«Справедливая Россия» отказалась от проведения первого в истории Москвы референдума, который планировали посвятить платным парковкам. Инициаторы объявили, что почти пятая часть подписей, собранных в пользу плебисцита, оказалась поддельной, и обвинили в фальсификации тех, кому выгоден срыв инициативы справоросов. «Лента.ру» проследила судьбу не состоявшегося референдума.
Сомнения в успехе первого московского референдума высказывались с декабря 2013 года, когда столичное отделение «Справедливой России» впервые заявило о своей инициативе. В Мосгордуме проведение плебисцита одобрили, заявив, однако, что организаторы не смогут обеспечить достаточную явку избирателей: для легитимного референдума необходимо, чтобы на участки пришла половина избирателей, при этом на выборы мэра в сентябре 2013-го явилась только треть.
По мнению лидера движения автомобилистов «Синие ведерки» (оно выступает против платных парковок) Петра Шкуматова, референдум был выгоден мэрии, поскольку справоросы предложили вынести на голосование вопросы о расширении парковок — ничего, по сути, не меняющие. Вопрос, как заявил Шкуматов, надо было ставить ребром: хотят москвичи платить за уличную парковку или нет.
Глава департамента транспорта столичной мэрии Максим Ликсутов, со своей стороны, подчеркивал, что инициатива справоросов никак не повлияет на политику столичного руководства. «Мы считаем, что наши действия в вопросе платной парковки, уменьшения количества пробок — они правильные, они подтверждены международным опытом», — рассуждал он.
Однако главным (и непреодолимым) препятствием для организаторов, как оказалось, стал сбор подписей в пользу инициативной группы референдума — необходимо было получить 143 521 автограф московских избирателей, то есть два процента от общего числа. Задача осложнялась тем, что по закону на сбор подписей у справоросов было всего 30 дней (с 20 декабря по 18 января включительно) и большая их часть пришлась на новогодние каникулы.
«Думаю, что мэрия нам разрешила собирать подписи специально под Новый год, будучи уверенной, что мы не соберем их», — заявил «Ленте.ру» инициатор референдума, муниципальный депутат Таганского района столицы от «Справедливой России» Илья Свиридов. По его мнению, таким образом столичные власти, в конце декабря 2013-го расширившие зоны платных парковок до пределов Садового кольца, «выпустили протестный пар».
C первым серьезным препятствием справоросы столкнулись уже в самом начале сбора подписей, когда тема расширения платных парковок была особенно актуальна. Еще 11 декабря 2013 года Мосгордума изменила формат подписного листа. В новой верстке документа в разные графы разнесены дата подписания и сама подпись; кроме того, теперь на каждом листе должен быть указан номер специального банковского счета для проведения референдума.
При этом на федеральном уровне такой формат подписных листов для региональных референдумов стал стандартом еще с 2011-го. Таким образом, Мосгордума лишь согласовала городской закон с федеральным, но сделала это с опозданием на два с половиной года — и ровно за неделю до того, как одобрила референдум по парковкам.
Первый тираж в 200 тысяч подписных листов «Справедливая Россия» напечатала по старому образцу, пояснил Свиридов. Подписанный мэром городской закон о новом формате документов опубликовали 30 декабря (подписи на тот момент собирали уже вторую неделю), в тот же день Мосгоризбирком напомнил организаторам референдума о нормах федерального законодательства и о том, что на старых листах подписи (которых к тому времени было уже 40 тысяч) могут признать недействительными. «Мы в спешке все побросали, прекратили сбор на старых листах, втридорога печатали в праздники новые, с трудом нашли типографию», — говорит депутат. Кроме того, в «Справедливой России» жаловались, что им не позволили поставить столы для сбора подписей в метро.
Политические противники справоросов, в свою очередь, обращали внимание на возможные нарушения при сборе подписей. Депутат Мосгордумы от «Единой России» Кирилл Щитов в декабре попросил полицию проверить деятельность платных сборщиков подписей и выяснить источник финансирования кампании по организации референдума. По подсчетам Щитова, организаторы должны были потратить около четырех с половиной миллионов рублей.
Илья Свиридов рассказал, что партия платила за сбор подписей не всем. По его словам, бесплатно работали примерно 900 волонтеров. К тому же платные сборщики пытались схалтурить, после чего «Справедливая Россия» выстроила следующую схему: две тысячи рублей в день платили только тем, кто собирал не менее 40 подписей. Деньги на кампанию, сообщил Свиридов, направила как сама партия, так и ее представители в Государственной Думе. Всего по состоянию на 16 января 2014 года, по официальным данным, справоросы потратили на референдум около 300 тысяч рублей.
Когда до окончания сбора подписей оставалось меньше недели, телеканал НТВ показал сюжет о том, как наемные студенты за деньги подделывают автографы. Репортаж вышел 14 января в передаче «Чрезвычайное происшествие», которая известна своими материалами, разоблачающими оппозиционеров.
Программа мало чем отличалась от предыдущих репортажей о деятельности оппонентов власти. Съемочная группа приехала в московский офис, где якобы подделывались подписи. Сидевшие там молодые люди поначалу не только не испугались камер, но охотно показывали — мол, да, тут заполняются подписные листы московского референдума. Затем, по команде «старшего», «сборщики» спешно покинули помещение; отдуваться за них пришлось девушке, представившейся Анастасией. Она рассказала, что за один подписной лист им платили четыре рубля, а дневной заработок доходил до полутора тысяч рублей.
Два дня спустя после выхода в эфир сюжетом НТВ заинтересовалась московская прокуратура. Она пообещала проверить и информацию о подделке подписей с использованием списков паспортных данных москвичей, и появившиеся сообщения о принуждении «сборщиков» к работе.
«Справедливая Россия», со своей стороны, тоже организовала проверку подписных листов, пригласив графологов. Эксперты начали работать 16 января, когда в поддержку референдума выступили только 128 тысяч москвичей. Однако в итоге специалисты успели проверить все 139 тысяч подписей, собранных справоросами. «При проверке подписей учитывали все нарушения — как фальсификации, так и ошибки в заполнении, помарки, порчу подписей и прочие», — объяснил Свиридов. В результате были забракованы около 24 тысяч подписей. Справоросы намерены добиваться возбуждения уголовных дел против своих же сборщиков за подделку подписей.
Однако поддельные подписи обнаружили слишком поздно — справоросы «потеряли» почти пятую часть всех листов за два дня до крайнего срока. В итоге 18 января лидер партии Сергей Миронов объявил, что сдавать подписи в Мосгоризбирком «Справедливая Россия» не будет: «У тех, кто хотел сорвать референдум, это получилось».
В департаменте транспорта после отказа справоросов от проведения референдума в очередной раз заявили, что сбору подписей не препятствовали. «Мы уверены в поддержке жителями Москвы проекта платных парковок», — цитирует сотрудника пресс-службы ведомства «Интерфакс». Руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов не раз давал понять, что платные парковки вскоре появятся и за пределами Садового кольца.