На днях британское правительство призналось, что за последние несколько лет из армии пропало имущество на семь миллионов фунтов стерлингов (около 11,6 миллиона долларов). В частности, военные лишились запасов «Виагры» на несколько тысяч фунтов, фюзеляжа самолета и промышленной стиральной машины. Армия недосчиталась и части вооружения, что вызвало особое беспокойство парламентариев. Впрочем, и союзники британцев по НАТО тоже не могут похвастаться стопроцентной сохранностью имущества. Так, у солдат бундесвера из-под носа угнали БТР, а из украденных у американских военных вещей в Кабуле собрали целый «рынок Буша».
Британское министерство обороны отчиталось о пропажах своего имущества в ответ на запрос депутата от консерваторов Ника де Буа. На этот раз в ведомстве подсчитали, какое имущество, в том числе оружие, военные потеряли с 2007 года. Оказалось, что за последние семь лет армия лишилась примерно сотни штыков, а также оружейных запчастей, пустых магазинов и тысяч холостых и боевых снарядов. При этом в прошлом году BBC News выяснила, что с 2008 года только из учебного центра морских пехотинцев в Лимпстоуне пропало более восьми тысяч единиц оружия. Еще двумя годами ранее по запросу газеты The Daily Mirror правительство сообщало, что с 2006-го у британской армии пропали более 300 винтовок, пистолетов и автоматов. Позднее властям удалось вернуть лишь около 40 «стволов».
В общем-то, все эти потери кажутся мелочью по сравнению с итогами парламентского аудита, опубликованными в 2010 году. Тогда министерство обороны не смогло отчитаться об имуществе на шесть миллиардов фунтов (почти десять миллиардов долларов). В армии «потерялись», например, радиосистемы Bowman на сумму 184 миллиона фунтов (около 306 миллионов долларов). Парламент тогда пригрозил, что не будет увеличивать оборонный бюджет до тех пор, пока военные не начнут контролировать уже имеющиеся у них средства.
Несмотря на эти цифры, министерство обороны утверждает, что никакой угрозы обществу в связи с выявленными фактами нет. Как объясняют в ведомстве, «пропало» не всегда означает «украли». Что-то могло храниться не на своем месте, что-то пришлось списать раньше срока, а что-то просто забыли посчитать. Правда, никаких гарантий, что оружие не попало к преступникам, власти так и не предоставили. Зато в прессе регулярно появляются сообщения о том, что армейское оружие использовалось преступниками, в том числе североирландскими террористами. К бандитам оно попадает либо от самих военных, либо через третьи руки на черном рынке. Так, пистолет калибра 9 миллиметров или автоматическую винтовку SA-80 можно купить за 300-400 фунтов (500-660 долларов).
В некоторых случаях купить краденое оружие или военные приборы вовсе не представляет труда — достаточно заглянуть на eBay. Правда, тогда продавцы сильно рискуют выдать себя, как это случилось со старшим сержантом Стивеном Бэрретом (Steven Barratt). Украв из военного училища в Бреконе (Уэльс) 28 армейских приборов ночного видения, он попытался продать их на eBay по 2,3 тысячи фунтов (3,8 тысячи долларов) за штуку. Военные оценили их общую стоимость в 115 тысяч фунтов (191 тысяча долларов). В итоге в январе 2014 года 29-летнего сержанта приговорили к году и восьми месяцам тюрьмы, а в училище усилили охрану.
Причиной хищений иногда становится халатность военных, которой успешно пользуются обычные воры. Так, осенью 2012 года несколько человек украли 40 противотанковых мин из грузового поезда, перевозившего в английский регион Камбрия вооружение, предназначенное для использования в Афганистане. Воры успели вынести мины, пока поезд ждал зеленый сигнал семафора в Уоррингтоне, а в армии пропажу заметили только на следующий день. Между тем сами преступники, узнав, что´ они украли, запаниковали — в результате мины нашли спрятанными недалеко от железной дороги, в лесу и в гараже, продать их воры не успели. Спустя год на скамье подсудимых по этому делу оказались пять человек, которых в итоге приговорили к тюрьме на срок от пяти до семи с половиной лет.
Немецкие парламентарии, как и британские, время от времени запрашивают у правительства отчет о том, сколько оружия было потеряно военными. В бундесвере, как показывают проверки, относятся к своему вооружению повнимательнее. С начала 2000-х с немецких военных баз пропало всего 127 единиц оружия, причем половину из этого количества потом нашли. В большинстве случаев к преступлениям были причастны посторонние лица, а не военнослужащие, которые если и воруют, то по мелочи и друг у друга.
Возможно, немцы сделали выводы из своих прошлых ошибок. Самые громкие кражи с немецких военных баз пришлись на начало 1990-х. Так, в 1991 году с военного склада у города Кала в Тюрингии украли 40 килограммов взрывчатки. Спустя семь лет после этого бомбы, начиненные этой же взрывчаткой, были обнаружены в гараже неонацистской ячейки в Йене. Саму группировку «Национал-социалистическое подполье» раскрыли только в 2011 году, после того как ее участники убили десять человек (большинство погибших были иммигрантами из Турции). Банду неонацистов считают также организатором нескольких взрывов в середине 2000-х. Не исключено, что тогда они тоже использовали похищенный у военных тротил. Впрочем, даже если это предположение верно, то в ход пошла лишь малая часть украденного, оставшиеся же 38 килограммов не найдены до сих пор.
Еще один колоссальный провал немецкая армия пережила в 1993 году, когда инженер Ханс-Йоахим Хорн (Hans-Joachim Horn) перелез через забор военной базы в Штадталлендорфе и угнал БТР. На боевой машине он отправился в тюрьму Швальмштадта, где сидел его друг Лотар Луфт (Lothar Luft), судимый за тройное убийство. В итоге Хорн протаранил ворота тюрьмы на БТР и вывез оттуда гулявшего во дворе Луфта. Позднее полиция нашла брошенный БТР и задержала преступников, но инцидент заставил бундесвер всерьез пересмотреть свое отношение к охране военных баз.
Власти США, в отличие от Великобритании или Германии, не отчитываются об общих потерях и пропажах со своих военных баз. О подобных случаях становится известно только из журналистских расследований или судебных сводок. Стоит признать, что способы и масштабы воровства с американских военных баз вполне сравнимы с британскими «потерями».
Так, в Техасе была раскрыта группировка, наладившая схему кражи и перепродажи военного оборудования на интернет-аукционах. Лидером банды, в которую входили как военные, так и гражданские, стал бывший сотрудник министерства обороны 63-летний Майкл Бартч-старший (Michael Bartch senior). При обыске у него нашли армейское имущество на семь миллионов долларов, в том числе приборы ночного видения, оптические прицелы, бронежилеты, обмундирование и каски. При этом надо заметить, что оружием и взрывчаткой он принципиально не торговал. В итоге Бартча-старшего приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу всего в две тысячи долларов.
Наиболее предприимчивые американские военные возвращаются из зарубежных командировок, прихватив что-нибудь на память. Именно так поступал бывший пилот боевого вертолета Apache Курт А. Беннет (Kurt A. Bennett), служивший в Ираке и Афганистане в 2008-2011 годах. По окончании командировок он складывал присвоенное оборудование в грузовые контейнеры и отправлял на военные базы в США. Вернувшись на родину, он приезжал на базу, забирал свои вещи и увозил домой. Таким образом ему удалось незаметно присвоить военное имущество на сумму 1,3 миллиона долларов. При этом среди украденного оказались, например, два двигателя от бронемашин MRAP, два внедорожника, несколько грузовых фургонов, телевизоры, компьютеры, военная экипировка и даже снаряды. Судя по всему, до США Беннет довез далеко не все: часть награбленного он раздал другим солдатам, а что-то просто выбросил перед отправкой на родину.
Чаще всего в СМИ сообщают о пропажах с американских военных баз за границей, особенно в Ираке и Афганистане. Причем там солдаты нередко сбывают украденное со складов местным жителям. Так, например, поступали капитан Элберт Джордж (Elbert George) и сержант Рой Грин (Roy Greene), когда служили в Ираке. Они продали местному бизнесмену автобус, восемь грузовиков, пять трейлеров и массу другого оборудования. За все это Джордж и Грин просили от 400 тысяч до миллиона долларов, причем бизнесмен расплачивался с ними 100-долларовыми купюрами.
Невнимательностью американцев к своему имуществу воспользовались и в Южной Корее. В 2003 году стало известно о двух жителях этой страны, прорывших туннель на американскую военную базу в Сеуле. Подземный ход вел к контейнерам, в которых американцы хранили алкоголь. В результате корейцы вывезли с базы 58 тысяч ящиков с пивом и четыре тысячи коробок с вином. Для прикрытия поблизости они поставили продуктовый магазинчик, на складе которого хранили украденный алкоголь.
Таким образом, за границей американские военные базы зачастую становятся крупным источником товаров народного потребления для местных жителей. В центре Кабула долгое время существовал так называемый «рынок Буша», где продавались бытовые товары и продукты, украденные с американских баз в Афганистане. Он пришел на смену «рынку Брежнева» — там торговали оружием и другими вещами, похищенными у советских военных. На «рынке Буша» сейчас можно купить американские шампуни, обеды быстрого приготовления и другие товары, входящие в паек военнослужащего. Правда, грядущий вывод американских войск из страны угрожает этому изобилию.