Мир
19:55, 6 декабря 2013

Обман по уходу за ребенком США обвинили российских дипломатов в мошенничестве

Валентин Маков
Прокурор южного округа Нью-Йорка Прит Бхарара на пресс-конференции, посвященной делу российских дипломатов. 5 декабря 2013 года
Фото: Jason DeCrow / AP

Власти США обвинили десятки российских дипломатов и их жен в мошенничестве. По версии следствия, фигуранты дела обманом получали средства по линии медицинской программы для малоимущих Medicaid. В этом дипломатам предположительно помогали официальные представители российского постпредства при ООН в Нью-Йорке. В министерстве иностранных дел России обвинения отвергли. По мнению Москвы, действия американских правоохранительных органов — попытка пойти на обострение в условиях охлаждения отношений.

О том, что россиянам предъявлены обвинения, стало известно в четверг, 5 декабря. Обвинительное заключение (.pdf), датированное 18 ноября 2013 года, и соответствующий пресс-релиз были опубликованы в четверг на сайте прокуратуры южного округа Нью-Йорка.

Как следует из документов, в деле фигурируют 49 человек: 25 действующих и бывших дипломатов и их жены (супруга одного из фигурантов в список не вошла). Большинство из них были приписаны к постпредству России при ООН. Еще несколько человек указаны как бывшие и действующие сотрудники российского генконсульства в Нью-Йорке и нью-йоркского офиса торгпредства РФ в США.

В документах говорится, что сейчас на территории США находятся всего 11 человек из списка. Это пять сотрудников представительства при ООН, их супруги, а также работник российского посольства в Вашингтоне. Последний на момент совершения предполагаемого преступления работал в генконсульстве в Нью-Йорке. Остальные 38 человек уже успели покинуть Штаты.

Обвинения в адрес дипломатов и их супруг детально описаны в заключении, которое было составлено специальным агентом ФБР Джереми Робертсоном (Jeremy Robertson). Из него следует, что преступления совершены в период с 2004 года по август 2013-го. Суть нарушений в том, что подозреваемые или их жены незаконным путем добивались от американских властей денежной помощи для оплаты медицинских услуг.

Все случаи, описанные в заключении, связаны с наблюдением во время беременности, приемом родов и уходом за маленькими детьми. По версии следствия, подозреваемые использовали примерно одну и ту же схему. Забеременев или родив ребенка, жены дипломатов обращались к властям по линии программы помощи малоимущим Medicaid. Поскольку рожденные на территории США дети автоматически получают право на американское гражданство, чаще всего заявки женщин принимали — несмотря на то, что они были иностранками. При этом, говорится в заключении, дети дипломатов в действительности получили российское гражданство, как это предусмотрено специальным соглашением между Москвой и Вашингтоном.

Для того чтобы доказать статус малоимущих, подозреваемые предоставляли властям подложные справки о зарплате своих мужей, которые те получали на работе. Сумма оклада в этих справках занижалась так, чтобы семейный доход заявителей соответствовал критериям программы Medicaid. В отдельных случаях подлог распространялся и на другие документы. Так, в одном случае женщина назвала в анкете своего мужа братом, чтобы «исключить» его из состава семьи и занизить общий доход. Кроме того, выдавая своих детей за граждан США, подозреваемые использовали поддельные номера социального обеспечения и свидетельство о рождении.

Как следует из обвинительного заключения, такие нарушения широко распространены среди российских дипломатов, проживающих в Нью-Йорке. По словам автора документа, с 2004-го по 2013 год помощь Medicaid незаконно получили 58 из 63 семей сотрудников российских миссий, в которых за это время родился хотя бы один ребенок. Общая сумма средств, полученных ими обманным путем, составила около полутора миллионов долларов. Правда, при расчете были учтены и те случаи, которые в обвинительное заключение не попали. Что касается фигурантов текущего дела, то они, по версии следствия, сумели незаконно получить почти 500 тысяч долларов.

Все то время, пока семьи дипломатов пользовались средствами Medicaid, они тратили большие суммы на дорогие часы, одежду, драгоценности и другие предметы роскоши, говорится в отчете. Подозреваемые совершали покупки в Tiffany & Co., Jimmy Choo, Prada и Burberry. Они не раз оформляли на себя кредитные карты, указывая в анкетах гораздо больший семейный доход, чем в заявках на помощь от Medicaid.

Судя по именам, которые упоминаются в обвинительном заключении, к мошенничеству причастны высокопоставленные российские дипломаты. В их числе, например, действующий первый секретарь постпредства РФ при ООН Андрей Артасов (его должность подтверждается в документах ООН от мая 2013 года, .pdf). В марте 2008 года, за восемь месяцев до совершения предполагаемого преступления, он занимал пост второго секретаря постоянного представительства.

Еще одним первым секретарем (уже бывшим) постпредства России при ООН, которого обвинили в мошенничестве, оказался Андрей Калинин. Согласно заключению, вменяемые ему эпизоды произошли в марте и ноябре 2009-го, в ноябре 2010-го и в сентябре 2011 года. В мае 2009 года Калинин работал вторым секретарем, а уже в августе 2010-го и марте 2012-го (.pdf) он фигурировал в документах как первый секретарь.

В документах также упоминается бывший первый секретарь постпредства Даниил Мокин. Впрочем, в этой должности он упоминается в документах ООН только в 2008 году (.pdf). В марте 2011 года, когда, по версии следствия, Мокин предоставил подложные документы, он уже работал советником в постпредстве (.pdf). Еще один фигурант списка, Андрей Демин, был первым секретарем представительства как раз на момент совершения предполагаемого преступления в 2007 году. Об этом свидетельствуют записи от 2006-го и 2008 года, где он упоминается именно в этом статусе.

Среди других сотрудников постпредства России при ООН в документах следствия фигурируют два вторых секретаря (действующий и бывший), шесть третьих секретарей (бывших), два бывших советника и еще несколько неключевых работников. Особое внимание в докладе уделили бывшему советнику Михаилу Корнееву, который вместе с несколькими неназванными сотрудниками представительства (они в дело включены не были) ставил подписи в подложных справках о зарплате. Кроме того, в списке есть два бывших третьих секретаря генерального консульства России в Нью-Йорке.

В соответствии с пресс-релизом нью-йоркской прокуратуры, всем фигурантам дела предъявлены по два обвинения — в заговоре с целью совершения мошенничества и заговоре с целью хищения государственных средств. Максимальное наказание за них предусмотрено в виде тюремного заключения сроками в десять и пять лет соответственно. Впрочем, как признал прокурор южного округа Нью-Йорка Прит Бхарара (Preet Bharara), скорее всего, никто из подозреваемых арестован не будет из-за их дипломатического статуса. При этом он не исключил, что оставшихся в США фигурантов дела вышлют обратно на родину.

В России обвинения, предъявленные дипломатам и их женам, признать отказались. Особое возмущение МИДа вызвал тот факт, что следствие получило доступ к сведениям о счетах подозреваемых. «Применять подобные приемы к людям, обладающим дипиммунитетом и обладающим служебными паспортами, противоречит всем нормам международного права и конвенционным нормам, действующим в этой области», — заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.

Рябков также выразил недовольство тем, что обвинения в адрес россиян вообще были преданы огласке. «Если американские партнеры хотят выяснить какие-то обстоятельства, вопросы, касающиеся семейной или личной жизни наших сотрудников в США, они могут сделать это спокойно по дипломатическим каналам, а не через обвинения и не через публичную сферу», — отметил заместитель министра.

Скандал с дипломатами разразился на фоне затянувшегося охлаждения отношений между США и Россией; начало этому кризису положило принятие Вашингтоном «списка Магнитского». В частности, обвинения дипломатам были предъявлены ровно в тот же день, когда Следственный комитет России возбудил уголовное дело о нарушении прав усыновленных в США детей. Рябков уже предположил, что действия американской стороны стали «попыткой взять реванш за решение вопросов, не относящихся к российско-американским отношениям». Однако в справедливости этой трактовки все же можно усомниться — уж слишком часто российские власти именно так комментируют неудобные решения партнеров.

< Назад в рубрику