Россия
16:14, 10 января 2014

Ловля на мертвеца На Ставрополье боевики устроили охоту на таксистов

Татьяна Зверинцева
Полиция около одного из автомобилей
Кадр: телеканал НТВ

На территории двух районов Ставропольского края 8 января обнаружили четыре автомобиля с трупами. Шестеро расстрелянных мужчин оказались таксистами и «бомбилами» — частными извозчиками. Рядом с машинами были заложены взрывные устройства. В убийстве подозревают четверых жителей Кабардино-Балкарии — их разыскивают и в связи с другими преступлениями. В районах, где обнаружили машины, объявлен режим контртеррористической операции.

По факту убийств ставропольских таксистов Следственный комитет России возбудил дела по статьям УК 105 (убийство), 222 (незаконный оборот оружия) и 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов). Дела были объединены в одно производство, а вскоре в них появились и подозреваемые: братья Артур и Анзор Маргушевы, Вадим Шогенов, а также некий молодой человек, которого видели вместе с ними (правоохранительные органы составили фоторобот, но установить его личность пока не удалось). В Кировском и Предгорном районах Ставропольского края ввели режим контртеррористической операции. Местность патрулируют казаки; таксисты опасаются выезжать на вызовы.

В 2007-м году уроженца Зольского района Кабардино-Балкарии Вадима Шогенова (1988 года рождения) приговорили к шести годам колонии за пособничество в убийстве. Освободился он досрочно или отсидел до конца — неизвестно. Однако в 2013-м Шогенов снова попал в поле зрения правоохранительных органов. В октябре его вместе с земляком Артуром Маргушевым (1990 года рождения) объявили в розыск по подозрению в убийстве участкового села Светловодское Рустама Бженикова (очень нелюбимого боевиками). Вскоре их также заподозрили в убийстве охотника в Ставропольском крае. По версии следствия, Маргушев и Шогенов застрелили охотника, чтобы завладеть его автомобилем и скрыться от силовиков во время спецоперации.

Вадим Шогенов
Фото: ОМВД по Зольскому району Кабардино-Балкарии

В ноябре 2013 года в Черкесске был задержан житель села Залукокоаже Муса Жигатов, которого подозревали в оказании помощи Маргушеву и Шогенову. Радикальные исламисты утверждали, что в СИЗО Жигатова пытают.

Стоит отметить, что Маргушев происходит из известной в Зольском районе «лесной» семьи. Арсен Маргушев 1979 года рождения (у него такое же отчество, как у Артура и Анзора — Гумарович) был убит в 2005 году во время нападения боевиков на Нальчик. Другого человека по фамилии Маргушев, Мухамеда, называли избранным имамом мечети села Светловодское (официальные духовные власти опровергали этот статус).

По версии правоохранительных органов, в начале 2014 года Вадим Шогенов, Артур Маргушев, его брат Анзор (1981 года рождения) и еще один человек, личность которого пока не установлена, решили заняться убийствами силовиков. В качестве приманки боевики использовали таксистов — официальных и неофициальных (схожие методы ранее применяли члены бандформирования «Ногайская степь»). Предполагалось, что во время работы оперативной группы на месте убийства таксиста будет происходить взрыв. Такая тактика часто используется при совершении терактов (спустя некоторое время после первого взрыва случается второй).

8 января боевики вышли на охоту. Следствие не исключает, что они разделились на две группы — шесть преступлений были совершены с разницей в несколько часов, при этом на расстоянии в несколько десятков километров друг от друга.

Сначала боевики убили жителя села Тамбукан Владимира Смирнова, который работал сборщиком мебели и подрабатывал частным извозом. Убийцы положили тело погибшего в его собственный ВАЗ-2108 и заминировали подходы к машине. Когда силовики приблизились к автомобилю, устройство сработало, однако никто не пострадал.

Артур Маргушев
Фото: ОМВД по Зольскому району Кабардино-Балкарии

Следующее убийство было совершено в станице Зольской: жертвами преступников стали таксисты Иван Гадаев и Александр Гринченко. Машина Гринченко была заминирована (взрывное устройство удалось обезвредить). Автомобиль Гадаева преступники минировать не стали — по версии следствия, он был убит незапланированно, поскольку стал свидетелем смерти коллеги.

В тот же день в соседней станице Марьинская были убиты трое мужчин. Их имена пока не называются. Сообщается лишь, что это таксист-частник, его пассажир и случайный свидетель (он пытался убежать в камыши, но убийцы его догнали). Автомобиль преступники заминировали. Взрывное устройство было обезврежено.

Стоит отметить, что, несмотря на объявленный контртеррористический режим и явный умысел на убийство полицейских, статьи «терроризм» в уголовном деле нет. При этом в гораздо более спорных случаях, зачастую похожих на хулиганство, такая статья появлялась неоднократно. Так, в терроризме обвиняют нижегородского анархиста Илью Романова, случайно подорвавшегося на самодельной бомбе. По этой же статье обвинялись националисты, которых впоследствии признали виновными в серии поджогов, в том числе приемной ФСБ в Москве. Жертв преступлений, как и в случае со Ставропольем, не было.

Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, ведущий Первого канала Максим Шевченко считает, что в Ставрополье боевики могли действовать в интересах криминалитета. «Я не исключаю союз между криминалом и терроризмом. В других регионах Кавказа мы это очень часто наблюдали. Не имеет значения, какой национальности террорист и какой национальности представитель криминального мира — это абсолютно интернациональное взаимопонимание, основанное у одних на интересе к деньгам, у других — на интересе к реализации безумных фанатических идеологических планов», — заявил он изданию «Русская планета».

В свою очередь, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус предположил в беседе с агентством «Росбалт» следующее: «Здесь возможна связь криминала с попытками обозначить террористическую опасность накануне Олимпийских игр. Но реальный это терроризм или игра под терроризм — пока рано говорить». Высказывается и еще более простая версия: возможно, ставропольские таксисты не пожелали платить «дань» боевикам.

Шесть ставропольских семей на днях попрощаются со своими близкими. Исполняющий обязанности губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров заявил, что каждой пострадавшей семье заплатят по миллиону рублей и окажут иную помощь.

< Назад в рубрику