Силовые структуры
10:25, 24 декабря 2013

Самоучитель игры на автомате Памяти Михаила Калашникова

Василий Сычев
Михаил Калашников
Фото: Миша Джапаридзе / AP

Михаил Калашников, легенда советской и российской оружейной школы, скончался 23 декабря 2013 года в возрасте 94 лет. Прирожденный изобретатель, так и не получивший специального технического образования, Калашников сделал головокружительную карьеру: обычный сержант-танкист стал конструктором всемирно известного автомата, а его имя давно превратилось в повсеместно узнаваемый бренд. Славе Калашникова немало способствовали исторически сложившиеся особенности комплектования Вооруженных сил СССР, а позже и России; в то же время особенности функционирования советского и российского ВПК, похоже, угрожают эту славу растратить.

Товарищ сержант

Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайской губернии и оказался 17-м ребенком в семье. Спустя 11 лет его отца признали кулаком и сослали в Томскую область, где будущий изобретатель проучился семь классов. После седьмого класса Калашников вернулся в Курью, где окончил восьмой класс. На этом этапе его образование завершилось, и началась ничем не примечательная жизнь: в 18 лет Михаил уехал в Казахстан, где устроился работать учетчиком в депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги.

В 1938 году Калашникова призвали в Красную Армию, в Киевский Особый военный округ, которым тогда командовал генерал армии Георгий Жуков. Будущий оружейник был приписан к 12-й танковой дивизии в городе Стрый в качестве механика-водителя танка. Тогда-то и начал проявляться талант Калашникова — сперва он предложил несложное приспособление для пистолета ТТ, облегчающее ведение огня через щели в башне танка, а затем придумал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки и счетчик моторесурса. Последнее изобретение даже планировалось поставить на серийное производство, однако этого не случилось.

После начала войны, в октябре 1941 года, Калашников, дослужившийся уже до сержанта, был тяжело ранен под Брянском и госпитализирован. После госпиталя Михаила отправили в Матай на долечивание. Там он попытался создать свое первое огнестрельное оружие, используя чертежи, которые набросал, лежа в больнице. При разработке своего первого пистолета-пулемета Калашников пытался учесть собственный боевой опыт, отзывы других бойцов, а также техническую информацию из тематических книг в госпитальной библиотеке.

В начале 1942 года Калашникова командировали в Алма-Ату в Московский авиационный институт, эвакуированный на время войны. В мастерских этого института Михаил создал опытный образец своего пистолета-пулемета. Это оружие благодаря отзыву начальника Военно-инженерной академии имени Дзержинского Анатолия Благонравова, которому Калашников сумел показать свое изобретение, было представлено в Главное артиллерийское управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Эксперты отметили малый вес оружия и возможность ведения огня одиночными выстрелами, но из-за его технической сложности на вооружение принимать не рекомендовали.

Но именно благодаря своему первому изобретению Калашников начал профессионально заниматься стрелковым вооружением. В конце 1942 года его направили на работу в Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного Артиллерийского управления РККА. Именно тут Калашников приступил к разработке автомата, который фактически заложил новую оружейную школу и определил облик советского и российского стрелкового оружия на многие десятилетия вперед.

Оружие пролетариата

В 1947 году Михаил Калашников представил военным доработанный вариант автомата собственного изобретения. Конструкция этого оружия свидетельствовала о том, что его создатель, с одной стороны, не имеет специального технического образования, но с другой — не обделен природной смекалкой. Дело в том, что при разработке АК Калашников получил возможность ознакомиться с оружием других разработчиков, участвовавших в конкурсе ГАУ РККА. В итоге в перспективном автомате было использовано несколько идей от опытных ТКБ-415, АВС-31 и немецкого StG-44. При этом о прямом заимствовании технических решений речи не шло (справедливости ради заметим, что конкуренты тоже ознакомились с оружием Калашникова в рамках этого конкурса). Благодаря своей изобретательности Калашников сумел соединить несколько технических решений: использование промежуточного патрона (среднего по мощности между пистолетным и винтовочным), верхнее расположение газоотводного узла и наличие ствольной коробки.

Принцип действия автоматики «Калашникова» основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через верхнее отверстие в канале ствола в газовую камеру. После выстрела это отверстие в стволе открывается сразу же после прохода мимо него пули. В газовой камере пороховые газы толкают поршень, жестко связанный с затворной рамой, отводя последнюю назад на величину свободного хода и перезаряжая автомат. При этом для перезарядки используется избыточное давление пороховых газов. Именно благодаря избыточности газового давления для автоматики АК и его последующие версии отличаются высокой надежностью: загрязнение «Калашникову» практически не страшно.

Однако такой подход в сочетании с длинным ходом газового поршня отрицательно сказывается на точности стрельбы. Дело в том, что отдача любого огнестрельного оружия складывается из нескольких импульсов, первым из которых является воздействие самого выстрела, вторым — удар затворной группы в момент прихода ее в заднее положение и третьим — приход затворной группы в переднее положение, завершающий цикл перезарядки. Точность стрельбы из АК подвергалась критике еще во время испытаний в 1946 году (прототип автомата их провалил, но Калашников смог добиться разрешения на доработку оружия), а потом в 1947-м, когда военные решили принять «Калашникова» на вооружение.

К слову, в 1947 году на испытания были представлены несколько образцов автоматического оружия, разработанных разными конструкторами. Все они испытания провалили, однако «Калашников» показал лучшие характеристики. В итоге комиссия ГАУ РККА решила принять на вооружение автомат Калашникова, с тем чтобы доработать его в ходе эксплуатации. Главными же доводами в пользу автомата стали необычайная простота его использования, возможность быстрого и самостоятельного устранения простых неисправностей и элементарный процесс разборки оружия для чистки. Еще одним доводом в пользу АК были относительная простота и дешевизна его производства. Фактически, именно это в первую очередь и требовалось от оружия, создававшегося не для профессиональной, а для призывной армии.

Простота и надежность «Калашникова» определили его дальнейшую судьбу. На его основе были разработаны десятки типов пулеметов, пистолетов-пулеметов, охотничьих карабинов, снайперских винтовок и специального оружия. За 66 лет существования схемы Калашникова во всем мире было произведено более ста миллионов единиц этого оружия, причем его выпуск (даже самой первой версии — АК-47) продолжается и сегодня.

Благодаря растущей популярности его детища Калашникову, так и не получившему специального высшего образования, в 1971 году была присвоена степень доктора технических наук. Основанием послужило большое количество исследовательско-конструкторских работ и изобретений. Сегодня за Михаилом Тимофеевичем числятся 35 авторских свидетельств на изобретения. Но все же в основе массового успеха его оружия лежит особенность комплектования вооруженных сил в СССР — призывная система, не позволяющая подготовить профессионального военного, которому можно было бы доверить более точное и совершенное, но и значительно более сложное, с технической точки зрения, оружие.

Человек-бренд

К настоящему времени автоматы Калашникова стали самым распространенным в мире стрелковым оружием; они состоят на вооружении около 55 стран. Во времена СССР производственные линии автомата поставлялись многим странам-союзницам. По официальным данным, Советский Союз передал технологии производства оружия 18 странам, включая Китай, Польшу, Румынию, Болгарию, Германию, Египет и Ливию. Позднее Китай, пытаясь снизить стоимость и без того недорогого оружия, начал использовать при производстве автомата измененные сплавы, но это отрицательно сказалось на его надежности. По данным «Рособоронэкспорта», сегодня лицензионным производством «Калашниковых» занимается только Венесуэла; там сборочные линии заработали в 2010 году.

Между тем АК послужил базой для разработки иностранного огнестрельного оружия, включая израильский Galil, венгерский NGM-81 и индийское семейство INSAS. Есть и примеры создания оружия на базе автоматов, которые в свою очередь были разработаны на основе «Калашникова» (в частности, хорватский автомат APS 95 был создан на базе Galil). По разным оценкам, «Калашников» и его «клоны» сегодня составляют 15-20 процентов от общего количества автоматического оружия в мире. Популярность автомата настолько высока, что одно время в некоторых африканских странах детям часто давали имя Калаш. Изображение советского автомата присутствует на флаге Мозамбика, а также встречается на государственных гербах Зимбабве (перекрещен с мотыгой в центре за щитом), Буркина-Фасо (до 1997 года) и Восточного Тимора.

Но, что удивительно, авторские права Михаила Калашникова на созданный им автомат были защищены весьма посредственно. В конце сороковых годов, в условиях разворачивавшегося противостояния между двумя политическими блоками, да и потом, во времена «холодной войны», об этом просто никто не думал. Лишь в 1997 году концерн «Ижмаш» получил международный патент на некоторые усовершенствования АК-74 и «Калашниковых» «сотой серии». Основываясь на этих документах, а также ряде авторских свидетельств, полученных конструктором в разные годы, «Ижмаш» и «Рособоронэкспорт» называют иностранное производство как базовых версий АК образца 1947 года, так и его модификаций контрафактным. Тем не менее, эти заявления сомнительны с юридической точки зрения хотя бы потому, что сроки патентной защиты на изобретение, сделанное в 1940-х годах, уже истекли. Кроме того, официально так и не было представлено документов, которые однозначно доказывали бы причастность Михаила Калашникова к изобретению автомата. Сам факт изобретения Калашниковым «Калашникова» под сомнение не ставится, но именно патентная неразбериха не позволила конструктору превратить свое детище в источник значимого дохода.

Вместо этого в последние десятилетия Калашников из выдающегося конструктора стал превращаться в мировой бренд. Сегодня его имя хорошо известно и американским военным, и африканским сепаратистам. Власти РФ неизменно напоминали о его заслугах, однако в 1990-е о самом Михаиле Тимофеевиче несколько подзабыли. Правда, тогда весь оборонно-промышленный комплекс страны оказался в тяжелейшем положении (последствия чего ощущаются до сих пор). Вновь имя Калашникова замелькало уже в 2000-е — на фоне полуразваленной «оборонки» оно стало символом инженерной мысли России, предметом политических манипуляций и единственной надеждой концерна «Ижмаш», оказавшегося на грани банкротства, на спасение.

Во второй половине 2000-х годов финансовое положение «Ижмаша», выпускающего семейство «Калашниковых» в России, постоянно ухудшалось: производственные мощности были загружены недостаточно, что влекло за собой снижение прибыли, рост кредиторской задолженности и задержек по выплате заработной платы. В 2011 году Министерство обороны России отказалось от покупки АК-74М, сославшись на то, что на складах скопилось столько этого оружия, что его хватит еще по меньшей мере на ближайшие 15 лет. Держаться на плаву концерну фактически помогали США, куда отправлялись 80 процентов произведенных для экспорта «Калашниковых» и его производных.

В 2009 году дело дошло до заявления о банкротстве «Ижмаша», однако вскоре Арбитражный суд Удмуртии прекратил его производство. Позднее госкорпорация «Ростехнологии», в состав которой входил концерн, начала реструктуризацию предприятия, ликвидировав непрофильные активы. Концерн был перепрофилирован в научно-производственное объединение. В конце мая 2013 года Михаил Калашников, уже больной, регулярно лежавший в госпиталях, бесплатно передал концерну «Ижмаш» все права на использование своего имени. Генеральный директор «Ижмаша» Константин Бусыгин заметил по этому поводу, что «ни одного слова не было по поводу какой-то оплаты», потому что Калашников — настоящий патриот.

Вскоре «Ижмаш» перепрофилировался в концерн «Калашников», который намерен и впредь активно эксплуатировать схему, изобретенную сержантом-танкистом в далеких 1940-х годах. В частности, перспективный автомат АК-12 (на базе которого планируется выпускать специальное оружие, снайперские винтовки, пулеметы, пистолеты-пулеметы и охотничьи карабины), проходящий государственные испытания и планируемый к включению в состав экипировки «солдата будущего» «Ратник», использует все ту же классическую схему Калашникова, пусть и немного доработанную с учетом современного развития технологий.

Однако то, что наилучшим образом подходило для Рабоче-Крестьянской Красной Армии времен ее победы во Второй мировой войне, сегодня выглядит архаизмом. Похоже, бывшему «Ижмашу», сделавшему ставку на знаменитое во всем мире имя Михаила Тимофеевича Калашникова (и чуть-чуть — на лоббистские усилия американского актера Стивена Сигала), просто не хватает свежих конструкторских идей. Но памяти и заслуг самого Михаила Калашникова это уже никак не умалит.

< Назад в рубрику