В 2008 году пьеса американца Трейси Леттса «Август: Графство Осейдж» удостоилась Пулитцеровской премии. С лета 2007-го постановку можно было посмотреть в Чикаго, с конца того же года — на Бродвее. Теперь Джон Уэллс (кинематографист, известный массовой аудитории, прежде всего, телевизионными проектами — например, сериалами «Скорая помощь» и «Западное крыло») экранизировал пьесу Леттса. Получившаяся картина вышла в российский прокат с урезанным названием — «Август».
Полное название пьесы и фильма описывает время и место развития событий. На дворе рекордно жаркий август. Пожилой житель графства Осейдж в Оклахоме Беверли Уэстон (Сэм Шепард), некогда поэт, а ныне пропойца, однажды выходит из дома и не возвращается. Его супруга Вайолет (Мэрил Стрип) вроде бы начинает волноваться («вроде бы» — поскольку наверняка сказать нельзя: она сидит на таблетках, которые глотает в промышленных количествах, и ее поведение сложно назвать рациональным). В дом Уэстонов начинают съезжаться родственники — дочери Барбара (Джулия Робертс) и Айви (Джулианна Николсон), а также сестра Вайолет Мэтти Фэй с мужем. Через пять дней выясняется, что Беверли покончил с собой, на его похороны собирается вся родня, и тут, разумеется, пачками начинают всплывать семейные секреты (по большей части — довольно неприятные) и полузабытые проблемы.
В театре между персонажами Леттса и зрителями, наверно, сохраняется некоторая дистанция, которой в фильме Уэллса нет. Киноверсия «Августа» — это пристальный взгляд на американскую семейку, причем режиссер смотрит на физиономии Вайолет и ее дочерей практически в упор. Зрители в результате тоже оказываются лицом к лицу с героями фильма — и такая близость время от времени вызывает желание зажмуриться или отвернуться. Не подумайте, ничего такого, что могло бы напугать современную аудиторию, на экране не происходит. Просто за персонажей временами становится по-настоящему неудобно. У каждого в голове не тараканы, а целые тараканища, все по-своему неприятны — и всех жалко. Что можно расценивать как заслугу не только Уэллса, но и занятых в его картине актеров.
Что, в общем-то, не удивительно. «Август» — один из самых звездных фильмов последнего времени. Кроме вышеупомянутых Стрип и Робертс, в картине в менее значимых ролях заняты Юэн Макгрегор, Бенедикт Камбербэтч, Джульетт Льюис и Крис Купер. Впрочем, как это часто бывает со Стрип, она почти всех переигрывает. «Август» мог бы быть ее бенефисом, если бы не Робертс, которая временами перетягивает одеяло на себя. Именно сцены с Барбарой, старшей дочерью Уэстонов, получились самыми дикими, смешными и пронзительными.
И Стрип, и Робертс абсолютно заслуженно выдвинули на «Оскары». Но тут нужно отметить, что прочие актеры, занятые в «Августе», номинаций не заработали не по той причине, что плохо играли. Просто персонажи у Леттса получились неравнозначными. Барбара, скажем, невероятно интересная: твердая женщина под 50, слишком похожая на мать, которая осознает это сходство и от того страдает. А вот другим повезло меньше. 14-летняя Джин (Эбигейл Бреслин, смешная девочка из «Маленькой мисс Счастье») курит травку и ссорится с родителями. Младшая дочь Уэстонов (Льюис) отказывается замечать очевидные вещи да и вообще, мягко говоря, глуповата. Супруг Барбары (Макгрегор) оставил жену ради молодой студентки. Не то чтобы они все совсем плоские и картонные, но уж точно менее выпуклые, чем две главные героини фильма.
И все же практически все актеры оказались на своих местах. Исключением является разве что Камбербэтч, который играет племянника Вайолет — «малыша» Чарльза. Создатели картины этим назначением как будто заигрывают со зрителями: «Смотрите, вот Джулиан Ассанж, современный Шерлок Холмс, Хан из „Звездного пути“ и дракон Смауг в одном лице — в роли размазни и неудачника». Это, конечно, забавно, но в отрыве от предыдущих достижений актера как-то не очень интересно, да к тому же неубедительно.
Тем не менее, из-за довольно ядовитого юмора и двух выдающихся (а также еще нескольких достойных) актерских работ «Август» получился зрелищем довольно захватывающим. В лучшие моменты картина заставляет зрителя чувствовать себя аэрофобом, сидящим на взлете у иллюминатора самолета: смотреть, как земля за стеклом стремительно отдаляется, дико страшно, но при этом оторваться невозможно. Вот и семья Уэстонов примерно такая же: смотреть на разборки родственников увлекательно, но местами почти невыносимо.