоверия кабмину в парламенте, где у оппозиции нет большинства, — до сих пор остается предметом споров. В УДАРе намекали на некие провалившиеся договоренности с коммунистами и членами правящей Партии регионов, где якобы появилась группа «раскольников». Коммунисты, которые вотум недоверия не поддержали, винили во всем оппозицию — те, дескать, требовали отправить правительство в отставку за «срыв подписания соглашения об евроассоциации» (эта формулировка содержалась в законопроекте), в то время как в КПУ, напротив, были рады этому факту.
Некоторые наблюдатели также предположили, что увольнение Азарова было невыгодно самим оппозиционерам, так как могло «выпустить пар» участников «Евромайдана» и в итоге свернуть его. В таком случае остается открытым вопрос о том, каким образом Яценюк, Кличко и Тягнибок намерены дальше поддерживать и контролировать протест, который вряд ли можно считать их заслугой (по сути, масштабная демонстрация 1 декабря с последующей попыткой штурма администрации Януковича была спровоцирована разгромом молодежного лагеря на Майдане).
За прошедшую неделю лидеры оппозиции смогли лишь сформулировать примерный план действий, по которому участники «Евромайдана» будут требовать отставки правительства и досрочных выборов президента. Самый обширный пункт плана — «Международные мероприятия» — заключается в том, чтобы обратиться в ООН, ОБСЕ, ПАСЕ и прочие организации по поводу «грубого нарушения властями Украины своих международных обязательств». Кроме того, в УДАРе составили список «врагов "Евромайдана"», а Яценюк призвал собравшихся на площади провести акцию протеста у резиденции Виктора Януковича в Межигорье, которая находится на расстоянии примерно 23 километров от центра Киева. Ранее лидер «Батькивщины» хотел пикетировать администрацию президента, когда тот улетел в Китай.
Переговоры с властями пока также не начались, и неизвестно, начнутся ли в ближайшее время. Оппозиция отказалась вести их до тех пор, пока не будут отправлены в отставку и арестованы виновные в разгоне мирных демонстрантов 30 ноября. Одним из виновных был назван глава МВД Виталий Захарченко, и он уже заявил, что в отставку не собирается. Премьер Азаров, в свою очередь, потребовал, чтобы до начала переговоров митингующие освободили захваченные административные здания.
Определенные надежды в оппозиции возлагают на очередное народное вече, которое анонсировано на Майдане 8 декабря. В «Батькивщине» уже заявили, что ожидают на нем больше участников, чем неделю назад (тогда в центре Киева, по разным оценкам, митинговали от 250 до 500 тысяч человек). Но удастся ли воплотить эти планы в жизнь, пока неясно. Если власти, наученные горьким опытом, выполнят свое обещание и не тронут митингующих, у тех вполне может пропасть революционный запал. Впрочем, не исключены провокации: и оппозиционеры, и представители власти предупреждали в последние дни, что на Майдан могут быть подброшены трупы, возможны даже убийства кого-то из активистов.