Культура
19:33, 11 декабря 2013

Люди дикого Юга В российский прокат выходит фильм Стива Маккуина «12 лет рабства»

Сергей Оболонков
Кадр из фильма «12 лет рабства»

В 1841 году Соломону Нортапу, свободному афроамериканцу из штата Нью-Йорк, предложили работу в Вашингтоне. Нортап хорошо играл на скрипке, и этот его навык понадобился некой цирковой труппе. В Вашингтоне «работодатели» напоили Соломона до беспамятства, и на следующее утро он проснулся без документов и в цепях. Свободного с рождения человека продали в рабство и переправили в южные штаты, где Нортапу пришлось работать на плантациях на протяжении 12 лет. После этого Соломон сумел передать письмо знакомым, был освобожден и вернулся домой.

После освобождения Соломон Нортап написал и опубликовал книгу, рассказывающую о его злоключениях. Этот текст уже экранизировали в середине 1980-х — правда, тогда по книге Нортапа сняли телефильм. Теперь в прокат выходит картина, предназначенная для большого экрана и снятая при участии звезд первой величины. Постановкой ленты «12 лет рабства» занимался британский режиссер Стив Маккуин.

Роль самого Нортапа отдали сравнительно незвездному актеру — Чиветелю Эджиофору, которого зрители могут помнить по лентам «2012» и «Солт». Впрочем, «незвездный» — это понятие относительное: за почти 20-летнюю карьеру Эджиофор успел стать номинантом на множество премий, в том числе, например, на «Золотой глобус» за роль в «Чумовых ботах». Уже сейчас можно сказать, что роль в ленте Маккуина, скорее всего, принесет актеру еще и номинацию на «Оскар» — более того, если он получит эту награду, то вполне заслуженно.

Звездам же в «12 годах рабства» достались преимущественно второстепенные роли. Например, Пол Джиаматти играет бессердечного работорговца, немного даже карикатурного скупердяя. Куда интересней в этом смысле персонаж Бенедикта Камбербэтча — Уильям Форд, эдакий добрый плантатор, относящийся к своим чернокожим рабам «по-человечески». В частности, он дарит Соломону (его после смены статуса зовут Платт) скрипку. Впрочем, доброта не мешает герою Камбербэтча относиться к подневольным людям как к собственности (что, в общем-то, укладывается в юридические нормы тех времен). Почувствовав, что присутствие Нортапа может стать причиной конфликта, Форд продает раба другому плантатору — Эдвину Эппсу.

Эппс, собственно, является вторым главным героем фильма — точнее, антигероем. Он — олицетворение абсолютного зла, воплощенная жестокость. Что характерно — довольно хилая: Эппс цитирует Библию, бросается громкими словами и размахивает плетью, но при этом производит впечатление подкаблучника, которого чем дальше, тем больше подминает под себя жена (Сара Полсон). Самого Эдвина играет (по обыкновению весьма впечатляюще) Майкл Фассбендер. Это, видимо, любимый актер Маккуина — режиссер снимает его в третьем полнометражном фильме подряд. К слову, фильмография Маккуина на сегодняшний день включает всего три полнометражки.

Интересная деталь: в предыдущих картинах Маккуина (в «Голоде» и «Стыде») Фассбендер играл персонажей, мягко говоря, неоднозначных, но вызывающих сочувствие. В новом фильме ему достался в каком-то смысле более сложный образ — Эппс омерзителен в подавляющем большинстве сцен. Когда же он все-таки дает слабину, то начинает вызывать не сочувствие, а скорее жалость.

Полной противоположностью Эппса является Сэмюэл Басс, канадский плотник в исполнении Брэда Питта. Именно Басс оповестил друзей Нортапа о том, где и в каком статусе находится Соломон. Передавая письмо раба, Сэмюэл рисковал жизнью. Питт же в случае с «12 годами рабства» не рискует вообще ничем — он играет одномерного и абсолютно положительного персонажа, других таких в фильме, в общем-то, нет. С появлением на экране Питта начинает казаться, что лента Маккуина вот-вот скатится в банальное морализаторство («Рабство — плохо, свобода — хорошо, человек является человеком независимо от цвета кожи») — но актеру досталось совсем немного экранного времени (зато он выступил еще и в качестве одного из продюсеров проекта).

Впрочем, участие Питта не мешает фильму предоставить зрителям некоторую свободу для трактовок. Понятно, что у Макууина, как и у любого другого современного человека, вполне определенное отношение к показанному в картине явлению. Но даже это отношение подразумевает некоторые вопросы. Скажем, является ли политика соглашательства допустимой, когда речь идет о спасении собственной шкуры? Насколько гибким может быть представление о морали у человека, которого принято считать «хорошим»?

Если в чем фильм «12 лет рабства» и проигрывает предыдущим режиссерским работам Маккуина, так это в силе воздействия. То есть на самом деле силы в новой картине ничуть не меньше, да и картинка у Маккуина получилась по традиции впечатляющей — другое дело, что в «Голоде» и «Стыде» рассматривались сравнительно узкие темы и речь шла о довольно специфических персонажах. В результате «Стыд», например, либо сразу же сбивал зрителя с ног, либо вообще промахивался. В новой же ленте поднимается тема, способная привлечь более широкую аудиторию и «попасть» в большее число зрителей (среди очевидных мишеней — представители Американской киноакадемии). Но с увеличением зоны охвата эффект от каждого отдельного попадания может оказаться меньше.

< Назад в рубрику