Раскрась себе дорогу до офиса

В прокат выходит «Тайная жизнь Уолтера Митти»

Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

В 1939 году американский журналист и писатель Джемс Тербер опубликовал рассказ под названием «Тайная жизнь Уолтера Митти». Главным героем этого небольшого произведения был маленький человек из Коннектикута с большими, просто-таки огромными мечтами. Благодаря этим снам наяву даже обычная поездка в магазин с женой становилась для него настоящим приключением. В мечтах он видел себя героем — например, летчиком или хирургом, спасающим человеческие жизни. История о Митти, разумеется, оказалась крайне привлекательной для кинематографистов. Рассказ Тербера уже экранизировали в конце 1940-х, теперь же на экраны вышла еще и версия, поставленная Беном Стиллером (в российском прокате фильм демонстрируется под названием «Невероятная жизнь Уолтера Митти»).

Легко догадаться, что в новой картине от оригинального рассказа осталось крайне мало. В версии Стиллера Митти (в исполнении самого режиссера) — современный человек, работник фотослужбы журнала Life, влюбленный в Шерил (Кристен Уиг), сотрудницу бухгалтерии того же издания. Однако Уолтер настолько стеснителен, что у него не хватает храбрости ни пригласить Шерил в кафе, ни даже «подмигнуть» ей на сайте знакомств. При этом в фантазиях герой Стиллера (как и персонаж из рассказа Тербера) является именно что героем: лихо расправляется с обидчиками, совершает экспедиции в труднодоступные места и спасает из огня собачек.

Однако в один прекрасный день обстоятельства заставляют Уолтера прекратить мечтать и начать действовать. Выясняется, что журнал, в котором он работает, закрывают. На обложку последнего печатного номера руководство хочет поставить фотографию великого фотографа Шона Оконнелла (Шон Пенн). Проблема в том, что кадр, присланный самим Шоном, утерян, и никто не знает, как с ним связаться — фотограф не общался ни с кем из редакции и поддерживал контакты (да и то непрямые) только с Уолтером, которого считал высококлассным профессионалом. В результате Митти не остается ничего другого, кроме как отправиться на поиски Оконнелла — сперва в Гренландию, а потом и дальше.

В общем-то, понятно, что именно привлекает Голливуд в «Уолтере Митти». Сам герой — простой человек, как и большинство зрителей, сидящих в кинозале, аудитории легко себя с ним ассоциировать. С другой стороны, его фантазии предоставляют создателям картины чуть ли не безграничную свободу (особенно если забыть о первоисточнике). В новой экранизации чего только нет, от акул и снежных барсов, до извергающихся вулканов. Соответственно, зрители не только ощущают единение с персонажем, но еще и смотрят на экраны, разинув рты.

В фильме даже самые обычные вещи (например, то, как Уолтер добирается до офиса) превращаются в аттракцион. И дело не только в том, что по дороге герой погружается в собственные фантазии — просто создатели картины даже лобби огромного офисного центра умудрились снять так же интересно, как и отроги горных хребтов. Другими словами, картинка в «Невероятной жизни» получилась просто завораживающей. Но Стиллер хотел взять планку выше, удивить и ошарашить зрителей ему было мало.

И он действительно сумел добиться большего. Сцена, в которой Кристен Уиг исполняет под акустику песню Дэвида Боуи «Space Oddity», не растрогает разве что бессердечного. Или вот эпизод, в котором Уиг и Стиллер пародируют героев Бланшетт и Питта из «Невероятной истории Бенджамина Баттона», — он получился действительно смешным (и заодно довольно едким). То есть в ленте есть на что посмотреть, кроме спецэффектов.

«Невероятную жизнь Уолтера Митти» при этом ругают за наивность, за то, что она вроде как говорит зрителю: «Наплюй на работу и проблемы близких, делай, что хочешь, несись на край света, не думая о последствиях». Но эти претензии не очень-то обоснованы. Дело в том, что фильм оказывается чуть хитрее, чем может показаться на первый взгляд. Вряд ли кто-то с уверенностью может сказать, что Уолтер действительно отправился путешествовать по миру. Но он бесспорно проделал огромный внутренний путь. Штука в том, что финал как раз подразумевает, что герой побывал именно в таком секретном путешествии — результаты, к которым он пришел, вполне могли бы быть достигнуты и без поездки в Гренландию. Стиллер снял сказку — но сказку о том, что за чудесами ходить далеко не надо, их можно обнаружить прямо под носом.