Украинская экономика в конце 2013 года была близка к катастрофе: ВВП страны не рос, доходы в бюджет не собирались, социальные обязательства давили на правительство все больше и больше, а удержание стабильного курса гривны требовало вливаний из золотовалютных резервов. Тогда Украину спасло снижение цен на газ и кредит от России, но если политический кризис в стране затянется, то очень скоро кредит будет исчерпан и казна вновь опустеет. «Лента.ру» представляет четыре варианта развития экономики страны в зависимости от того, как завершится противостояние властей и Майдана.
Обычно массовые протесты в стране, многомесячное (и часто вынужденное) бездействие законодательной и исполнительной ветвей власти, как на региональном, так и на общегосударственном уровне, приводят к резкому снижению экономической активности, обвалу на валютном и фондовом рынках, сокращению инвестиций из-за рубежа. Все это и происходит в последнее время на Украине, хотя экономический кризис пока ощущается в меньшей степени, чем политический: да, фондовые индексы и гривна дешевеют, но все же обвальным падением это не назовешь.
Вялая реакция украинского рынка на текущие политические потрясения объясняется тем, что на нем остались исключительно те инвесторы, которые жить не могут без риска. Все остальные давно уже распродали свои украинские активы. Поэтому даже снижение кредитного рейтинга Украины, о котором агентство Standard & Poor’s объявило 28 января, не вызвало паники на рынке. Рейтинг страны и до этого находился на несколько ступеней ниже инвестиционного, государственные облигации Украины (несмотря на локальные снижения доходности, связанные, в том числе, с помощью со стороны России) торгуются на «мусорном» уровне. В смысле экономических перспектив, как их понимают инвесторы на рынке, Украина теперь — страна третьего мира.
Это означает, что в каком-то смысле экономический кризис на Украине, пусть он и менее заметен, острее политического: чем бы ни закончилось противостояние Виктора Януковича и «Евромайдана», властям страны придется в срочном порядке спасать экономику. Методы спасения будут зависеть как от того, кто победит в политической борьбе, так и от того, как на это отреагируют соседи Украины.
Представим, что «Евромайдан» потерпел поражение, а Виктор Янукович победил на выборах 2015 года. Украина на словах снова лавирует между Востоком и Западом, но на деле оказывается все теснее связана с Россией и все меньше — с Евросоюзом.
Россия для поддержки «братской страны» продолжит продавать ей газ не по тем ценам, которые прописаны в контракте от 2009 года, а со значительной скидкой. Это позволит Януковичу не поднимать цены на газ для населения и не снижать социальные выплаты. Хотя пенсии на Украине меньше российских приблизительно в два раза (среднестатистический пенсионер на Украине получает около 1500 гривен, или шести тысяч рублей), экономике страны их выплата дается с трудом. Тем не менее, трогать эту часть бюджетной системы Янукович скорее всего не будет, чтобы не спровоцировать новый Майдан. В местной статистической службе недавно заявили, что в структуре доходов украинцев социальные выплаты составляют аж 60 процентов, и вряд ли Януковичу удастся радикально снизить эту цифру — особенно если учитывать, что население Украины, как и других европейских стран, стареет.
Поддержка стабильности не оставит денег на проведение структурных реформ в экономике, но и не приведет к болезненному переделу собственности в стране. И хотя последние годы на Украине ознаменовались резким ростом коррупции и ухудшением инвестиционного климата, для краткосрочного роста экономики неидеальные, но понятные правила игры могут оказаться полезнее, чем новый передел сфер влияния.
«Гуманитарная помощь» из России (Владимир Путин, объясняя необходимость выделения кредита Киеву, подчеркивал именно гуманитарные, а не экономические мотивы) неизбежно приведет к пересмотру планов Украины по обретению «газовой независимости». Из-за скидки, данной «Газпромом», Киев уже перестал покупать газ в Европе. Не факт, что в будущем он не откажется и от более амбициозных проектов — например, от строительства терминала по приему сжиженного газа под Одессой.
Товарооборот с Россией, в случае поражения «Евромайдана», должен будет вырасти, хотя не факт, что он дойдет до докризисных показателей — свыше 50 миллиардов долларов в год, ведь львиную его часть составляет газ, а цены на него для Украины упадут. Возможно, в стране произойдет некоторое оживление промышленности, особенно если будут запущены совместные производства с Россией (например, долгожданный завод по выпуску самолетов «Руслан»), но западные деньги в страну не потекут.
Ориентация на Восток при этом будет связана со значительными рисками, прежде всего потому, что российская экономика с ролью страны-донора может просто не справиться. Большинство экономистов сходятся на том, что в ближайшие три года экономический рост в России будет двигаться меньшими темпами, чем общемировой. У Украины в таком случае есть все шансы завязнуть в экономическом болоте вместе с Россией, и одна только эта угроза сама по себе способна привести к новым Майданам.
По словам Владимира Путина, прозвучавшим в самом конце января, Россия готова работать с любой властью на Украине и от своей помощи Киеву не откажется. Следовательно, не исключено, что в случае ухода Януковича Москва продолжит поддерживать соседа. Не будут сопротивляться притоку в страну дешевых денег и сами оппозиционеры, хотя и на тесный контакт с Россией не пойдут. Планы по промышленной кооперации так и останутся планами, товарооборот с Россией увеличиваться не будет.
Обеспечив за счет российских денег формальную стабильность в экономике, новые власти смогут вновь обратиться в Международный валютный фонд и взять целевые кредиты у Европы на строительство инфраструктурных проектов или на то, чтобы расплатиться с Москвой. На фоне потенциальной евроинтеграции Украину ждет новая волна интереса со стороны частных инвесторов — оживится рынок недвижимости, вырастут фондовые индексы. При самом удачном раскладе о ситуации на Украине заговорят как об очередном «экономическом чуде». Правда, «чудо», скорее всего, будет сопровождаться резким ростом госдолга и затуханием промышленных центров, ориентированных на потребление со стороны России.
С другой стороны, крупные европейские корпорации вновь увидят в Украине большой рынок сбыта и — как это случилось, например, с Польшей — не только завалят местные магазины своей продукцией, но и начнут открывать здесь свои заводы и гипермаркеты. Расти местному рынку есть куда: достаточно сказать, что на Украине до сих пор нет ни одной IKEA.
Кремль вместе с «Газпромом» будут периодически пугать Украину исками, пересмотром цен на газ, но воплощать свои угрозы в жизнь побоятся, как, собственно, все и происходило в последние несколько лет. При этом с вводом в строй «Южного потока» влияние Украины на транзит российского топлива в Европу снизится, что не оставит властям выбора: им придется строить СПГ-терминал и как можно скорее приступать к закупкам топлива не только в России.
Другая угроза «мягкой евроинтеграции» заключается в переделе собственности: очевидно, что новые власти не примирятся с тем, что большинство активов в стране оказалось сосредоточено в руках нескольких бизнесменов, близких к Януковичу (в том числе и его сына). О том, как болезненно проходят такого рода процессы, можно судить хотя бы по бесконечному сериалу с «Криворожсталью» — ее приватизация продолжалась все 2000-е и на пользу активу явно не пошла.
В том же переделе, правда, скрыт и потенциальный модернизационный рывок — если представить, что новая программа «отнять и поделить» будет направлена на снижение коррупции, а не на перекладывании собственности из одного кармана в другой. Верится в такое, правда, с трудом.
На Виктора Януковича в Кремле действительно рассчитывают, но при этом говорить, что отношения между ним и Владимиром Путиным безоблачны, было бы наивно. Вполне вероятен вариант, при котором Россия отвернется от Украины — особенно если цены на нефть упадут и Кремлю придется спасать российскую экономику и собственную репутацию. Испортить положение может и сама Украина — в конце января российские власти уже пожаловались, что «Нафтогаз» просит отсрочку по платежам за газ даже с учетом щедрых скидок.
При таком раскладе Янукович окажется в очень сложной ситуации. Президенту Украины придется вновь обращаться за деньгами в МВФ или другие международные фонды, так как занимать на открытом рынке у Киева по приемлемым ставкам вряд ли получится. Но МВФ уже несколько раз напрасно ждал выполнения обещаний со стороны украинских властей, так что переговоры с фондом простыми не будут.
В отсутствие валюты Януковичу волей-неволей придется девальвировать гривну — тратить свои относительно небольшие золотовалютные резервы Украина долго не сможет. Девальвация решит много проблем — от низкой инвестиционной привлекательности страны до необходимости выплачивать высокие социальные пособия и пенсии, но на Украине она равносильна политическому самоубийству. Кроме того, для импортозависимой страны девальвация даст ограниченный экономический эффект: за газ-то все равно придется платить в долларах, равно как и за оборудование, на котором производятся украинские товары.
Где-то рядом с девальвацией маячит и дефолт, который Украине, возможно, следует объявить, чтобы начать с чистого листа. Правда, при таком сценарии страну ждет несколько лет «очистительного» кризиса, и перед президентскими выборами 2015 года этот дефолт вряд ли случится. Но отсрочка связана с дополнительными рисками — если тянуть с дефолтом, придется платить по долгам, расходуя запасы драгоценной валюты. Едва ли не единственный твердый ее источник — плата за транзит от «Газпрома», но российская монополия до января 2015 года с «Нафтогазом» уже рассчиталась.
Возможно, с помощью дефолта властям удастся улучшить бизнес-активность в стране, но доверие к правительству и президенту упадет, что неизбежно скажется на собираемости налогов. Перспективная молодежь в ситуации полноценного экономического кризиса поспешит перебраться в Европу или даже в Россию. С учетом того, что население Украины беспрерывно снижается (с 51,7 миллиона человек в 1994 году до 45,3 миллиона на конец 2013-го), для экономики это может стать той «последней каплей», после которой следуют десятилетия вялого роста, перемежающегося с рецессиями.
Хотя Владимир Путин и сказал, что будет помогать Украине при любых обстоятельствах, но всякому терпению может прийти конец. Если у власти окажутся радикально настроенные «западники», то ничто не помешает президенту России вновь поднять цены на газ и под каким-нибудь предлогом задержать перечисления обещанного кредита.
Кроме того еще не факт, что на волне антироссийской истерии сами оппозиционеры не откажутся от кремлевских денег. Или, скажем, не потребуют отменить Харьковские соглашения — по ним Украина в 2010 году получила скидку на газ в обмен на пребывание Черноморского флота в Севастополе.
В такой ситуации девальвация и дефолт практически неизбежны, причем сопровождаться они будут жестким переделом собственности — всплеском экономического бандитизма на фоне пересмотра всех правил, в самом худшем варианте — еще и невыплатой пенсий и социальными протестами. Можно ожидать, что ВВП страны резко обвалится. Но затем, если оппозиция сумеет остаться у власти, последует восстановление — особенно если политикам удастся эффектно «продать» Украину западным инвесторам как гигантский рынок сбыта.
«Продавать» Украину придется и МВФ, без денег которого Киеву будет совсем туго. Вполне вероятно, что фонд даст новый кредит только в случае сокращения социальных выплат (или, по крайней мере, их невысокого роста, что при девальвации равносильно сокращению) и повышения цен на газ для населения. Иными словами, спасать экономику Украины придется во многом за счет самих украинцев, причем далеко не самых богатых.
На фоне таких событий на Украине и не заметят, как настанет 2018 год, в котором надо будет заново подписывать долгосрочный газовый контракт с Россией. Если экономика к тому времени уже сильно изменится, а отношения с Европой будут построены таким образом, что поляки станут ездить на заработки на Украину, а не наоборот, то, возможно, Киев сможет говорить с Москвой с позиции силы: мол, это вам нужен рынок сбыта, а у нас вариантов обеспечения газом хватает (для этого, правда, необходимо построить не один СПГ-терминал и сделать так, чтобы месторождения сланцевого газа были близки к стадии промышленной разработки). На случай экономических кризисов у Украины под боком всегда будет Евросоюз, который к тому времени сам, вполне вероятно, выйдет из кризиса и придумает эффективные способы помощи периферийным странам.
Устойчивый экономический рост в этом варианте связан со слишком большим количеством «если», и невыполнение хотя бы одного из условий сделает развитие экономики невозможным. При этом расклад «оппозиция у власти, Россия перестает помогать» не учитывает (поскольку она малопрогнозируема) позицию Кремля. Если Москва задавит Киев различными санкциями (от блокировки экспорта до международных судов по газу), то ни о каком устойчивом развитии не может быть и речи.
Все четыре варианта прогнозов, представленные в этой статье, довольно условны и, кроме того, сильно упрощены: например, в них постулируется, что оппозиция — это единая структура, а Януковичу отказано в способности резко поменять свои взгляды. К тому же на Украине за последние десятилетия произошло столько всего неожиданного, что загадывать на годы вперед в ее случае просто невозможно. И все же с помощью прогнозирования гипотетических вариантов можно сделать как минимум один вывод: какой бы вариант в итоге ни оказался наиболее близким к реальности, страну в любом случае ждут непростые времена — слишком уж много дисбалансов накопилось в украинской экономике, чтобы политические изменения автоматически привели к ее оздоровлению.