Интернет и СМИ
19:41, 31 января 2014

Крякнуть Google Как DuckDuckGo навязал конкуренцию крупнейшему поисковику

Виктор Степанов
Гэбриэл Уайнберг
Фото: пресс-служба DuckDuckGo

Количество поисковых запросов, ежедневно обрабатываемых интернет-поисковиком DuckDuckGo, в январе впервые превысило отметку в четыре миллиона. Резкий рост популярности поисковика начался еще в прошлом, 2013-м году. В течение двенадцати месяцев за помощью к DuckDuckGo пользователи обратились более миллиарда раз. В сравнении с Google, который обрабатывает около пяти миллиардов запросов ежедневно, статистика DuckDuckGo не выглядит впечатляющей. Тем не менее, основатель поискового сервиса Гэбриэл Уайнберг (Gabriel Weinberg) уверен: монополия Google не вечна, и будущее принадлежит именно таким поисковым системам, как DuckDuckGo. «Лента.ру» выяснила, как из неизвестной никому компании со штатом из одного человека DuckDuckGo превратился в поисковик, который руководство Google называет одним из своих главных конкурентов.

«Всем известно, что на рынке интернет-поисковиков доминируют несколько крупных игроков. Однако, это вовсе не означает, что небольшие проекты не могут найти здесь свою аудиторию. Один из таких проектов — поисковик со смешным названием DuckDuckGo, который на деле представляет собой довольно интересный продукт», — так о поисковике Гэбриэла Уайнберга в апреле 2009 года писало издание Read Write Web. Анализируя основные принципы работы DuckDuckGo, журналисты отмечали интеграцию с «Википедией», а также обращали внимание читателей на взаимодействие поиска c открытым алгоритмом Yahoo! и простоту интерфейса. И при этом ни слова об анонимности, отказе хранить любую пользовательскую информацию и использовать систему фильтрации поисковой выдачи — трех основополагающих принципах, ради реализации которых, собственно, и задумывался Уайнбергом интернет-поисковик. Для того чтобы СМИ, наконец, обратили внимание на эти важные особенности DuckDuckGo, потребовалось еще три года — и помощь Google, пусть и невольная.

«Поисковик со смешным названием»

В начале 2000-х выпускник Массачусетского технологического института (MIT), программист Гэбриэл Уайнберг решил создать аналог Facebook. Так в 2001 году в реестре коммерческих компаний американского штата Делавэр появилась компания Opobox Inc. В регистрационных бумагах компания сообщала, что планирует вести предпринимательскую деятельность под брендом The Names Database. Идея была проста — собрать в интернете большую адресную книгу с именами, адресами и контактными данными всех жителей США. Как рассчитывал Уайнберг, сайт The Names Database должен был помочь родственникам, одноклассникам и друзьям находить друг друга в Сети и общаться между собой. Зарегистрированные пользователи получали доступ ко всей базе данных ресурса. Чтобы отправить кому-то из найденных знакомых личное сообщение, достаточно было приобрести так называемое «платное членство» (на год или сразу на три года). Весь контент The Names Database одновременно мог свободно индексироваться поисковыми системами. «Мы делаем мир меньше», — гласил слоган на главной странице сервиса.

Спустя несколько лет Уайнберг обнаружил, что The Names Database безнадежно проигрывает конкуренцию на рынке соцсетей. Созданный в 2004 году Марком Цукербергом Facebook активно набирал популярность. К 2006 году количество подписчиков платной версии The Names Database все еще колебалось в районе отметки в 50 тысяч. Для сравнения, на Facebook в середине 2006 года были зарегистрированы около семи миллионов пользователей. К началу 2007 года аудитория сети достигла 20 миллионов пользователей (при активной месячной аудитории в 12 миллионов). Не удивительно, что Уайнберг, получив в 2006 году предложение от сайта Classmates.com, согласился продать свой сервис за 10 миллионов долларов наличными. Именно тогда, расставшись со своим первым проектом, программист впервые задумался над созданием собственного интернет-поисковика.

«Изначально я не планировал создавать поисковик, — вспоминает Гэбриэл Уайнберг в беседе с «Лентой.ру». — В 2006 году я стал работать сразу над несколькими проектами, которые казались мне интересными».

По словам Уайнберга, идея DuckDuckGo сформировалась постепенно. «Со временем я начал думать, что смогу создать поиск без спама, с небольшим количеством рекламы и при этом выдающий больше релевантных результатов», — говорит программист. В ответ на просьбу объяснить столь странный выбор названия для сервиса, Уайнберг замечает, что «однажды оно просто всплыло в голове». «Я подумал, что это интересно и смешно. Этакая игра слов по мотивам названия популярной детской игры Duck Duck Goose», — отмечает Уайнберг (игра Duck Duck Goose, что в переводе с английского означает «Утка, утка, гусь», является разновидностью салочек).

«Google следит за вами, мы — нет»

В основу DuckDuckGo решено было положить принцип анонимности пользователей. В отличие от Google, Уайнберг разработал поисковик, не отслеживающий поисковые запросы, вбиваемые в его строку, и не собирающий сведения о людях, заходящих на его главную страницу. Ни имени, ни возраста, ни пола, ни основных интересов — ничего. Алгоритм выдачи DuckDuckGo устроен таким образом, что результаты поиска по одному и тому же запросу для 15-летнего школьника из России и 45-летней сотрудницы банка из Канады будут одинаковыми. Также DuckDuckGo не обращает внимания и на предыдущие запросы пользователей, не собирает их и не анализирует их историю. Иными словами, спросив однажды у «утиного» поисковика «как вылечить ревматизм», вы не будете еще несколько дней видеть контекстную рекламу средств от боли в суставах.

«Проведенные нами исследования показали, что крупные интернет-поисковики хранят слишком много конфиденциальной информации, — говорит Гэбриел Уайнберг. — Проблемы с финансами, различные заболевания — все, о чем мы спрашиваем Google, в итоге может оказаться в руках маркетологов и применяться в рекламных целях. Кто, как и когда использует эту информацию, рядовому пользователю неизвестно. И мы решили, что в DuckDuckGo можем решить эту проблему разом, просто перестав следить за своими пользователями».

Отказ от отслеживания истории запросов сделал невозможным применение в DuckDuckGo так называемого «пузыря фильтров» (filter bubble). «Пузырем фильтров» называется механизм фильтрации результатов поисковой выдачи, активно применяющийся, в частности, Google и целым рядом других сайтов. По сути, «пузырь» представляет собой алгоритм, показывающий пользователю только особым образом отобранные данные. Этот отбор осуществляется путем анализа поисковой истории человека, а также посещенных им ранее интернет-ресурсов. Собирая все эти сведения вместе, «пузырь» пытается «угадать», какой именно сайт более интересен и нужен в настоящее время пользователю. Расположение результатов в поисковой выдаче DuckDuckGo, в свою очередь, зависит только от самого запроса и от степени соответствия ему тех или иных сайтов.

Амбициозная идея избавить интернет-пользователей от информационного «пузыря» и Google-зависимости, тем не менее, долгое время не находила широкого отклика. Спустя два года после запуска количество ежедневных поисковых запросов на DuckDuckGo достигло скромного показателя в 80-90 тысяч. В месяц поисковик обрабатывал около двух миллионов обращений. Поэтому, закрыв в 2011 году первый раунд инвестирования, Гэбриэл Уайнберг решился провести первую в истории поисковика рекламную кампанию — так в Сан-Франциско появились билборды с логотипом DuckDuckGo на белом фоне и простым, запоминающимся слоганом: «Google следит за вами, мы — нет». Кампания не осталась незамеченной. Популярность анонимного поисковика стала постепенно расти, и в итоге уже в августе того же 2011 года журнал Time включил DuckDuckGo.com в список сайтов, «делающих интернет великим».

«Прямо из текущего окна»

Все изменилось в конце января 2012 года, когда, подводя в один из вечеров итоги дня, администраторы DuckDuckGo насчитали на сайте около 600 тысяч поисковых запросов. Не так много для проекта, существующего около четырех лет. Однако через пять дней статистика DuckDuckGo неожиданно показала уже более 840 тысяч обращений. Еще через неделю, к 1 февраля, этот показатель вырос до 940 тысяч, а к середине месяца DuckDuckGo впервые ответил за сутки на миллион запросов. К концу зимы количество ежедневных поисковых запросов в DuckDuckGo закрепилось в районе полутора миллионов.

Как оказалось, за ростом запросов стоял Google. 25 января 2012 года поисковик внес изменения в политику конфиденциальности и объявил о намерении объединить данные пользователей из поискового сервиса, почты Gmail, социальной сети Google+, видеохостинга YouTube и других продуктов. Официально это делалось «для упрощения работы» с сервисами. «Независимо от того, с каким сервисом Google вы работаете, у вас должна быть возможность мгновенно воспользоваться любым другим нашим продуктом прямо из текущего окна», — говорилось в распространенном компанией заявлении. Многие пользователи, однако, увидели в этом угрозу безопасности собственных персональных данных. Объединение сервисов вело к тому, что, дав согласие на обработку своей информации одному сервису, пользователь фактически терял возможность контролировать, как именно используются эти данные другими продуктами Google. Идея объединения не нравилась и многим сотрудникам Google. Исполнительный директор интернет-компании Ларри Пейдж даже вынужден был публично заявить, что тем, кому не нравится движение к объединению сервисов, «следует работать где-либо еще».

2012-й стал для DuckDuckGo временем небывалого роста. О проекте начали писать ведущие американские издания. Большое интервью с Гэбриэлом Уайнбергом, появилось, например, в The Washington Post. Все это не могло не сказаться и на бизнесе: DuckDuckGo привлек крупные инвестиции (в компанию, в частности, вложился фонд Union Square Ventures, известный по работе с Twitter и Tumblr), увеличил штат сотрудников и начал зарабатывать на рекламе. Однако замысел Уайнберга остался неизменным: рекламы на сайте было минимум, и вся она никаким образом не затрагивала личные данные пользователей.

Инвесторы поисковика тоже были далеки от мысли превратить сайт в еще один аналог маркетингового агентства, собирающего конфиденциальные сведения для последующей продажи их рекламщикам. «Мы инвестировали в DuckDuckGo потому, что считаем сайт способным составить конкуренцию гигантам вроде Google. Мы инвестировали в него, потому что нам нужен конфиденциальный поисковик. Мы сделали это для людей, сидящих на Reddit и читающих Hacker News, для всех интернет-анархистов», — заявлял глава фонда Union Square Ventures Фред Уилсон (Fred Wilson). Но Уайнберг и Уилсон, как и тысячи рядовых пользователей «утиного» поисковика, даже представить себе не могли, чем обернется для сайта следующий, 2013 год.

«Вторжение в частную жизнь»

В начале июня 2013 года стало известно о масштабной слежке за пользователями интернета по всему миру, установленной американскими спецслужбами. Как оказалось, «под колпаком» Агентства национальной безопасности США (АНБ) находятся миллионы человек — с помощью специальных программ сотрудники агентства ведут сбор и анализ конфиденциальной информации, хранящейся на серверах крупнейших интернет-компаний. Почта, личные сообщения, телефонные переговоры — все это может попасть в руки АНБ без какого-либо судебного решения. Сведения о разведывательной работе АНБ в Сети передал прессе бывший сотрудник организации Эдвард Сноуден. Сам Сноуден был вскоре обвинен властями США в разглашении государственной тайны и в итоге оказался в России, где в августе 2013-го получил временное убежище сроком на один год.

Скандал вокруг АНБ продолжает развиваться до сих пор — ряд СМИ все еще располагают секретными документами, переданными Сноуденом, и намерены продолжить их публикацию. Разоблачения Сноудена заставили мир вновь заговорить о важности конфиденциальности данных и об истинной ценности личной приватности, которая в интернете может быть нарушена без ведома пользователя. Анонимность в Сети, которая раньше заботила в основном лишь интернет-активистов, пиратов и хакеров, стала насущной проблемой для сотен тысяч пользователей. Именно тогда многие из них впервые услышали о существовании анонимного поисковика, который не отслеживает вводимые в него запросы, и впервые набрали в поисковой строке Google запрос «DuckDuckGo».

К июню 2013 года DuckDuckGo каждый день обрабатывал около 1,7 миллиона запросов. После первых разоблачений Сноудена число обращений стало расти с каждым днем и уже в июле достигло трех миллионов в день. К концу года «поисковик со смешным названием» ежедневно отвечал уже на 3,9 миллиона вопросов. В январе 2014 года сайт, успевший к тому времени обзавестись мобильным приложением для iPhone, перевалил за отметку в четыре миллиона обращений в день (более 126 миллионов в месяц).

«Я думаю, что Сноуден заставил людей вновь задуматься о том, насколько безопасно доверять свои личные данные крупным интернет-компаниям», — говорит основатель проекта Гэбриэл Уайнберг. По его словам, обнародование сведений о программах интернет-слежки АНБ действительно привлекло на сайт много новых пользователей, однако торопиться с выводами не стоит. «Мне кажется, реальное положение вещей станет ясно, когда пройдет достаточное количество времени. Постепенно на DuckDuckGo останутся только те, кого действительно привлекает наша политика в области защиты персональной информации, и те, кто считает сервис удобным в использовании», — говорит программист.

В ответ на просьбу «Ленты.ру» рассказать, что ждет DuckDuckGo в 2014-м, Уайнберг лишь отмечает, что запланировал «много всего интересного». В отличие от собственных инвесторов, основатель поисковика никогда не утверждал, что непременно хочет занять место Google. Назвать его типичным CEO из Силиконовой долины, стремящимся к увеличению своего влияния и аудитории, не получится даже с большой натяжкой. Сам Уайнберг живет в Филадельфии и несмотря на статус миллионера и главы интернет-компании до сих пор предпочитает хотя бы один день в неделю проводить без интернета, в окружении жены, детей и двух своих котов.

< Назад в рубрику