В Ташкенте задержали участников недавней акции в поддержку украинского «Евромайдана». В числе тех, кто попал в РОВД, оказались фотографы Умида Ахмедова и Тимур Карпов, а также активист местной украинской диаспоры Алексей Улько. В чем конкретно их обвиняют, пока неизвестно. Родные задержанных опасаются, что к ним могут быть применены «репрессивные меры». Ахмедову за съемку повседневной жизни Узбекистана власти в прошлом обвиняли в «оскорблении узбекского народа». Работы Карпова недавно были сняты с выставки в Ташкенте: местной Академии художеств не понравилось, что на снимках изображены заброшенные узбекские города.
Акция в поддержку «Евромайдана» состоялась в минувший понедельник, 27 января, возле украинского посольства в Ташкенте. Ее организовал этнический украинец из Самарканда, культуролог Алексей Улько. Мероприятие было немногочисленным: судя по снимкам, собрались около десятка человек. Они принесли с собой флаги Украины, УПА (Украинской повстанческой армии), а также Грузии.
Собравшиеся передали в посольство петицию, в которой осудили действия руководства Украины, потребовали отставки правительства (отставка кабинета министров Николая Азарова произошла на следующий день — она стала одной из уступок власти, ведущей переговоры с оппозицией) и «выразили свою поддержку народу Украины, выступающему против бесчеловечного, коррумпированного и тоталитарного режима Виктора Януковича». Затем участники акции еще некоторое время гуляли по городу и фотографировались с флагами возле бюста Тараса Шевченко, а также на площади религиозного комплекса Хаст Имам.
Примечательно, что в ходе самого мероприятия никто из его участников задержан не был. Обычно с «несогласными», которые пытаются выйти на пикеты в Ташкенте и других городах (что само по себе происходит нечасто), местная милиция разбирается довольно быстро. Правозащитников, намеренных выразить протест по тому или иному поводу, иногда задерживают еще до начала акции. «В Узбекистане обычно мгновенно подавляются небольшие локальные акции протеста с участием одного-трех человек, их участники немедленно задерживаются, — констатирует оппозиционное издание Uznews. — Иногда их приговаривают к разорительным, по местным меркам, штрафам в несколько тысяч долларов».
В этот раз, возможно, сработала уловка, к которой прибегли сторонники «Майдана» в Ташкенте. Милиционерам, стоявшим возле посольства (и, вероятно, не знавшим, как реагировать на появление людей с флагами), объяснили, что происходящее якобы является празднованием Дня соборности — хотя в действительности на Украине его отмечали 22 января. «Пока смущенные сотрудники гадали, с кем бы связаться по телефону, дабы доложить ситуацию, — сообщала «Фергана», — активисты быстро ретировались».
Однако позднее реакция все же последовала. Хотя акция и была посвящена претензиям к руководству другого государства (а не Узбекистана), само по себе внимание к теме «Майдана», узбекские власти, вероятно, сочли крайне нежелательным. Тем более что на носу день рождения президента Ислама Каримова (30 января ему исполнилось 76 лет, из них более 20 он руководит Узбекистаном) и официальные СМИ исполнены оптимизма (вот, к примеру, заголовки официального информагентства УЗА: «Очаг взаимоуважения и воспитания», «Главная цель — всестороннее развитие молодого поколения», «Результаты последовательных реформ» и тому подобное). На этом фоне напоминание о том, что граждане могут активно противостоять властям, пусть и далеким от Ташкента, выглядит крамольным.
Фотографов задержали в среду вечером. «Пришли менты и всей семьей забрали в ГУВД!!!!», — успел написать в Facebook Тимур Карпов (он является сыном Умиды Ахмедовой, его отец — режиссер Олег Карпов). Правда, милиционеры увезли только Умиду и Тимура, а Олега, который поехал вместе с ними, в отделение милиции не пустили.
Позднее стало известно, что задержаны еще несколько участников акции. По информации «Ферганы», это упомянутый Алексей Улько, а также Ашот Даниэлян, Ильгар Гасымов и Гульсум Османова.
Власти пока не сформулировали свои претензии к задержанным. Теоретически, им могут вменить в вину проведение несанкционированной акции. За это в Узбекистане предусмотрена административная ответственность (штраф, арест), а при повтором нарушении — и уголовная (крупный штраф или лишение свободы). Агентство при этом отмечает, что хотя за несанкционированные мероприятия предусмотрено наказание, получить у узбекских властей санкцию на проведение каких-либо общественных акций практически невозможно.
В то же время Олег Карпов выяснил, что задержанных допрашивали в комнате, где располагается отдел по борьбе с терроризмом. По его сведениям, двух участников акции (Улько и Даниэляна) избили и доставили в СНБ (Службу национальной безопасности). Однако его сын, которому удалось отправить из милиции SMS, написал, что с задержанными обращаются вежливо и в СНБ пока «никого не забирали». «Нас по очереди допрашивает русский мужик не представляется разговаривает по понятиям давит и еще сказал что он кандидат философских наук», — сообщил фотограф (пунктуация оригинала сохранена).
По некоторым данным, участников акции доставили в ОВД Хамзинского района Ташкента. Однако родственнице одного из задержанных там заявили, что их якобы уже отпустили домой. Участковый, который выписывал повестки, сказал, что о местонахождении Умиды Ахмедовой и других ничего не знает.
Олег Карпов призвал начать кампанию за освобождение задержанных — писать петиции в узбекские властные структуры, а также фотографироваться с соответствующими плакатами у посольств Узбекистана за рубежом и распространять эти снимки. В поддержку участников акции, по информации «Ферганы», уже выступили зарубежные правозащитники.
Тимур Карпов — фотограф и фотокорреспондент «Ленты.Ру». В ташкентском Доме фотографии недавно открылась выставка «Одно пространство», на которой должны были быть представлены и его работы. Однако незадолго до открытия снимки Тимура и еще одной участницы Светланы Тен были сняты с экспозиции. По данным «Ферганы», экспозицию подвергли цензуре глава местной Академии художеств Акмаль Нур и его заместитель Равшан Миртаджиев.
Недовольство должностных лиц вызвала тематика фотографий. Снимки Тимура были посвящены заброшенным городам Узбекистана, работы Светланы — гастарбайтерам. Позднее агентство опубликовало снятые с выставки снимки вместе с их описанием. «Город Сардоба... сразу же удивил своими отпечатками давно ушедшей цивилизации, где канализация сменилась общественными "нужниками", а газ — тандырами, — рассказывал, в частности, автор фотографий. — Гуляя по городу, еще можно было встретить тех, кто приехал осваивать целину и строил этот город. С грустью они вспоминали, каким процветающим он был и что жили, в основном, в этом городе татары, немцы, греки и русские... Старики без слез не могли об этом говорить».
Цензуре, кстати, подверглись и описания к некоторым другим работам, которые остались в экспозиции. В частности, закрыли бумагой пояснительный текст Станислава Магая, в котором отмечалось, что люди, родившиеся в Ташкенте, как правило уезжают из него, не задерживаясь надолго. Фотографам, по их словам, замначальника Академии художеств заявил следующее: «Вы, русские, здесь больше не хозяева, это не ваш дом. Вы специально сейчас порочите Узбекистан».
Подобные обвинения звучат не впервые. Несколько лет назад за «оскорбление узбекского народа» на мать Тимура Карпова, фотографа-документалиста Умиду Ахмедову завели уголовное дело. Поводом к этому стал выпущенный ею фотоальбом «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», отражавший различные бытовые аспекты жизни в Узбекистане.
Ахмедовой тогда предъявили обвинения на основании «заключения экспертов», упрекавших автора снимков в том, что в альбоме «царствует пессимистическое настроение, жизнь показана некрасиво», а запечатленные на снимках кишлаки «удивляют отсталыми условиями» жизни людей. «Экспертов», в частности, смутили снимки женщин, занятых физическим трудом (соответственно, Умиду уличили в «подчеркивании жизненных трудностей»).
Дело об «оскорблении народа» получило существенный международный резонанс. За Умиду Ахмедову вступились фотографы, художники и искусствоведы из России, США и других стран. В итоге власти все-таки добились обвинительного приговора, но освободили автора работ от наказания по амнистии.
В четверг, 30 января, появилась информация от родственников одного из задержанных — Ильгара Гасымова. Его матери, побывавшей в милиции, заявили, что с участниками акции «все нормально, [их] даже покормили». По данным источника, их увезли в МВД или СНБ. Олег Карпов, жена и сын которого оказались в числе задержанных, поехал к адвокату и пообещал рассказать подробности позже.