Постылой жизни мишура

В прокат выходит третья серия «Елок»

Кадр из фильма «Елки 3»

«Елки» — новогодний проект, запущенный в 2010 году. Суть его в том, что в конце декабря почти ежегодно (исключением стал 2012-й) на российские экраны выпускается очередная «добрая» комедия-альманах. Каждый из таких фильмов собран из отдельных, но пересекающихся историй. Постановкой новелл занимаются разные режиссеры. Одни и те же персонажи кочуют из фильма в фильм. 26 декабря в прокат выходит следующая, уже третья по счету, серия «Елок».

В центре сюжета новой картины — мама, папа и дочь из Самары, которых зрители помнят еще по «Елкам 2» (их роли исполняют Анна Чиповская, Петр Федоров и Лера Стреляева). Точнее, это не совсем верно, главными действующими лицами являются не сами члены семьи, а их домашние любимцы — спаниелиха Йоко и дворняга Пират (примерное представление об этой паре можно составить, взглянув на постер диснеевского мультфильма 1955 года «Леди и бродяга»). Видите ли, собаки влюблены друг в друга, но героиня Чиповской — жестокосердная бизнесвумен, ровно в Новый год она намеревается отправиться в Лондон для заключения выгодной сделки, причем Йоко женщина планирует прихватить с собой. Дело в том, что ее партнер разводит спаниелей, и случка двух псов — российской сучки и британского кобеля — может положительно отразиться на сделке.

Дочка Настя, разумеется, против, ей неинтересны дела матери (и действительно, особняк, в котором живет семья, и так неплох), она беспокоится только о счастье собак. Поэтому она запускает «бумеранг добра» — пишет жалостливое сообщение в соцсети в надежде помешать матери разрушить собачий роман. Бумеранг добра — это что-то вроде лепестка цветика-семицветика, его запускаешь, он делает круг, задевает кучу случайных людей своим добром и возвращается, принося с собой радость. Собственно, остальные герои «Елок 3» — люди, которых так или иначе задело брошенное Настей метательное оружие.

Среди них, например, появлявшиеся в предыдущих сериях герои Ивана Урганта и Сергея Светлакова (в новой картине они оказываются в психушке, что дает создателям «Елок 3» возможность спародировать знаменитый финал ленты Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки»), лыжник и сноубордист, проходящие службу в вооруженных силах, а также Гоша Куценко в роли склонного к супружеской неверности профессора.

Основная проблема «Елок 3» заключается в том, что в них нет вообще ничего настоящего, буквально ни грамма реальной жизни. Какие-то отголоски человечности можно обнаружить в сценах с участием Валентина Гафта в роли пенсионера, потерявшего жену и вынужденного встречать Новый год в одиночестве. Но этих сцен немного, и все они находятся на периферии повествования. Основная же часть фильма сделана даже не из пластика, а из какого-то невероятного материала будущего — в нем нет ни натуральных волокон, ни естественных красителей, сплошные суррогаты и заменители, уже давно не идентичные натуральным.

Скажем, Самара представлена в фильме преимущественно коттеджным поселком (который, если судить по низко летящим самолетам, находится рядом с аэропортом в Курумоче — однако пес Пират почему-то бежит к взлетно-посадочной полосе через центр города, то есть делает крюк в 30 с лишним километров), да еще в кадре появляется драмтеатр. Видали Самару? Вот она какая. Новелла про сноубордиста и лыжника и вовсе снята на фоне искусственных сугробов и полярного сияния, будто нарисованного на картоне фломастерами.

Но картинка-то ладно, не она здесь главная, в конце концов (а на фактические неточности можно вообще не обращать внимания, это же сказка). Гораздо хуже, что и доброта, которая вроде как является центральной темой фильма, тоже получилась ненастоящей. В сущности «Елки 3» — это кино даже не о доброте как таковой, а о представлении о ней, сложившемся у постоянных обитателей соцсетей. Поставил «лайк» под слезной просьбой о перепосте сообщения о пропавшей собаке, больном ребенке или дедушке-инвалиде — вроде как совершил доброе дело. Скопилось много «лайков» — и ты уже чувствуешь, что не один, что творишь добро вместе с единомышленниками, ждешь, что вот-вот раздастся свист возвращающегося к тебе бумеранга. Между тем пес по кличке Пират, подгоняемый твоими «лайками», выбегает на взлетную полосу, что парализует работу целого международного аэропорта и тысячи человек теряют возможность в новогодний вечер встретиться с близкими. Но это ничего, главное — дворняжка, спаниелиха и юная самаритянка Настя счастливы.

Понятно, что в праздники зрителям хочется чуда, возможности абстрагироваться от бытовых неурядиц. Но ведь можно, гипотетически, снять фильм не про бумеранг, а про стрелу добра? Это, если вы помните, такая штука, для которой первично попадание в цель, а не возврат к отправителю.

Культура14:5815 августа
Abelle

Сигнал принят

Диджей года, польский вуду-дэнсхолл, техно, арфа и хардкор: кого слушать на Signal