В декабре инженер Valve Бен Краснов показал всему миру прототипы двух придуманных им контроллеров, которые позволяют управлять играми без помощи рук. Для того чтобы играть с помощью его устройств, нужно было напрягать совсем другие части тела: одно позволяло управлять играми с помощью зада, а второе задействовало язык. «Лента.ру» решила вспомнить, какие экзотические контроллеры и периферийные устройства выдумали инженеры за время существования игровой индустрии.
Геймпады в том виде, в котором мы их знаем, появились намного позже, чем игровая индустрия вообще и игровые устройства в частности. Привычные контроллеры существуют с третьего поколения консолей, а до него производители приставок кто во что горазд пытались изобрести идеальный способ управлять играми.
Самый первый в истории видеоигр контроллер дебютировал в 1972 году вместе с приставкой Magnavox Odyssey. По современным меркам устройство было очень странным: для управления там использовались два диска, которые размещались на контроллере справа и слева. Для того, чтобы переместить предмет на экране по горизонтали, нужно было крутить левый диск, а правый, соответственно, отвечал за перемещения по вертикали. Как можно понять уже по этому описанию, управлять играми таким способом было не слишком удобно.
Десять лет спустя экспериментаторы из Atari выпустили к Atari 2600 контроллер под названием Joyboard. Он шел в паре с игрой про езду на лыжах Maniac Mogul. Суть заключалась в том, что игрок стоял на устройстве и наклонялся в разные стороны, имитируя лыжную езду. Как и большинство экзотических контроллеров, особой популярностью он не пользовался: по факту, управлять им можно было только в одной игре. Для этого контроллера были разработаны еще два проекта (Off the Rocker и Surf's Up), но в итоге ни один из них так и не вышел.
Еще один интересный эксперимент Atari попыталась провести в 1984 году, когда она собиралась выпустить контроллер Atari Mindlink. Несмотря на название, управлять играми с помощью телепатии он все же не позволял. Вместо этого игроки должны были шевелить мышцами лба. Mindlink считывал движения и преобразовывал их в команды. Выглядел Atari Mindlink как предмет из популярных в 1980-х киберпанковых романов, но в итоге выяснилось, что внешний вид был его единственным плюсом. Играть с помощью Mindlink было практически невозможно: управление оказалось слишком сложным, и, кроме всего прочего, от него, по слухам, начиналась мигрень.
Самым удачным контроллером 1980-х был геймпад NES, который и сформировал современные представления об управлении видеоиграми. Но факт его существования не удержал производителей от экспериментов. В 1989 году вышла знаменитая Power Glove. Справедливости ради заметим: сама Nintendo ее только лицензировала, а дизайном и разработкой занимались сторонние компании. Power Glove выглядела как перчатка с закрепленным на ней геймпадом (тоже вполне в духе киберпанка). Она посылала неразличимые человеческим ухом звуковые сигналы, по которым входившие в комплект микрофоны определяли ее расположение. Эта попытка сделать первый контроллер, основанный на распознавании движений, вполне успешно провалилась. Существовавшие игры для NES очень плохо сочетались с управлением Power Glove. Проектов, разработанных специально для перчатки, в итоге вышло всего два (еще несколько игр до магазинов так и не добрались), да и те работали не лучшим образом.
Еще одной заявкой на успех стал контроллер Konami Laserscope, еще одно наследие киберпанка в индустрии видеоигр. Это устройство, которое, как Mindlink, крепилось на голове и управлялось с помощью голоса. Идея проста: в момент, когда нужно выстрелить, пользователь должен громко закричать «Fire!» в микрофон. Laserscope предназначался в основном для игры Laser Invasion от Konami, но в принципе был совместим и с другими играми, в которых использовался родной пистолет NES Zapper. Хотя само решение было довольно удачным, играть с помощью Laserscope было затруднительно, поскольку микрофон реагировал на любые звуки.
Репутацию одного из худших контроллеров в истории заслужил Sega Activator, вышедший в 1993 году. Он представлял собой восьмиугольник, который размещался на полу, а управление в нем осуществлялось с помощью датчиков движения. Каждая секция восьмиугольника при этом была аналогом кнопки на геймпаде. Activator должен был распознавать движения руками и ногами, что, по идее, позволяло игрокам наносить разные удары (пинаться или делать хуки). Однако контроллер не позволял «зажимать» несколько кнопок одновременно. Sega Activator нужно было калибровать при каждом подключении, движения он улавливал неточно и вообще стоил 80 долларов (притом что изначальная цена Sega Genesis была равна 189 долларам), а потому популярным он так и не стал.
Но абсолютным чемпионом по странным периферийным устройствам среди консолей Sega была Dreamcast. Для нее вышло множество световых пистолетов, танцевальный коврик, аркадный контроллер, имитировавший игровой автомат, и даже маракасы. Но самым трогательным контроллером была удочка, которая использовалась в нескольких рыболовных симуляторах. Удивительнее всего было то, что управлять удочкой можно было и в нескольких играх других жанров. Например, частичная поддержка удочки для Dreamcast присутствовала в файтинге SoulCalibur, но играть таким образом было задачей не для слабонервных.
Совершенная во всех отношениях приставка PS2 после релиза обзавелась одним из самых бесполезных игровых аксессуаров, какие только существовали в истории. Устройство под названием Trance Vibrator на самом деле не использовалось в управлении. Его единственной целью было лежать рядом с игроком (или, скажем, в его кармане) и вибрировать в такт звукам в музыкальном шутере Rez. Trance Vibrator поддерживал и пару других игр. Но, как легко догадаться, его достаточно быстро начали использовать совсем для других целей.
Свою долю странных контроллеров получили и консоли седьмого поколения. На Wii, Xbox 360 и PS3 в 2009 году вышел аксессуар в виде скейтборда, который использовался в игре Tony Hawk: Ride. Хотя изначально идея казалась довольно интересной, на практике это устройство не отличалось удобством, поэтому управлять им было скучно и сложно.
Kinect для Xbox 360, вышедший в 2010 году, никогда не пользовался славой самого удачного контроллера в истории человечества. Это не помешало разработчикам из Atomic Accessories придумать еще более абсурдный аксессуар к нему самому. Для игры Kinect Adventures они выпустили обыкновенную надувную лодку, которая, если верить рекламе, помогала прочувствовать все трудности спуска по горной речке. В лодку помещались два человека, а кроме игровых целей ее можно было использовать и для сугубо практических — например, для плавания в море или в бассейне.