В начале недели первые полосы немецких газет пестрели заголовками о скандале в одной из крупнейших общественных организаций страны — Общегерманском автомобильном клубе (ADAC). Статьи о подтасовках в ходе голосования за лучший автомобиль года затмили все прочие новостные сюжеты. «Лента.ру» попыталась разобраться, чем вызван такой интерес к автомобильным обществам и какую роль они играют в западных странах.
Скандал разгорелся, когда выяснилось, что итоги конкурса «Желтый ангел», который иногда называют «автомобильным "Оскаром"», были подтасованы. Прессе стало известно, что за победителя 2014 года — Volkswagen Golf — высказались не 34299 человек, а в десять раз меньше — 3409. Более того, организаторы конкурса преувеличивали число участников голосования и в 2013-м, и в 2012 году, а возможно, делали это и раньше.
Руководитель отдела по связям с общественностью ADAC Михаэль Рамштеттер (Michael Ramstetter) сразу признал свои ошибки и ушел в отставку, однако это не сильно помогло. Сотни водителей стали отказываться от членства в клубе. Появились даже подозрения, что в ADAC могли действовать из корыстных соображений в интересах тех или иных автопроизводителей.
Нечестные подсчеты в ADAC не только широко обсуждались в СМИ. Эта тема была затронута даже на пресс-брифинге правительства Германии. Ажиотаж вокруг организации невозможно понять, если не знать, какую роль автомобильные общества играют в странах Европы и Америки.
По разным оценкам, от 40 до 70 процентов водителей в европейских странах и США являются членами автомобильных клубов. Это означает, что если ваша машина сломалась на дороге, если у нее сел аккумулятор или она не заводится по какой-либо еще причине, вы звоните в специальную службу техпомощи вашего общества и к вам приезжают специалисты-механики. В Германии, по данным ADAC, в 84 процентах случаев неисправность ликвидируют прямо на месте. Если автомобилисту не повезло попасть в остальные 16 процентов, его машину на эвакуаторе отправляют до ближайшей технической станции. В отдельных случаях вам могут даже предоставить автомобиль на замену.
Ответственные водители платят за членство в клубе, даже если им не приходится регулярно пользоваться его услугами. Это стоит не таких уж больших денег, однако в случае поломки позволяет значительно сэкономить на эвакуации и ремонте автомобиля.
Все это значительно способствовало росту популярности автомобильных обществ. Сейчас членами Американской автомобильной ассоциации являются 54 миллиона жителей США и Канады; в немецком клубе ADAC состоят 18 миллионов человек. В Японскую автомобильную федерацию и Автомобильную ассоциацию Великобритании входит чуть меньшее число водителей.
Со временем клубы стали предоставлять помимо чисто технической помощи еще и другие услуги. Как независимые организации, они проводят собственные испытания автомобилей, выпускают карты и путеводители по мотелям и придорожным ресторанам. Членам клубов предоставляются скидки при аренде и страховке машин, а также целый ряд других услуг.
Клубы автолюбителей за более чем сто лет существования заняли важнейшее место в общественной жизни своих стран. На деятельности самых крупных организаций стоит остановиться подробнее.
18 миллионов членов Общегерманского автомобильного клуба (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club, ADAC) составляют около 20 процентов населения Германии (в которой приходится 570 машин на каждую 1000 жителей). Это объединение автолюбителей, возникшее в 1903 году, является самым влиятельным обществом такого рода в Европе. Как отмечает генеральный директор Русского АвтоМотоКлуба Константин Алексеев, членство в ADAC «в буквальном смысле передается по наследству и является признаком хорошего тона».
Минимальный ежегодный членский взнос в ADAC составляет 49 евро. В случае поломки на дороге к членам клуба выезжает аварийная служба на машинах, окрашенных в ярко-желтый цвет. По этой причине машины ADAC и прозвали «Желтыми ангелами».
ADAC регулярно проводит различные исследования и тесты машин на безопасность и надежность. Помимо нашумевшего конкурса «Желтый ангел», клуб публикует рейтинг надежности автомобилей, проводит собственные краш-тесты, изучает состояние дорог и различных видов транспорта (даже, например, паромов). Проверяют немецкие эксперты и автомобильные аксессуары — в частности, сопоставляют и испытывают на специальных манекенах разные модели детских кресел.
У ADAC существуют собственные издания, посвященные автотранспорту, главным из которых является «ADACmotorwelt». Журнал печатается тиражом 13 миллионов экземпляров, что существенно превышает этот показатель для других немецких СМИ. Обилие рекламы в «ADACmotorwelt» свидетельствует о платежеспособности его целевой аудитории.
Особой гордостью немецкого автоклуба является организация системы воздушной спасательной помощи. В случае тяжелых ДТП и несчастных случаев в отдаленных районах или в условиях транспортных заторов врачи добираются к пострадавшим на вертолетах. Воздушная спасательная служба ADAC является крупнейшей частной службой такого рода в стране, ей принадлежит 49 вертолетов. Благодаря обширной сети вертолетных станций в Германии врачи могут попасть в любую точку страны в течение 20 минут после вызова.
Американская автомобильная ассоциация (American Automobile Association, AAA) имеет множество отделений в США и Канаде. Ее членами, как уже было сказано, являются 54 миллиона человек. Это не удивительно, так как США считаются одной из самых автомобилизированных стран в мире. Членов клуба обслуживают 40 тысяч работников в 1100 отделениях, расположенных на американском континенте.
AAA была основана в 1902 году, когда в США было 23 тысячи автомобилей и 17 миллионов лошадей. Клуб добивался, чтобы власти строили более качественные дороги, пригодные для машин, а также оказывал техническую и правовую помощь автомобилистам. С давних пор общество ведет также и просветительскую работу: детям объясняют, как вести себя на дороге, а взрослым — к каким опасным последствиям может привести пьянство за рулем.
Минимальный членский взнос в AAA составляет от 21 до 51 доллара в год в зависимости от отделения. За более широкий спектр услуг американцам придется заплатить от 48 до 96 долларов. Членам клуба предлагается оказание техпомощи в дороге, ремонт в авторизованных мастерских, экстренная эвакуация транспортного средства, подзарядка и замена аккумуляторов и многое другое.
Как и другие общества и ассоциации, американский клуб издает свои карты и составляет путеводители. В числе справочных изданий AAA выпустила даже отдельную книгу о том, как путешествовать с домашними животными.
Юристы AAA следят за изменениями как в федеральном законодательстве, так и в законах различных штатов. При этом ассоциация объявляет своим приоритетом безопасность водителей, в особенности несовершеннолетних и пожилых, а потому зачастую поддерживает меры, которые среди автомобилистов вполне могут считаться непопулярными. Например, в 1982 году организация выступала за ограничение на федеральном уровне максимально допустимой скорости на дорогах 55 милями в час (88 километров в час), а в последнее время — за увеличение числа видеокамер, которые фиксируют такие нарушения правил дорожного движения, как проезд на красный свет.
Автомобильная ассоциация (Automobile Association, AA) Великобритании имеет чуть меньше членов, чем немецкая — 14 миллионов. История этой организации началась в 1905 году. Первоначально в нее входили лишь 100 энтузиастов, однако с распространением автомобилей и мотоциклов к 1914 году число членов клуба возросло до 83 тысяч.
В начале XX века механики ассоциации разъезжали по улицам британских городов на велосипедах. Они определяли, какие участки дорог являются особо опасными, и помогали водителям, у которых сломались их транспортные средства. Ассоциация занималась также установкой дорожных знаков и указателей, пока эти функции не взяли на себя местные власти.
С самого начала британский клуб также занимался автопутешествиями и печатал собственные карты. Постепенно ассоциация разработала собственную систему оценки отелей, которая действует и по сей день. Рейтинг формируется на основе регулярных анонимных инспекций.
В настоящее время членство в британской AA обойдется в 32 фунта стерлингов в год (1600 рублей). За эти деньги водитель может получить техническую помощь на месте либо в ближайшем сервисном центре.
В России первый клуб любителей моторизированных транспортных средств тоже возник в начале XX века. В это время в Санкт-Петербурге зародилось Российское автомобильное общество, которое затем стало носить название императорского. Однако после 1917 года этот клуб, как и большинство других подобного рода обществ, прекратил свое существование.
Старейшим автомобильным клубом в России на данный момент является Всероссийское общество автомобилистов, созданное правительством РСФСР в 1973 году. С советских времен организации принадлежат автостоянки, автошколы и автоэкспертные бюро в различных регионах страны. Однако ни о какой независимости общественных организаций в СССР говорить не приходилось.
С начала 1990-х в России снова стали появляться общества автолюбителей. Однако в основном эти объединения занимаются правозащитной деятельностью и юридической помощью водителям (например, Федерация автовладельцев России). Лишь некоторые организации пытаются оказывать техническую помощь автомобилистам на дорогах. Среди таких компаний можно назвать автоклуб «Ангел», ведущий свою историю с 1993 года, и Русский АвтоМотоКлуб, созданный в 2010 году.
Однако спектр услуг, которые готовы предложить российские клубы, еще очень далек от их западных аналогов. Пока сложно представить себе, что кто-либо из них начнет издавать собственные путеводители или организует воздушную спасательную службу.
Можно выделить целый ряд причин, по которым в России автомобильные общества не приобрели такого значения, как на Западе. Как рассказал «Ленте.ру» главный эксперт Всероссийского общества автомобилистов Андрей Карлов, в западных странах автомобильные клубы могут позволить себе развивать техническую помощь водителям, потому что необходимость правозащитной деятельности и жесткой борьбы за улучшение законодательства уже отпала. В отличие от России, там «полностью сформировался быт автомобилиста».
Мешает развитию автомобильных обществ и консерватизм россиян. Гендиректор РАМК Алексеев утверждает, что отношение водителей к клубным картам сходно с их нежеланием добровольно покупать страховку. Большинство автовладельцев считают, что им проще будет оплатить фактически оказанные работы на месте, чем заранее озаботиться покупкой годовой карты. При этом, как полагает Алексеев, они отдадут за одну услугу «вероятно, в 1,5-2 раза больше, чем стоимость оптимальной годовой карты».
Кроме того, на территории такой большой страны, как Россия, создание сети технических пунктов обслуживания автомобилей требует значительных финансовых вложений. По подсчетам Всероссийского общества автомобилистов, на внедрение схемы помощи водителям, подобной той, что существует в Германии, потребуется около 500 миллионов долларов. Эти деньги необходимы как минимум на строительство станций техпомощи для автомобилистов и создание колл-центров с большим числом операторов.