Наиболее вероятный кандидат в президенты США на выборах 2016 года от Республиканской партии Крис Кристи на минувшей неделе оказался в центре очень некрасивой истории, способной пустить ко дну его политическую карьеру. Администрацию губернатора штата Нью-Джерси обвинили в действительно страшном грехе — намеренной организации многокилометровых пробок ради того, чтобы «наказать» мэра одного из местных городов.
До этого скандала Крис Кристи заслуженно считался самым популярным республиканцем в США, имеющим хорошие шансы победить на следующих президентских выборах. Очень важно, что благосклонность к нему испытывали не только однопартийцы, но и многие независимые избиратели, а также часть демократов.
Выборы губернатора штата, прошедшие в минувшем ноябре, стали настоящим триумфом Кристи: в «синем» (то есть преимущественно либеральном) Нью-Джерси он наголову разбил свою соперницу из Демократической партии Барбару Буоно, набрав на 24 процента голосов больше.
Популярность Кристи среди демократов вполне объяснима. Во-первых, они отдают должное действительно эффективной работе Кристи по преодолению последствий урагана «Сэнди», от которого в 2012 году Нью-Джерси пострадал сильнее прочих штатов. Во-вторых, в каком-то смысле они отдают Кристи долг. В 2012 году, в самый разгар президентской кампании, популярный губернатор усердно нахваливал Барака Обаму, выделившего масштабную помощь его штату после удара «Сэнди».
Эти два обстоятельства привели к тому, что во время губернаторской кампании за Кристи выступили не только его соратники по партии, но и ряд демократов из числа влиятельных жителей Нью-Джерси. В поддержку действующего губернатора тогда, в частности, высказались многие мэры-демократы городов штата.
Впрочем, были среди градоначальников и те, кто отказался агитировать за Кристи. Так, мэр города Форт-Ли Марк Соколич заявил, что, безусловно, ценит достижения Кристи, но голосовать все-таки будет за кандидата от своей партии. Именно это его решение и повлекло за собой цепь событий, приведших к нынешнему скандалу.
Нежелание строптивого мэра поддержать действующего губернатора не прошло незамеченным. В начале сентября 2013 года, когда закончилась пора отпусков, а дети пошли в школу, в Форт-Ли начался настоящий транспортный коллапс: движение по одному из немногих мостов, соединяющих северную часть Нью-Джерси с Нью-Йорком, было почти остановлено. Тут надо пояснить, что мост имени Джорджа Вашингтона (смотреть на карте) вообще не лучшее место, чтобы прокатиться с ветерком. Ежедневно его пересекает примерно 300 тысяч автомобилей, делая этот отрезок дороги самым загруженным в США, а возможно и в мире. Пробка на мосту стоит практически всегда.
Однако в сентябре положение стало еще хуже. Американский комик Джон Стюарт описал ситуацию так: «Вместо обычного ада вас ожидал пожирающий души смерч беспрестанного гудения, в котором вы и ваш автомобиль сливались в обездвиженный сплав стали, выхлопных газов и разбитых надежд». Дело в том, что дорожные рабочие без предупреждения и объяснения причин оставили открытыми лишь одну из трех полос, ведущих непосредственно из Форта-Ли на мост. Остальные же полосы этого заезда на протяжении четырех дней были закрыты для «проведения исследования транспортных потоков» — по крайней мере, именно такое объяснение дали мэру Форт-Ли в Управлении портов и мостов Нью-Йорка и Нью-Джерси.
Соколич, не удовлетворенный таким комментарием, инициировал разбирательство, потребовав представить публике ответственных за перекрытие движения и вразумительно объяснить, для чего это было сделано. Его усилия поддержали и законодатели штата, начавшие собственное расследование. Важную роль тут сыграл депутат законодательной ассамблеи Нью-Джерси Джон Висневски, активно участвовавший в разбирательстве. Именно он добился отставки директора Управления портов и мостов по междуштатным капитальным проектам Дэвида Уайлдстейна, который был назван человеком, непосредственно отдавшим приказ ограничить движение. В свое время Уайлдстейна на эту должность назначил его старый знакомый — губернатор Кристи.
Несмотря на эту отставку, расследование сентябрьского коллапса продолжилось. Дело в том, что никто из предполагаемых участников истории так и не смог объяснить, кому понадобилось «исследовать транспортные потоки» и каковы результаты этого «исследования». Висневски вызвал для отчета в законодательное собрание штата еще несколько человек, которые могли быть причастны к закрытию моста, а также добился выдачи их переписки, относящейся к делу. Вот тогда-то и обнаружилась настоящая сенсация, а вся эта история вышла на общенациональный уровень.
Из электронной переписки, которую подчиненные Кристи вели с сотрудниками Управления портов и мостов, выяснилось, что люди из ближайшего окружения губернатора фактически организовали транспортный коллапс в Форт-Ли, намереваясь отомстить мэру Соколичу за его нелояльность. Например, 13 августа 2013 года помощница Кристи Бриджит Энн Келли написала Уайлдстейну, в ведении которого находился мост: «Пора бы жителям Форт-Ли постоять в пробках». Ответ был кратким и недвусмысленным: «Ясно».
В сентябре, когда движение уже было парализовано, а десятки тысяч человек теряли время и деньги, чиновники обменивались такими сообщениями: «Я не перестаю улыбаться. Это плохо?». «Да и с детьми как-то не очень получилось». Видимо, имеются в виду дети, по четыре часа мариновавшиеся в школьных автобусах. Ответ был следующим: «Ну да, конечно. Но это дети избирателей Буоно».
Рассуждения подчиненных Кристи о «вражеских» детях возмутили американцев, наверное, даже сильнее, чем сама затея с наказанием Соколича. Хотя и намеренное создание пробок ради мести мэру (который, кстати, на работу в Нью-Йорк не ездит) многих заставило усомниться в адекватности ближайшего окружения губернатора.
Самому Кристи, в предыдущие месяцы много и саркастично шутившему в адрес тех, кто обвинял его в намеренном закрытии дорог, стало не до смеха. Взоры разгневанных сограждан обратились на него в ожидании немедленных объяснений. В местной и национальной прессе ситуацию, в которую попал губернатор, начали сравнивать с уотергейтским скандалом, а для американского политика это крайне недобрый знак. Кристи осознал, что его стремительно набиравшая ход карьера получила такой удар, от которого могла уже не оправиться.
В первый день скандала губернатор выступил с письменным заявлением. Он поклялся, что ничего не знал о действиях своих подчиненных, а провинившихся уже отправил в отставку. Однако бурю негодования в американских СМИ это не остановило. Тогда на следующий день Кристи сам вышел к журналистам и дал двухчасовую пресс-конференцию, в ходе которой честно ответил на десятки вопросов.
Суть сказанного Кристи сводилась к следующему. Во-первых, он безгранично доверял сотрудникам своего аппарата, которые убедили его в том, что закрытие моста было вызвано «исследованием транспортных потоков». Во-вторых, поняв, что ему лгут, он немедленно отправил виновных в отставку, хотя они и были для него «как члены семьи». В-третьих, сам он в дорожных исследованиях не разбирается и даже не подозревал, что мост могли закрыть по другим причинам. В-четвертых, он лично никогда не просил мэра Соколича о поддержке и вообще практически не был с ним знаком, поэтому даже мотив для мести у него отсутствовал. И главное: ответственность за произошедшее Кристи все равно взял на себя. Губернатор многократно попросил прощения за действия своих сотрудников у жителей Форта-Ли и Нью-Джерси, пообещав сделать все возможное, чтобы ничего подобного впредь не повторялось.
Те, кто видел выступление Кристи, в целом сошлись во мнении, что он сумел исправить положение, и выкрутился из почти безнадежной ситуации. И здесь надо отметить, что губернатор Нью-Джерси считается едва ли не главным хулиганом американской политики. Он редко стесняется в выражениях, постоянно шутит на грани фола, не страдает избыточной политкорректностью, а своих оппонентов в пылу дискуссии может и послать. В его исполнении американцы чего только не видели. Но вот извиняющегося и кающегося Кристи они узрели впервые.
Согласно опросам общественного мнения, в Нью-Джерси рейтинг его одобрения из-за всей этой истории снизился на восемь процентов, но все равно остался в комфортном поле «больше половины»: ему доверяют 53 процента жителей штата. Учитывая высказывания его помощников о детях и устроенный ими транспортный ад, результат можно назвать ошеломляющим.
Американские СМИ и политическая элита пока не хоронят президентские амбиции Кристи. Более того, Fox News — главный рупор американских правых — уже развернул контрнаступление. Ведущие и эксперты телеканала на все лады расхваливают губернатора, который в момент кризиса «продемонстрировал лидерство и ответственность», немедленно уволив своих ближайших соратников и извинившись перед гражданами. Ему противопоставляют Барака Обаму, который «своих не сдает», отказываясь увольнять фигурантов многочисленных скандалов, весь последний год сотрясавших президентскую администрацию. Даже упомянутый выше прожженный либерал Джон Стюарт одобрительно отозвался о последних действиях Кристи, хотя и оттоптался на его грубоватых манерах.
На данный момент губернатор Нью-Джерси действительно имеет наибольшие шансы стать кандидатом от республиканцев. Его откровенный, «непричесанный» стиль работы и общения с окружающими очень импонирует многим американцам, которых уже подташнивает от «пластиковых» вашингтонских политиков с идеально подобранными галстуками и отполированными до блеска речами. К тому же Кристи, в отличие от большинства однопартийцев, не вызывает острой аллергии у демократов и независимых избирателей. Он сильно опережает всех потенциальных конкурентов по такому показателю, как likeability (умение нравиться). Грубо говоря, речь идет о том, пошел бы избиратель после работы выпить пива с кандидатом или нет. Так вот, пить пиво с Кристи пошли бы почти все.
По данным различных опросов общественного мнения, он идет примерно вровень с Хиллари Клинтон (наиболее вероятным кандидатом в президенты от демократов), а некоторые исследования даже отдают ему преимущество. Справедливости ради надо сказать, что эти данные были опубликованы еще до скандала с мостом. Но, судя по всему, Кристи вернет себе утраченные позиции: американская пресса очень любит низвергать с пьедестала всеобщих любимцев, однако еще сильнее журналисты любят возвращать поверженного политика на прежнее место в ореоле мученичества.
Сейчас в США начинается период так называемых «скрытых праймериз»: политики, надеющиеся принять участие в президентских выборах, стремятся заручиться поддержкой максимального числа влиятельных союзников и — главное — спонсоров, готовых вложиться в того или иного кандидата. И хотя недавний скандал едва не лишил Кристи всех надежд на успех в этом деле, нет худа без добра: благодаря этой истории губернатор получил общенациональную известность, а его взгляды, симпатии, антипатии и даже шутки несколько дней рекламировались всеми ведущими телеканалами и газетами страны.
Тем не менее, ни президентский пост, ни даже номинация в кандидаты от республиканцев Кристи пока не гарантированы. Некие жители Нью-Джерси уже подали на него в суд за неудобства, пережитые из-за сентябрьских проделок его сотрудников. Процесс, вероятно, будет для губернатора крайне неприятным. Более того, демократы и конкуренты-республиканцы уже начали припоминать ему старые грехи: начиная от полетов к сыну на полицейском вертолете и заканчивая нерациональным использованием средств, выделенных на восстановление штата после урагана «Сэнди». Издание Politico любезно предоставило недругам Кристи список из 15 его больших и малых проступков, и они наверняка еще будут всплывать в дальнейшем.
Но самым плохим вариантом для губернатора стало бы появление информации о том, что он знал, кто и для чего перекрывал мост Джорджа Вашингтона в сентябре 2013 года. Прокуратура штата и местные журналисты решительно настроены внести полную ясность в эту историю. И если такие данные все-таки обнаружатся, это будет означать немедленное завершение политической карьеры Кристи. Своим выступлением на пресс-конференции он не оставил себе ни малейшей лазейки, чтобы этого избежать.