Культура
19:46, 18 декабря 2013

Полюбил хоббита — теперь страдай Питер Джексон выпускает очередной фильм по Толкиену

Сергей Оболонков
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

Роман Питера Джексона с произведениями Толкиена начался почти 20 лет назад — в середине 1990-х. Несколько лет кинематографист просто присматривался к историям о хоббитах, гномах и эльфах. Непосредственно к работе над экранизацией Джексон приступил только в 1997-м. Фильмы трилогии «Властелин колец» выходили каждый декабрь с 2001 по 2003 год. Затем после перерыва в несколько лет и пары других проектов Джексон вернулся в Средиземье. На этот раз он взялся за «Хоббита» — книгу намного более простую и короткую, чем «Властелин колец». Однако и «Хоббита» Джексон решил разделить на три части — первую из них выпустили на экраны в конце 2012-го, вторая выходит в российский прокат сейчас с подзаголовком «Пустошь Смауга».

В конце предыдущей серии Джексон оставил толпу гномов, хоббита Бильбо (Мартин Фриман) и мага Гэндальфа (Иэн Маккеллен) на скале Каррок. Вся эта компания, вообще-то, двигалась к Одинокой горе, чтобы отнять у поселившегося под ней дракона Смауга древние гномские сокровища — и в первую очередь драгоценный камень Аркенстон. Хоббита в поход взяли по настоянию Гэндальфа — маг убедил гномов, что без помощи профессионального взломщика в подземелье, охраняемое драконом, они не проберутся. (Бильбо профессионалом не был, но это уже детали, в которые маг компаньонов не посвятил.)

Вся предыстория похода была рассказана еще в первой серии, так что во второй части Джексон сразу переходит к делу. Герои бегут от гоблинов, прячутся в жилище человека-медведя Беорна, сражаются с гигантскими пауками в лесу (у Гэндальфа к тому времени появляются дела поважнее, поэтому гномы и хоббит оказываются в чаще без магической поддержки), совершают побег из эльфийской темницы при помощи пустых бочек из-под вина. Экшен, экшен, экшен. Даже когда персонажи добираются до озерного города, эдакой северной фэнтезийной Венеции, им нет покоя. Джексон находит поводы для того, чтобы устроить несколько погонь и сражений с использованием холодного оружия даже на фоне мостов, лодок и каналов.

Когда же герои наконец пробираются в чертоги под Одинокой горой и будят Смауга, начинается настоящий фейерверк компьютерной графики. Дракон эффектно пускает огненные струи и крошит хвостом колонны, гномы демонстрируют чудеса эквилибристики, текут реки расплавленного золота. На большом экране все это выглядит предсказуемо впечатляюще — и на удивление скучно.

При этом объяснить, почему «Пустошь Смауга» не вызывает даже тех умеренно теплых эмоций, которые возникали при просмотре прошлогодней ленты «Нежданное путешествие», не так-то просто. Вроде бы все стало еще ярче, громче и богаче, но фильму удивительным образом не хватает спокойных (с чьей-то точки зрения — скучных) эпизодов из первой серии. Воссозданный Джексоном Шир был каким-то теплым и уютным, и сомнения хоббита Бильбо, покидавшего родину, были понятны зрителю: с одной стороны, он расставался с привычной приятной жизнью, с другой — его ждало действительно большое приключение, перед ним открывались невиданные возможности. В сущности, «Хоббит» Толкиена — это ведь не эпический боевик, а именно сказка о том, как Бильбо Бэггинс, скучный обыватель и в буквальном смысле маленький человек, вдруг отправляется в невероятное путешествие.

Может быть, причина разочарования в том, что «Пустошь Смауга» отчетливо дает понять: Джексону катастрофически не хватает сюжета «Хоббита» на масштабную кинотрилогию с хронометражем в восемь с лишним часов. Те же сюжетные линии, которые придумывает сам кинематографист, получаются нелепыми до смешного. В первой серии «Хоббита» появлялся маг Радагаст — в книге Толкиена он упоминается один раз между делом. В фильме же великий волшебник делал искусственное дыхание ежику, гонял на запряженных зайцами санях и укладывал волосы при помощи птичьего помета.

К счастью, в «Пустоши Смауга» Радагаста заметно меньше — зато ему на смену приходит лесная эльфийка Тауриэль (в исполнении актрисы из сериала «Остаться в живых» Эванджелин Лилли). О ее существовании, кажется, не подозревал и сам Толкиен, но Джексона это не смущает. Согласно сюжету фильма, в Тауриэль просыпаются романтические чувства к одному из гномов, что, в свою очередь, становится причиной для ревности Леголаса (еще одного персонажа, которого в книге «Хоббит», вообще-то, не было). Участники любовного треугольника искоса смотрят друг на друга, хмурят брови, говорят чепуху и вообще ведут себя как персонажи какой-то фэнтезийной «Санта-Барбары» (за исключением тех случаев, когда сюжет предписывает им всадить пару-тройку стрел в очередного орка).

Но давайте не будем ориентироваться на книгу — в самом деле, понятно уже, что Джексон снимает даже не вольную экранизацию, а своего рода фанфикшн. По крайней мере, он влюблен в Средиземье, и это чувствуется. Любви, не остывшей за два десятка лет, можно позавидовать.

Другое дело, что от Средиземья в фильмах Джексона остается все меньше и меньше. Все особенности придуманной Толкиеном вселенной тонут в бесконечном параде спецэффектов, непрекращающемся экшене и ненужных сюжетных линиях. Для справки: на третью часть, продолжительность которой наверняка составит не менее двух с половиной часов, осталось примерно две главы, причем не самых длинных. Следовательно, через год экшена и компьютерной графики станет еще больше, а внятного сюжета — еще меньше. Удивительное дело: благодаря книге «Хоббит» когда-то появился жанр фэнтези. Теперь же благодаря человеку, беззаветно любящему созданную Толкиеном вселенную, «Хоббит» постепенно превращается в дорогостоящий, но при этом абсолютно проходной фэнтезийный боевик.

< Назад в рубрику