Несколько месяцев назад в международных банках-гигантах начали происходить небольшие, но удивительные с точки зрения бизнеса изменения. Обычно считается, что если наемный менеджер засиживается на работе допоздна и еще забегает в офис на пару часов в выходные, значит он неравнодушен к своей работе и достоин поощрения. Теперь в банках решили иначе: крупные игроки Уолл-стрит обратились к своим младшим сотрудникам и настоятельно порекомендовали им соблюдать пятидневный рабочий день и почаще отвлекаться от работы. Задуматься об условиях труда банкам пришлось после того, как в прошлом году в Bank of America после трех 20-часовых рабочих дней умер стажер.
В глазах обывателей любой банкир — типичный представитель так называемого «офисного планктона»: вежливый клерк в деловом костюме, копающийся в цифрах и бумагах и работающий строго от звонка до звонка. Действительно, сотрудники многих банков выглядят именно так, однако даже в этих скучных организациях существуют департаменты, где царит совсем другая атмосфера.
Речь идет о трейдинговых и инвестиционных подразделениях — тех самых, которые помогли банкам заработать сотни миллионов долларов перед кризисом 2008-2009 годов и которых зачастую обвиняют в возникновении этого самого кризиса. Здесь ценятся в первую очередь математическая смекалка и вдохновение, готовность к риску и нестандартный подход к скучному (на первый взгляд) банковскому делу.
Про сумасшедшую жизнь инвестбанкиров издано немало книг и статей, а недавний фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» может считаться чуть ли не пособием по теме. Про жизнь трейдеров нового поколения — так называемых «квантов», придумывающих хитроумные стратегии за счет глубоких познаний в математике и статистике — написано еще больше. Например, в романе «Кванты» Скотта Паттерсона речь идет о множестве финансистов, не соблюдающих ни внешние приличия, ни дресс-код, ни рабочий график, но приносящих работодателям баснословные прибыли. Эти «кванты» устраивали в офисах шахматные турниры на огромные деньги, обвешивали компьютеры специальными «примочками», чтобы казалось, будто они работают в темноте, внезапно вместо работы шли в переход метро играть на клавишных, просиживали за покером ночи напролет. Однако это не мешало им на следующий день вновь браться за дело и зарабатывать для банков миллионы.
Оборотной стороной такого образа жизни и постоянного «жонглирования» сотнями миллионов и миллиардами долларов является психологическая неуравновешенность. Кроме того, и стажеров такие трейдеры готовят под стать себе, забыв про трудовые кодексы и 8-часовой рабочий день. Сами же банковские новички только рады стараться, потому что понимают: лишь пробившись через начальную «мясорубку» и поднявшись по карьерной лестнице, они обеспечат себе положение и достаток.
Рано или поздно сложившаяся ситуация в банках должна была привлечь к себе широкое внимание, и это случилось летом 2013 года. Практикант Мориц Эрхардт, поступивший в Merrill Lynch, инвестиционное подразделение Bank of America, скончался у себя в общежитии после того, как по меньшей мере три дня подряд работал по 20 часов без перерыва в лондонском офисе организации. В ноябре британские власти, расследовавшие обстоятельства смерти 21-летнего Эрхардта, пришли к выводу, что причиной смерти стал эпилептический припадок. Врачи также предположили, что припадок могло спровоцировать переутомление, но никаких подтверждений этому не нашлось.
Кончина Эрхардта положила начало широкому обсуждению условий работы практикантов и младших сотрудников в финансовых организациях. Многие бывшие практиканты, «прокатившиеся» в банках на «чудесной карусели» (это выражение подразумевает почти круглосуточное пребывание в офисе в течение нескольких суток), немедленно вспомнили о чудовищном давлении, свалившемся на них во время стажировки. В свою очередь Bank of America объявил, что проведет проверку с целью помочь работникам-новичкам «найти оптимальный баланс рабочего времени».
Судя по всему, аналогичными проверками занялись и в других крупных банках. В октябре 2013 года в Goldman Sachs сотрудникам инвестиционных подразделений настоятельно рекомендовали не работать на выходных, так как это увеличивает нагрузку на новичков, а также административный персонал. Кроме того, в организации решили создать комиссию по работе с младшим персоналом из топ-менеджеров, призванных следить за уровнем нагрузки на стажеров и недавно влившихся в коллектив сотрудников.
В начале 2014 года примеру Goldman Sachs последовали в Bank of America: как выяснила газета The Wall Street Journal, в организации был выпущен внутренний меморандум, в котором младшим банкирам советовали отдыхать не менее четырех дней в месяц. В самом банке эту информацию комментировать отказались.
Также стало известно, что еще в конце прошлого года в J.P. Morgan Chase пообещали принять на работу дополнительных сотрудников, чтобы разгрузить аналитиков и помощников (низшее звено). Кроме того, по сведениям WSJ, в банке запущена пилотная программа, в рамках которой банкирам-новичкам предоставляется «гарантированный» выходной в дополнение к обычным уикендам. В этот день работника обещают в прямом смысле слова оставить в покое: не вызывать в офис, не тревожить деловыми звонками и не напоминать о необходимости проверить почту.
О комфорте сотрудников задумался и Credit Suisse: руководство банка фактически запретило младшему персоналу находиться на рабочем месте с шести вечера пятницы до десяти утра в воскресенье. При этом в организации оговорили множество исключений из этого правила: работать в выходные разрешается, если сотрудники заняты подготовкой текущих сделок; кроме того, даже в течение уикенда работники Credit Suisse должны быть доступны по телефону и электронной почте, чтобы приехать в офис в случае необходимости.
Наконец, в конце января к кампании по улучшению условий труда среди игроков Уолл-стрит присоединился и Citigroup. В банке выпустили меморандум для сотрудников, в котором говорится, что сотрудники департаментов инвестиционного банкинга и рынков капитала не должны работать по субботам. Циркуляр предписывает банкирам уходить из офиса не позже 10 часов вечера в пятницу, а возвращаться не ранее 10 утра в воскресенье.
Кроме того, персоналу Citigroup настоятельно рекомендовали ежегодно использовать весь причитающийся отпуск, а также запретили удаленную работу по выходным. Отмечается, что руководство банка будет следить за соблюдением новых правил, а исключения из них должны быть редкими и обоснованными. В то же время даже в выходные сотрудники должны проверять электронную почту.
Судя по мерам, которые принимают крупные банки, чтобы избавить новичков и работников низшего звена от перегрузок, смерть практиканта Bank of America была воспринята всерьез. Однако то, что новые меморандумы и циркуляры с самого начала оказались обставлены множеством исключений (от стажеров все равно требуют быть на связи в уикенды, проверять электронную почту и так далее — вплоть до того, что Citigroup формально не запрещает своим сотрудникам работать по воскресеньям), скорее всего, свидетельствует о намерении топ-менеджеров постепенно вернуть все на прежние круги. И не исключено, что стажерам и дальше придется придумывать, как бы отдохнуть прямо посреди изнурительной работы. Опыт практикантов банка Barclays, от усталости спавших в туалетах им, несомненно, пригодится.