Японская компания Suntory, крупнейший производитель алкогольных напитков в стране, приобрела американскую Beam Inc., выпускающую знаменитый бурбон Jim Beam. Эта сделка стала одной из крупнейших на мировом алкогольном рынке за всю его историю. И хотя для Японии, откуда происходит компания-покупатель, виски не является традиционным национальным напитком, эта страна достигла исключительных успехов в его производстве — как количественных, так и качественных.
Японцы, потратившие около 16 миллиардов долларов на покупку владельца Jim Beam, работают в основном на азиатском рынке. С помощью сделки компания рассчитывает расширить линейку брендов — во многих быстрорастущих странах Тихоокеанского региона виски набирает популярность так же быстро, как увеличиваются доходы местных жителей. В самой Японии завезенный из Великобритании напиток уже давно стал частью повседневной жизни и не воспринимается как нечто экзотическое.
По данным исследовательского центра IWSR, виски по объемам потребления занимает твердое третье место в мире после водки и рома. Дела обстоят таким образом уже давно, это во многом связано с тем, что «воду жизни» (гэльское beatha uisce, от чего, собственно, и пошло название «виски») производят почти по всему миру. Легкость, с которой виски завоевал значительную часть планеты, можно объяснить не только его богатым и разнообразным вкусом, но и относительной несложностью изготовления.
Мировая экспансия виски началась сразу после его появления на Британских островах. Вместе с колонистами алкогольный напиток уже в начале XVII века проник в Северную Америку. При этом нельзя сказать, что переселенцы просто копировали ирландские и шотландские образцы: в американских колониях вискокурни работали не только на ячмене, как это было изначально на Островах, но в первую очередь на солоде из ржи и кукурузы. В связи с этим американские сорта с самого начала своего существования значительно отличались от британских.
В Америке производством виски активно занимались фермеры земель фронтира, расположенных за Аппалачскими горами. Для них это был верный способ заработка, поскольку зерно портится при долгой транспортировке, а крепкий алкоголь — нет. Американский виски на какой-то период освободительной войны против британцев даже стал подобием национальной валюты, а в 1791 году налог на этот напиток вызвал массовый бунт (впрочем, быстро подавленный).
Американские сорта твердо заняли свое место как на внутреннем, так и на мировом рынках. Бурбон, производящийся из кукурузы, и вовсе стал национальным брендом — так можно называть только напиток, произведенный в США. Многие ценители считают, что при прочих равных американский виски уступает по вкусовым качествам шотландскому и британскому, но, как бы то ни было, своя старая традиция производства у американцев есть, и их бренды — например, кентуккийский бурбон Jim Beam или теннессийский Jack Daniel's — известны наравне с Johnnie Walker или Ballantine's.
С начала XX века виски распространялся и по другим регионам. В первую очередь, алкогольный напиток понравился японцам, что и неудивительно, учитывая сочетание огромного интереса модернизирующейся страны ко всему европейскому и относительную закрытость национальной экономики. Suntory в то время занималась импортом вина в страну, но решила расширить бизнес и запустила свой скотч для местного потребления. Так в 1924 году в продаже впервые появился виски, произведенный на японском заводе из японского сырья. Продукт оказался весьма успешным, и многие местные компании взялись за перспективный бизнес.
Индустрия виски в Японии росла стремительно, но вплоть до конца XX века потребление местного алкогольного напитка не выходило за пределы островов. Иностранцы относились к нему примерно с таким же снисхождением, с каким мы сейчас воспринимаем турецкую водку. Однако японцы, подойдя серьезно и к производству, и к маркетингу, все же вывели свой товар на международный рынок. В 1990-е вдруг выяснилось, что снобизм европейцев совершенно неуместен — японский виски по качеству оказался ничуть не хуже, чем шотландский, а по некоторым параметрам даже превосходил его, что показал ряд международных конкурсов. Более того, японцы научились делать не только обычный виски, но и премиальные сорта.
Именно виски во многом и обеспечил бурный рост алкогольных корпораций Японии — таких, как Suntory и Kirin. В последние 20 лет их подъем несколько замедлился из-за общей многолетней стагнации в местной экономике; с другой стороны, дорогая иена позволила им выгодно скупать зарубежных производителей. Последняя сделка Suntory — отражение этой тенденции. К слову, после покупки Beam Inc. компания по объемам продаж вышла на третье место в мире среди всех производителей алкоголя.
К началу XXI века виски производили в десятках стран. Но никому, кроме японцев, не удалось потеснить шотландцев, ирландцев и американцев с их рынка. Местный виски — это, как правило, национальная экзотика, выводить которую на экспорт бессмысленно.
Скажем, в России до сих пор существует только один местный сорт виски, полностью производимый внутри страны — «Прасковейский»: на Ставрополье выпускают напиток по купленной у Jameson технологии. Есть планы по поводу своего виски и в Кизляре. Остальные «российские» сорта, по сути, только разливаются в России, основой для их производства являются иностранные спирты.
Куда более масштабное производство развернулось в Индии. По потреблению этого напитка страна находится на третьем месте в мире. Значительную часть тамошнего рынка занимают местные производители, однако европейцы индийский напиток за виски не считают. Дело в том, что индусы производят его из мелассы — сиропа, получаемого при переработке сахарного тростника. Таким образом, речь идет скорее о роме, но индийцы все же настаивают на названии «виски». На настоящий же виски там приходится лишь 10 процентов продукции.
Оценивая производителей виски из «нетрадиционных» стран, эксперты нечасто произносят в их адрес хвалебные слова. Как правило (в случае с постколониальными государствами, а также странами, долгое время находившимися под британским влиянием), речь идет о напитке довольно спорного качества, который направляют в бары гостиниц, работающих в режиме all-inclusive. В европейских странах местный виски — сугубо нишевый продукт, занимающий небольшую часть внутреннего рынка и совсем маленькими партиями экспортируемый за рубеж. Таковы сорта, производимые в Германии, а также в традиционных «водочных» странах — Швеции и Финляндии. Впрочем, едва ли шотландская водка ценится в мире хоть сколько-нибудь высоко.
Сделав виски, который по качеству не уступает британским аналогам, японцы доказали, что могут успешно заниматься этим «европейским» видом бизнеса. Теперь, после покупки Jim Beam, им предстоит доказать, что они умеют торговать алкоголем не хуже американцев.