Президент России Владимир Путин 9 декабря внес в Госдуму проект амнистии, посвященной 20-летию российской Конституции. Предполагается, что она охватит более 20 тысяч человек — несовершеннолетних, беременных женщин, хулиганов, участников массовых беспорядков и нарушителей правил дорожного движения. Амнистия коснется и фигурантов резонансных дел — участниц Pussy Riot, членов экипажа «Арктик Санрайз», нескольких обвиняемых по «болотному делу». Но только в том случае, если Госдума согласится с предложенным вариантом. «Лента.ру» поговорила с представителями обвиняемых и осужденных по некоторым резонансным делам, чтобы понять, каковы их шансы освободиться по амнистии.
Предложение провести широкую амнистию, посвященную 20-летию Конституции России, впервые прозвучало летом 2013 года. Тогда же президентский Совет по правам человека создал рабочую группу, которая занялась разработкой проекта. Итоговый документ предполагает, что на свободу выйдут осужденные за участие в массовых беспорядках и призывы к ним (части 2 и 3 статьи 212 УК РФ), хулиганство (статья 213), нарушение правил дорожного движения, совершенное трезвыми водителями и не повлекшее за собой смерть пострадавших (часть 1 статьи 264). Кроме того, амнистия позволит освободиться некоторым людям, осужденным на пять и менее лет — например, беременным женщинам, несовершеннолетним и инвалидам. Отдельно оговариваются статьи, по которым амнистии не будет; это, например, разжигание межнациональной розни (знаменитая 282-я).
В начале декабря 2013 года Владимир Путин заявил, что амнистия будет распространяться «только на тех лиц, которые не совершили тяжкие преступления и преступления, которые связаны с насильственными действиями в отношении представителей власти», прежде всего — в отношении сотрудников правоохранительных органов. Тем самым президент фактически отказал в амнистии тем фигурантам «болотного дела», которых обвиняют не только в массовых беспорядках, но и в применении насилия в отношении представителей власти.
При этом, судя по опубликованному документу, амнистия коснется только уже осужденных фигурантов дел о массовых беспорядках и хулиганстве. Находящиеся под следствием смогут воспользоваться амнистией после решения суда, вне зависимости от того, когда оно будет. Шестимесячный срок, отведенный на исполнение постановления, касается сбора документов — из проекта постановления о порядке применения амнистии следует (пункт 18), что амнистию можно применить и позже, чем через шесть месяцев. Однако и адвокаты, и правозащитники, и депутаты Госдумы, невзирая на разъяснение, нередко понимают фразу о том, что постановление об амнистии «подлежит исполнению в течение шести месяцев» как ограничение срока действия амнистии.
По делу, возбужденному после столкновений граждан с полицией на Болотной площади 6 мая 2012 года, проходят 27 человек. Большинству вменяется не только участие в массовых беспорядках (статья 212), но и применение насилия в отношении представителя власти (статья 318); на тех, кто проходит по двум статьям, амнистия точно не распространяется. Однако восемь фигурантов обвиняются только в массовых беспорядках: это Николай Кавказский, Владимир Акименков, Федор Бахов, Олег Архипенков, Леонид Ковязин, Дмитрий Рукавишников, Анастасия Рыбаченко и Мария Баронова.
Руководитель правозащитного проекта «РосУзник» Сергей Власов сказал «Ленте.ру», что суда в отношении Бахова и Архипенкова, скорее всего, не будет. Как мы уже писали, обвинение с них могут снять, когда осудят всех остальных фигурантов «болотного дела»; таковы данные источника из прокуратуры.
«Мое мнение: пока вынесен только проект этого дела, мы не понимаем, в каком виде она [амнистия] выйдет из-под пера депутатов Государственной Думы, — прокомментировал "Ленте.ру" документ Сергей Власов. — Если она останется в изначальном виде, из первой волны "Болотного дела" под нее подпадают осужденные только по 212-й статье УК Владимир Акименков, Леонид Ковязин, Мария Баронова, Николай Кавказский — в том случае, если они уже будут осуждены и если не случится какой-нибудь фантастической истории вроде судьи, взявшей самоотвод и заболевшей, из-за чего весь процесс начинается заново».
При этом Баронова — мать несовершеннолетнего ребенка, так что на нее, кроме прочего, распространяется пункт 6 постановления об амнистии: дело в отношении активистки должно быть прекращено сразу, без ожидания решения суда.
Власов предположил, что шансы на затягивание процесса мизерны. «Согласно проекту амнистии, под нее подпадают все осужденные по частям 2 и 3 212-й статьи — те, кому в силу уже вступил приговор. При условии, что амнистия будет действовать в течение полугода (как было сказано выше, это не так — прим. "Ленты.ру"), если вторую волну обвиняемых по "Болотному делу" быстро осудят, то по амнистии может выйти только Дмитрий Рукавишников. Формально под амнистию подпадает и [находящаяся в федеральном розыске] Анастасия Рыбаченко — но, чтобы амнистировать, ее должны поймать, судить, приговорить, а лучше бы оправдали», — заключил Власов.
30 человек, весь экипаж судна Greenpeace «Арктик Санрайз», сперва обвинили в пиратстве за «захват» платформы «Приразломная». Однако позднее обвинение переквалифицировали в хулиганство (часть 2 статьи 213 УК РФ), что позволяет экипажу рассчитывать на амнистию. «Исходя из опубликованного в "Российской газете" проекта, а это пока еще не принятое постановление, под амнистию подпадают все участники акции Greenpeace у платформы "Приразломная". При условии, конечно, что им не предъявят новое обвинение», — пояснил Алхас Агабджава, адвокат фотографа Дениса Синякова (он работал на судне «Арктик Санрайз» по заданию «Ленты.ру»).
Однако освобождение по амнистии не снимает судимости и не реабилитирует человека. «Теоретически они могут отказаться от амнистии, поскольку ее принятие исключает право на компенсацию по реабилитирующим обстоятельствам, — рассказал Агабджава об экипаже "Арктик Санрайз". — Но для иностранцев, проходящих обвиняемыми по этому делу, нет другой возможности вернуться к себе на родину. Позиция моего подзащитного, Дениса Синякова, достаточно жесткая, он вполне может отказаться от амнистии, поскольку хочет, чтобы люди узнали всю правду».
«Я с трудом себе представляю текст амнистии, в которой указывается, на какой стадии ее можно применять: как правило, она применяется на любой стадии уголовного разбирательства. То, что в проекте амнистии есть фраза о том, что "она действует в течение шести месяцев со дня ее вступления в законную силу", значит, как мне кажется, вот что: эти шесть месяцев символичны, они даются для того, чтобы все органы соблюли права осужденных, собрали необходимые документы, но по истечении полугода амнистия не заканчивается, она все равно будет применяться, пока не освободят последнего осужденного, который имеет на это право», — пояснил «Ленте.ру» Агабджава.
При этом глава профильного комитета Госдумы (по уголовному, арбитражному, гражданскому и процессуальному законодательству) Павел Крашенинников сказал «Интерфаксу», что активисты Greenpeace будут амнистированы, только если им вынесут приговор в течение полугода. Он, как и правозащитник Сергей Власов, трактует указанные в проекте постановления шесть месяцев как срок действия амнистии, не обращая внимания на разъяснение.
Могут рассчитывать на амнистию и участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Во-первых, они отбывают наказание за «хулиганство» (обе приговорены к двум годам заключения) — оно подлежит амнистии; во-вторых, имеют несовершеннолетних детей.
«Я немного большего ожидала от проекта амнистии: из текста видно, что есть старики, есть инвалиды, женщины с детьми, а пункт "освобождение осужденных по статьям УК 212 и 213" [массовые беспорядки и хулиганство] туда внесли искусственно, как будто кто-то нарочно его всунул, — пояснила «Ленте.ру» адвокат Ирина Хрунова. — С другой стороны, моим подзащитным Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной этот пункт только на руку, поскольку теперь они подпадают под амнистию не только как женщины с несовершеннолетними детьми, но и как осужденные по 213-й статье. Сама я хотела бы, чтобы они вышли на свободу как можно скорее, и колонии этому будут только рады — все понимают, что у девушек есть адвокаты, которые очень любят писать жалобы».
Амнистия не распространяется на злостных нарушителей — в частности, тех, кто дважды сидел в ШИЗО в течение одного года. Однако ни Толоконникова, ни Алехина, как разъяснила Хрунова, таковыми не являются. «Что же касается права на реабилитацию, то для Европейского суда по правам человека амнистия девушек — не препятствие, а другого выбора у нас нет. Точку в деле все равно будет ставить ЕСПЧ», — добавила она.
Впрочем, опубликованный документ — это только проект постановления. Ко дню принятия Госдумой его еще могут поправить: глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов уже пообещал, что при работе над окончательным текстом уберут «все шероховатости, положения, которые вызывают вопросы». Изменения могут затронуть, в частности, пункт о прекращении уголовных дел и пресловутые шесть месяцев — по ним возникает большинство разногласий.
Пока объявление амнистии запланировано на 17 декабря 2013 года, и лидеры всех парламентских фракций выразили поддержку предложенному президентом проекту. Если ничего не изменится, то амнистия сразу распространится на Алехину, Толоконникову (их срок и без того истекает в марте 2014 года, однако амнистия, по словам адвоката Дмитрия Динзе, ускорит освобождение участниц Pussy Riot) и Марию Баронову. Остальным фигурантам громких дел придется ждать решения суда — кому под подпиской о невыезде, а кому — в СИЗО.