Законопроект о борьбе с фиктивной регистрацией по месту жительства утвержден парламентом и, скорее всего, до конца 2013 года вступит в силу. Голосовавшие за документ депутаты настаивали, что он направлен на борьбу с «резиновыми квартирами», в которых фиктивно зарегистрированы сотни человек, а шире — на противостояние нелегальной миграции. «Лента.ру» прочитала текст законопроекта вместе с юристами фонда «Общественный вердикт» и пришла к выводу, что ужесточение контроля за регистрацией и перемещениями напрямую коснется и российских граждан.
Внесенный президентом РФ Владимиром Путиным законопроект с нейтральным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» состоит из нескольких подразделов. Поправки вносятся в закон о праве граждан России на передвижение, Административный и Уголовный кодексы, закон о миграционном учете иностранных граждан. Во вступлении к новой редакции третьей статьи закона о передвижении говорится, что регистрация по месту жительства имеет уведомительный, а не принудительный характер. Наличие или отсутствие регистрации «не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», предусмотренных Конституцией и другими нормативными актами.
Это вполне соответствует стилю, в котором пишутся новые российские законы: любая запретительная инициатива обосновывается заботой о защите прав и свобод. Так и здесь: после прямой цитаты из постановления Конституционного суда от 1998 года о том, что регистрация по месту жительства не может ограничивать права граждан, перечисляется, как же именно граждане будут ограничены.
Итак, гражданин России, выехавший за пределы своего региона, должен встать на учет в течение 90 дней. Если этого не произойдет, человек, арендующий жилье, и арендодатель могут попасть под административную, а в отдельных случаях и под уголовную ответственность. За проживание в квартире без регистрации арендаторов будут штрафовать на сумму в две-три тысячи рублей, владельцев квартир ― на сумму от двух до пяти тысяч, юридических лиц ― на сумму от 250 до 750 тысяч рублей. При этом фиктивная регистрация будет караться штрафами от 100 до 500 тысяч рублей, принудительными работами на срок до трех лет или таким же сроком лишения свободы по статье 322 УК РФ.
Возможно, единственный очевидно позитивный момент законопроекта состоит в том, что документ призван упорядочить отношения арендаторов и арендодателей. Это особенно актуально в крупных городах: по данным департамента экономики правительства Москвы, которые приводит газета «Ведомости», в столице сдается в аренду до полумиллиона квартир, но только 25 процентов их собственников готовы оформлять все документы официально и платить налоги. Бюджет города теряет на этом до пяти миллиардов рублей в год. Действительно, как правило, хозяева квартир в лучшем случае заключают договоры об аренде. Про эти договоры знают только посредники из риелторских фирм. Часто бывает так, что по истечении срока договора он не продлевается и в дальнейшем отношения арендатора с арендодателем строятся на честном слове.
Законопроект пытается эту ситуацию изменить. Но заставить хозяина московской квартиры платить налоги ― не самая простая задача. Скорее всего, в следующем году у арендующих жилье в столице стремительно увеличится количество «дальних родственников», которые абсолютно безвозмездно разрешили им пожить на своей территории, а сами уехали далеко, ничего не сообщив о дате возвращения. Хозяева также могут заключить с арендатором договор о безвозмездном пользовании жильем.
В любом случае всем сторонам необходимо помнить: если квартира находится в долевой собственности, то на проживание в ней квартиранта должны дать согласие все владельцы недвижимости. Кроме того, с официальной регистрацией возрастает стоимость коммунальных услуг. То есть вопрос о регистрации квартиросъемщика риелторам, арендаторам и арендодателям все равно необходимо будет обсуждать. «С арендодателями придется как-то договариваться, ― предупреждает руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова. ― В том числе и потому, что нужно защитить себя перед возможным появлением полиции».
Исполнение закона возложено не только на полицию, но и на Федеральную миграционную службу. Правозащитники из «Общественного вердикта» говорят, что это одна из странностей законопроекта. Дело в том, что полномочия участковых или патрульных полицейских по отношению к гражданам расписаны в законе «О полиции», с полномочиями сотрудников ФМС все не так очевидно. «Этот законопроект о "резиновых квартирах" нужно рассматривать в совокупности с другими законами и с Конституцией. Поэтому, когда участковый полицейский стучит в дверь, в теории ему можно вообще не открывать, ― говорит Першакова. ― Если же нет желания провоцировать конфликт и [хочется] провести спокойную беседу, то от общения с полицейским лучше все же не отказываться. У него нужно выяснить имя, фамилию или идентификационный номер с жетона. Если он хочет проверить паспорт, то обязательно надо выяснить, на каком основании он это делает. С сотрудником ФМС все гораздо сложнее. Он то ли на пороге будет стоять во время визита участкового, то ли повестками к себе вызывать ― в законопроекте об этом ничего не сказано».
В «Общественном вердикте» обращают внимание, что просто так проверять паспорта на наличие или отсутствие регистрации полицейские не могут. Они могут требовать документы, если есть основания подозревать гражданина в том, что он нарушает правила регистрации. Такими основаниями могут быть заявление от соседей по лестничной площадке или заявление из ТСЖ. Простого желания участкового заполучить паспорт недостаточно. Однако если заявление существует, тогда придется показать и паспорт, и договор аренды.
Жить без паспорта или не иметь его дома ― административное правонарушение. Проживание без паспорта будет караться штрафом в размере двух-трех тысяч рублей. «Иметь при себе паспорт ― обязанность гражданина РФ, это норма федерального закона», ― констатирует Першакова. Новый законопроект только усиливает эту норму и, в общем, демонстрирует уровень доверия государства к своим гражданам.
Еще одна странная норма будущего закона, на которую обращают внимание правозащитники, звучит так: «Регистрация гражданина РФ по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства». «Это было огромной проблемой в начале девяностых годов, ― предупреждает Першакова. ― Осужденных выписывали из квартир их родственники или просто дельцы, и по выходе из колонии им было просто некуда пойти, они начинали бомжевать. В середине девяностых Конституционный суд РФ запретил лишать регистрации тех, кто отбывает наказание, а сейчас, получается, это возвращается». Как будет работать эта норма, непонятно. То ли осужденные должны сами себя выписывать из квартиры, прописываться на зоне, а освободившись, совершать эти действия в обратном порядке. То ли этим займется полиция, то ли администрация колоний, то ли вообще никто не займется ― в законопроекте о механизме нет ни слова.
Наконец, из всех пояснительных записок к законопроекту и разъяснений депутатов следует, что уголовная ответственность за содержание «резиновых квартир» ждет не тех, кто там зарегистрирован. Тогда как в самом законопроекте, точнее, в изложенной там статье 322 УК РФ, сказано, что наказание последует за «фиктивную регистрацию гражданина». «Эту формулировку можно трактовать широко и привлекать к ответственности не только должностных лиц, выдавших фиктивную регистрацию, но и физических лиц. Причем у них еще нужно будет доказать наличие умысла на совершение преступления. Чтоб арендатор регистрировался, заведомо зная, что не будет жить по этому адресу, а собственник его регистрировал, зная о том же. Как это снимет проблему "резиновых квартир" — мне непонятно», ― говорит Першакова.
В законопроекте, который по идее должен легализовать положение мигрантов, о самих мигрантах речь заходит только на 26-й странице текста из 28-ми. И лишь ради того, чтобы в действующий закон «О миграционном учете иностранных граждан» ввести понятия «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания».
«Законопроект возвращает нас в первую половину нулевых, когда проверка документов у граждан в Москве носила массовый характер. Совместные рейды ФМС и полиции уже проходили, ― считает Елена Першакова. ― В том же метрополитене полицию сдерживает лишь то, что они по новому закону могут проверять документы только у подозреваемых в преступлениях и у тех, кто может находиться в розыске. Или же у полиции есть повод к возбуждению административного дела. Сотрудник все же не может заведомо знать, зарегистрирован по месту жительства человек или нет».
Правозащитники не исключают, что кто-то из граждан захочет обжаловать отдельные нормы законопроекта или действия правоохранительных органов в рамках его выполнения. Но, по их словам, это, как обычно, будут единичные случаи.