В 2011 году сценарист и режиссер Джей Си Чендор выпустил свою дебютную полнометражную ленту «Предел риска» («Margin Call»). Картина принесла ему номинацию на «Оскар» (за сценарий). Над следующей лентой кинематографист вновь поработал и в качестве сценариста, и как постановщик. Однако в отличие от «Предела риска», в котором снялась толпа знаменитостей, включая Кевина Спейси, Джереми Айронса и Деми Мур, в новой картине занят всего один актер, зато не менее звездный, — Роберт Редфорд.
За рубежом вторая полнометражная работа Чендора вышла на экраны под названием «All Is Lost», то есть «Все пропало». Российские прокатчики, видимо, решили не пугать аудиторию излишним пессимизмом и предпочли выпустить картину под противоположным по смыслу заголовком — «Не угаснет надежда».
Впрочем, надежда у героя Редфорда (имени которого зрителям не сообщают) действительно не угасает. В самом начале фильма он просыпается на собственной яхте, дрейфующей по океану — в путешествие мужчина за 70 отправился в одиночку. После пробуждения герой обнаруживает, что борт его судна пробит углом контейнера с кроссовками, видимо, выпавшего с какой-то баржи. В пробоину заливается вода, электросеть на яхте умерла, связи с миром нет. Далее на протяжении полутора часов персонаж Редфорда латает борт, пытается рыбачить, собирает драгоценные капли пресной воды, прячется от шторма — в общем, всеми силами пытается выжить сперва на яхте, затем на спасательном плоту.
В каком-то смысле лента Чендора — аналог прошлогодней «Гравитации» Куарона, только бесконечную космическую пустоту заменили на бескрайний океан, а Сандру Баллок — на Роберта Редфорда. В обеих лентах есть эпизоды, в которых герои оказываются невероятно близки к спасению, но в последний момент все срывается. Более того, у Чендора, как и у Куарона, в фильме есть неудачный сеанс связи — герой что-то говорит в микрофон, из радиоприемника даже доносятся какие-то ответы, но найти общий язык не удается.
Правда, фильм «Не угаснет надежда» еще менее многословен, чем даже не слишком болтливая «Гравитация». Диалогов в картине вообще нет (не считать же диалогом разговор с невнятно шипящим приемником), все реплики Редфорда можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, слова не так уж и важны — кино и без них может обходиться. Беда в том, что ленте Чендора не хватает еще и эмоций.
Персонаж Редфорда невероятно сдержан, что, конечно, добавляет ему благородства, но несколько усыпляет зрителей. Герой по большей части совершает необходимые, но довольно монотонные действия — откачивает воду, латает, ремонтирует. Даже когда Редфорд замечает на горизонте грозовые облака, его лицо остается бесстрастным. Собственно, первые эмоции — признаки надвигающегося отчаяния — он отыгрывает только ближе к середине фильма.
Справедливости ради можно отметить, что Редфорд с задачей справляется на «отлично». Возраст заметен, но скидок на него делать не приходится. Более того, харизмы у актера столько, что он в одиночку сумел бы спасти и более заторможенный фильм, чем «Не угаснет надежда». Редфорду, по большому счету, даже играть ничего не требуется — ему достаточно присутствовать в кадре.
В общем-то, и Чендор свое упражнение выполняет удовлетворительно. Нехватку драмы он компенсирует эффектными съемками: вот надвигается шторм, вот акулы кружат под плотиком героя, вот сигнальная ракета гаснет в ночном небе. «Не угаснет надежда» не трогает, но здесь по крайней мере есть на что посмотреть.
Не стоит забывать, впрочем, что продолжительность этого красивого экзерсиса с харизматичным актером в главной роли — около ста минут. Возможно, Чендору стоило бы закруглиться пораньше. Помните, как говорили на советском радио? Заканчиваем упражнение, переходим к водным процедурам. Хотя постойте, «Не угаснет надежда» — это ведь и есть та самая процедура.