Экономика
13:49, 9 января 2014

Как нажиться на гадком утенке Почему биржевые аналитики в 2013 году поставили не на те компании

Александр Ратников
Изображение: factory43.com

Нелюбимые аналитиками акции оказались самыми прибыльными — к такому парадоксальному выводу пришел ресурс MarketWatch, в конце 2013 года опубликовавший соответствующее исследование. Выяснилось, что аналитики слишком подвержены «стадному чувству» и поэтому могут не заметить некоторые изменения на рынке.

Автор MarketWatch Бретт Арендс (Brett Arends) выделил десять компаний из американского биржевого индекса S&P 500 с худшими рекомендациями аналитиков по состоянию на конец 2012 года. Затем Арендс подсчитал, что произошло бы, если бы он вложил в каждое предприятие по тысяче долларов, а прибыль от инвестиций потратил на покупку новых ценных бумаг. Выяснилось, что за год (без учета налогов и сопутствующих расходов) десять тысяч долларов превратились бы в 16,7 тысячи.

Однако если бы Арендс по аналогичной схеме покупал акции компаний, высоко оцененных аналитиками, за год его десять тысяч долларов превратились бы в 14 тысяч. Таким образом, доходность составила «лишь 40 процентов». Этот показатель, безусловно, лучше, чем в целом по фондовому рынку, который за год в среднем вырос на 31 процент, но все же не может сравниться с прибылью от вложений в предприятия с негативной репутацией, достигшей 67 процентов годовых.

Американские горки

На значительный рост котировок компаний, акции которых годом ранее не пользовались спросом у инвесторов, в конце 2013 года обратило внимание и агентство Bloomberg. Издание выделило трех неудачников 2012 года — сеть магазинов электробытовой техники Best Buy, компьютерного производителя Hewlett Packard и поставщика оборудования и программного обеспечения PitneyBowes.

В конце 2012-го каждая из этих компаний жестко критиковалась инвесторами. В частности, в ноябре аналитик ISI Group Брайан Маршалл понизил свой прогноз по акциям HP до нейтрального уровня, объяснив это тем, что предприятие превратилось в ловушку для инвестора: акции компании недооценены, но из-за постоянного потока негативной информации они не могут вернуть себе справедливую рыночную стоимость.

2013-й показал, что аналитики серьезно просчитались. По итогам прошлого года акции HP подорожали на 98 процентов, Best Buy увеличил свою капитализацию на 239 процентов, а PitneyBowes — на 117 процентов. Поток негативных новостей по поводу этих компаний прекратился в тот момент, когда аналитики на это и не надеялись.

Список Bloomberg может считаться показательным: HP и Best Buy присутствуют в большинстве аналитических материалов в качестве иллюстраций того, как к покупателям возвращается уверенность по поводу компаний. Еще один характерный пример — оператор потокового телевидения и видео Netflix: его акции за прошлый год выросли в четыре раза.

Рост котировок на фоне «прохладных» прогнозов аналитиков — единственное, что объединяет эти компании. Причины для роста у каждой из них свои. Например, на капитализацию HP (а она уже несколько лет находится в кризисе из-за падения спроса на персональные компьютеры) влияет реструктуризация компании. В то время как ключевые финансовые показатели HP (выручка, чистая прибыль, прибыль на одну акцию) не улучшаются или даже незначительно ухудшаются, внутренние реформы внушают инвесторам уверенность в будущих прибылях.

В 2012 году специалисты крайне пессимистично оценивали перспективы сетевого гиганта Best Buy, который столкнулся с жесткой конкуренцией онлайн-магазинов, и прежде всего Amazon. Best Buy предрекали скорое банкротство, и неудивительно, что по итогам 2012-го акции ритейлера потеряли 49 процентов стоимости. Однако в 2013-м новый глава компании Хьюберт Джой (Hubert Joy) сумел переломить ситуацию, сократив часть персонала и добившись лучшей координации между онлайновой и офлайновой версиями Best Buy. Внезапное возрождение ритейлера вкупе с эффектом низкой базы привели к росту стоимости акций магазина в три раза. Трейдеры сумели быстро среагировать на отличные результаты Best Buy по итогам праздничных продаж 2012 года, а затем приняли во внимание реформы Джоя.

Netflix отличается и от HP, и от Best Buy. Если две последние компании представляют собой большие корпорации, столкнувшиеся с системными проблемами, то Netflix — агрессивно развивающееся и сравнительно молодое предприятие. В основе бизнес-модели компании лежит продажа видео через интернет. В последнее время эта бизнес-модель отпугивала и инвесторов, и аналитиков. Так, по итогам 2011 года акции Netflix подешевели на 59 процентов, и в преддверии 2012-го специалисты не рекомендовали их покупать.

Пессимистичный настрой в отношении Netflix сохранялся весь 2012 год. Лишь в начале 2013-го, после публикации далеко не провального годового отчета, инвесторы стали благосклоннее оценивать перспективы оператора, а за минувший год акции Netflix выросли более чем на 300 процентов. Изменение настроения инвесторов связывают с ростом популярности потокового видео, которое можно покупать через интернет.

По мере того, как услуги Netflix будут становиться для покупателей все более привычными, акции компании, скорее всего, будут дорожать. На пользу оператору может пойти и снижение волатильности по ее ценным бумагам. Как только участники рынка определятся со своим отношением к Netflix, ценовой коридор для ее акций сузится, что придаст ценным бумагам стабильности, а значит, сделает их более привлекательными для широкого круга инвесторов.

Отмеченный в 2012-2013 годах рост стоимости акций тех компаний, которые в прошлом разочаровывали инвесторов, — явление, далеко не уникальное. Так, по итогам 2011 года биржевые игроки почти списали со счетов один из ведущих банков США — Bank of America. Однако уже год спустя его акции подорожали в два раза. Схожую динамику продемонстрировали и ценные бумаги британского банка Lloyd's. Если в 2011-м они подешевели на 60,6 процента, то по итогам 2012-го, напротив, выросли на 80,8 процента.

Биржевая логика

Почему аналитики ставят не на самые прибыльные компании? По мнению автора MarketWatch, они просто не хотят рисковать своей репутацией и опасаются рекомендовать клиентам ценные бумаги потенциально проблемных компаний. Кроме того, по словам Арендса, финансовые специалисты чрезвычайно подвержены конформизму: если на рынке главенствует убеждение, что, к примеру, акции Apple — это удачное вложение, то большая часть консультантов будут предлагать приобретать именно их. «Стадный инстинкт» аналитиков играет против предприятий-неудачников: поскольку никто не рекомендует покупать акции таких компаний, это приводит к дальнейшему снижению их стоимости. Финансовые показатели эмитента при этом могут быть вполне солидными.

Означает ли это, что непопулярные акции в перспективе обязательно будут расти в цене? Естественно, нет. Но Bloomberg на всякий случай выделил главных неудачников 2013 года — ими стали производитель золота Newmont, добытчик железной руды Cliffs Natural Resources и угольная компания Peabody Energy. В агентстве считают, что их акции могут резко подорожать, если мировая экономика в 2014-м ускорится и спрос на минеральное сырье возрастет.

Похожий список — десяти компаний с лучшими и худшими прогнозами аналитиков на 2014 год — опубликовал и Арендс из MarketWatch. Примечательно, что в списке десяти компаний с лучшими рекомендациями аналитиков не оказалось привычных для подобных рейтингов Apple и инвестхолдинга Berkshire Hathway — по-видимому, аналитики считают их переоцененными. Зато они прочат безоблачное будущее авиакомпании Delta Airlines — правда, за 2013-й она и так подорожала на 139 процентов.

В число предприятий, в которые не рекомендуется вкладывать средства, попали энергетическая компания Consolidated Edison, страховщик Progressive Corporation и производитель различных видов упаковок Bemis Corp. В этом же списке алюминиевый гигант Alcoa, страдающий от снижения мирового спроса на фоне неустойчивого роста глобального ВВП. Если в 2014-м году ценные бумаги нелюбимых аналитиками компаний по-прежнему будут расти сильнее остальных, акции Alcoa станут лидерами индекса S&P 500, а деньги инвесторов достанутся не только ей, но и всем алюминиевым компаниям мира, в том числе и российскому «Русалу».

В своей заметке для MarketWatch Арендс напоминает, что игра на бирже всегда сопряжена с риском. В оригинале он использует выражение «You pays your money and you takes your chances», которое можно условно перевести так: «риск неотделим от игры». У этого выражения есть и другое значение, более актуальное для фондового рынка, — вся власть принадлежит покупателю. В этом смысле на рынке в 2014 году точно ничего не поменяется.

< Назад в рубрику