Культура
18:34, 26 декабря 2013

Кровью и пеной Лучшие и худшие фильмы 2013 года: выбор «Ленты.ру»

Сергей Оболонков
Кадр из фильма «Кровью и потом: Анаболики»

«Лента.ру» вспоминает лучшие фильмы 2013 года — а также самые титулованные, незаслуженно забытые и наиболее обсуждаемые. Поскольку картин в списке получилось в общей сложности 11, последнюю из них, победившую в номинации «Худшая лента года», можно рассматривать в качестве бонуса.

«Анна Каренина»

Мировая премьера «Анны Карениной» состоялась еще в 2012 году, однако российские зрители сумели посмотреть картину только в 2013-м (кроме того, именно в этом году ленту выдвинули на четыре «Оскара»; получила она всего один — за костюмы). Серьезных откровений от очередной экранизации Толстого вроде бы ждать не приходится — события «Карениной» столько раз переносили на экран, что зрителя, кажется, уже ничем не удивишь. Ну да, в новой ленте снялись звезды, саму героиню сыграла Кира Найтли, ее супруга — Джуд Лоу, и что с того?

Кадр из фильма «Анна Каренина»

«Пена дней»

Главный роман Бориса Виана — сюрреалистическую и печальную историю о девушке Хлое, в чьем легком выросла кувшинка, — экранизировал Мишель Гондри. Французский режиссер известен своими рукодельными спецэффектами, при создании которых он демонстрирует невероятную фантазию. В этом смысле «Пена дней» Виана с ее пианоктейлями, разумными мышами и прочими странностями стала для Гондри идеальным материалом. Другое дело, что от двух часов непрекращающихся причуд некоторые зрители могут попросту устать. «Пена дней» — это Гондри в избытке, зато классический: крайне изобретательный, одновременно невероятно смешной и убийственно грустный.

«Жасмин»

Современная вариация Вуди Аллена на тему «Трамвая "Желание"» Теннесси Уильямса. Женщина, оставшаяся без средств к существованию, переезжает к сестре и пытается наладить новую жизнь, но в результате лишь портит жизни окружающим. В целом «Жасмин» — типичный Аллен, ироничный, ехидный и болтливый. Однако режиссер отдал главную роль Кейт Бланшетт, и это можно рассматривать как лучшее решение в его карьере за последние лет десять, а то и больше. Своей игрой актриса выталкивает фильм на другой уровень. Создается ощущение, что она даже и не играет, а живет за свою взбалмошную и самоуверенную героиню. Бланшетт не просто не боится быть уродливой в кадре — она самоотверженно изображает моральное уродство. «Оскар» ей практически гарантирован.

«Гравитация»

В самом зрелищном фильме года действуют всего два актера (спойлер: один из них перестает действовать примерно в середине), а события разворачиваются преимущественно на фоне бескрайней черноты. Впрочем, это не мешает «Гравитации» Альфонсо Куарона быть не только самой интересной с визуальной точки зрения, но и одной из самых захватывающих картин отчетного периода. Фильм рассказывает о том, как доктор Райан Стоун (Сандра Буллок), работающая на орбитальной станции, в результате аварии оказывается в открытом космосе без связи с землей и поддержки со стороны коллег – и как она изо всех сил старается вернуться на Землю. При всем великолепии самой «Гравитации» будет довольно странно, если Буллок, которая большую часть хронометража прячется в скафандре так, что только нос торчит, наряду с Бланшетт включат в список претендентов на «Оскар» в номинации «Лучшая актриса» (а шансы на это есть).

«Игра Эндера»

Экранизация романа Орсона Скотта Карда, опубликованного в 1985 году, стала одним из лучших фантастических фильмов последних лет. Лента получилась довольно сдержанной в плане спецэффектов, зато в ней есть необычно глубокие и интересные (особенно по сравнению с некоторыми другими представителями жанра sci-fi) персонажи. Главного героя картины — Эндрю Виггина, мальчишку, вынужденного возглавить землян в сражении с пришельцами-«жукерами», — играет Эйса Баттерфилд, которого многие помнят по «Хранителю времени» Скорсезе. В сущности, «Игра Эндера» — это фильм не о космических перестрелках и инопланетных насекомых, а о взрослении, возможности выбора и умении его сделать. Картина доказывает, что можно снимать кино о детях и для детей, не пугая целевую аудиторию излишней жестокостью, но и не сюсюкая с 12-летними зрителями.

«Роль»

В драме Константина Лопушанского (режиссера, кажется, единственного советского постапокалиптического фильма «Письма мертвого человека») события разворачиваются в начале 20-х годов прошлого века. Главный герой — актер, которого судьба сталкивает с двойником — красным командиром. Когда командир погибает, актер решает исполнить главную роль в своей карьере — прожить жизнь другого человека. Обоих ключевых персонажей играет (и играет великолепно) Максим Суханов. Ленту «Роль» показали в рамках основного конкурса на Московском кинофестивале, где жюри ее полностью проигнорировало. При этом можно сказать, что Суханов заслуживал награды больше чем кто-либо из других претендентов.

«Железный человек 3»

Лента студии Marvel о миллиардере-изобретателе Тони Старке заработала в мировом прокате более 1,2 миллиарда долларов и в результате стала самым кассовым фильмом года. Третья часть «Железного человека» получилась более масштабной, чем предыдущие — что, в общем-то, объяснимо: супергерою теперь приходится чуть ли не в одиночку конкурировать с целой командой «Мстителей», картина о которой стала одним из лидеров проката прошлого года. (Отметим, справедливости ради, что сам Железный человек входит в состав «Мстителей».)

Кстати, о предыдущем годе: в 2012-м список фильмов-миллиардеров пополнился сразу тремя наименованиями. Вместе с «Мстителями» в него вошли новая серия бондианы «007: Координаты "Скайфолл"» и заключительная часть трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене «Темный рыцарь: Возрождение легенды». По результатам 2013 года отметку в один миллиард долларов пока превысили только сборы «Железного человека 3».

«Жизнь Пи» и «Линкольн»

Первая из этих картин — снятая Энгом Ли фэнтезийная история о подростке, который после кораблекрушения дрейфует по океану в спасательной шлюпке с тигром; вторая — историческая драма Стивена Спилберга о борьбе 16-го президента США за отмену рабства. «Линкольн» считался основным претендентом на «Оскары» в 2013 году — фильм теоретически мог получить 12 премий. Однако больше всего наград Американской академии (в общей сложности четыре) досталось именно «Жизни Пи». Ленту Спилберга, пускай сдержанную и местами суховатую, зрители запомнили благодаря блестящей игре исполнителя главной роли Дэниела Дэй-Льюиса (по крайне мере, ему-то за эту работу «Оскар» все же достался). Фильм Ли остался в памяти по большей части из-за картинки и спецэффектов (картина вышла в прокат в формате 3D, и некоторые сцены в ней — например, та, в которой огромный кит перепрыгивает через шлюпку, — действительно впечатляют).

«Жизнь Адель»

Драма Абделатифа Кешиша стала главным фильмом Каннского кинофестиваля — причем не только из-за того, что именно ей досталась «Золотая пальмовая ветвь». Кажется, ни один другой фильм из каннской программы не обсуждали так яростно, как «Жизнь Адель». Правда, темой многих дискуссий стала не сама картина, а вошедшие в нее интимные сцены. «Жизнь Адель» — история любви двух девушек, подростка Адель (Адель Экзаркопулос) и художницы постарше Эммы (Леа Сейду). Кешиш всю эту историю старается показать предельно близко и естественно; для него, видимо, нет особой разницы между сценами, в которых главная героиня ест макароны и занимается сексом, поэтому он не считает необходимым стыдливо отворачивать камеру. В итоге зрителю начинает казаться, что на экране не выдумка, а действительно жизнь Адель. Разумеется, это в том числе и заслуга Экзаркопулос, которая выглядит в кадре невероятно естественной.

«Кровью и потом: Анаболики»

Наконец, приз получает режиссер и продюсер Майкл Бэй — награды он удостаивается как создатель худшего фильма года. В принципе, его картины о гигантских роботах чем дальше, тем больше претендуют на звание худших лент года, однако 2013-й обошелся без «Трансформеров». Вместо этого Бэй выступил в непривычном амплуа — снял черную комедию о тупых качках, которые похищают бизнесмена в надежде получить выкуп. Далее следуют езда на минивэне по лицу, жарка отрезанных конечностей на гриле, попытка вписаться в порноиндустрию, опознание тела по грудным имплантам и другие прелести гангстерской жизни. Довольно сложно понять, что в этом фильме раздражает больше — то увлечение, с которым создатель детских боевиков про роботов пихает на экран гипертрофированное насилие, или тот факт, что лента, вообще-то, основана на реальных событиях — другими словами, поводом для веселья Бэя стали вполне настоящие трупы.

< Назад в рубрику