В России все чаще используют статью о запрете гей-пропаганды. Наказывают теперь не только участников уличных ЛГБТ-акций. За первый месяц 2014 года завели дело на создательницу группы «Дети-404», в которой подростки-геи делятся своими историями о жизни и получают психологическую разрядку; в Хабаровске оштрафовали журналиста за статью об уволенном учителе-гомосексуале; в Брянской области на учет поставили девятиклассницу, признавшуюся в том, что она лесбиянка. «Лента.ру» разбиралась в происходящем.
У девятиклассницы М. из тридцатитысячного городка в Брянской области слишком много проблем. С августа ей названивает незнакомый мужчина и учит жизни, он же звонит ее матери и директору школы, в которой она учится. Незнакомый мужчина говорит ей: «Ты больна, ты больна, тебе нужно лечиться в психиатрической больнице». Мать, узнав от незнакомца, что ее дочь гомосексуальна, теперь ее бьет, рассказывает М. «Ленте.ру». На девочку на улице нападают незнакомые: с криком «Умри, лесбиянка!» валят на землю и бьют ногами. Директор вызывает девятиклассницу к себе и просит перестать писать в социальных сетях об акциях ЛГБТ. Но незнакомый мужчина так часто названивает директору, что тот в конце концов обращается в областную комиссию по делам несовершеннолетних. Одноклассники девочку сторонятся, дружбы и раньше не было. Комиссия начинает проверку, вызывает школьников, чтобы поговорить, не растлила ли она их. 16 января появляется документ комиссии, в котором сказано: «В ходе профилактической работы было выявлено, что ученица 9 класса пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних». В документе значится: М. «открыто признает себя лицом нетрадиционной ориентации», однако «физических действий, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, не совершает».
Прошлогодний закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”», более известный как закон о гей-пропаганде, не предполагает наказания для несовершеннолетних ― к административной ответственности можно привлекать с 16 лет, М. чуть младше, поэтому девятиклассницу отправляют к психологу и ставят на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Теперь ей нужно раз в неделю ходить отмечаться. Но в комиссии по делам несовершеннолетних ей все равно угрожают: если она продолжит писать во «ВКонтакте» о гей-движении, ее обвинят не по первой части ст. 6.21 КоАП («пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», штраф до пяти тысяч рублей), а по второй (та же пропаганда, только с применением СМИ или «информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети “Интернет”)», штраф до ста тысяч рублей). Штраф никакой ей не грозит ― ей всего четырнадцать лет, ― но она об этом не знает. Еще М. в комиссии просят не выходить в социальные сети. Мама стала часто отбирать у нее телефон. «Он следит за мной, а когда видит, что я вышла в сеть, ― звонит моей маме», ― говорит М. о мужчине, который ее травит.
Ее преследователя зовут Тимур Исаев, он из Санкт-Петербурга. Он и созданная им незарегистрированная организация «“Действие” мусульманская НкО» обратили внимание на М., когда та вышла летом на одиночный пикет против увольнения учителей-гомосексуалов из петербургских школ, чего как раз добивался Исаев.
Свою гомофобию Исаев не скрывает: на аватаре во «ВКонтакте» у него картинка с надписью «Evroпечи для педерастов, либерастов и шизиков ЕВРОлюбов. Генеральный спонсор газа и анновационных технологий пьезоподжигов, утилизатор “Евросеть”»; предложение запрещенного к служению священника и шоумена Ивана Охлобыстина о проверке госслужащих «на гомосексуализм» при поступлении на работу он комментирует словами: «ОН НЕРЕАЛЬНО КРУТ И ПРАВИЛЕН В СУЖДЕНИЯХ»; Исаев подключился к кампании по сбору средств в поддержку арестованного за разжигание межнациональной розни неонациста Максима Марцинкевича по прозвищу Тесак.
«Гомосексуализм ― это не норма, это заболевание, которое лечится гормональной терапией, ― говорит Исаев «Ленте.ру». ― За девочкой недосмотрела мама, и та начала просматривать деструктивные сообщества лесбиянок, которые слушают грустные песни. Как правило, грустная женщина ― это несчастливая женщина, как правило, грустная женщина ― это лесбиянка». Когда я спрашиваю, почему ему кажется, что личная жизнь девочки как-то его касается, Исаев кричит в трубку: «Личная жизнь ребенка? Вопрос, какое отношение она имеет к детям России! Она растлевает их своим влиянием. Ребенок, который постоянно говорит о том, что лесбиянство ― это норма, вводит детей с неокрепшей психикой и не сформировавшимся критическим анализом в непонятное русло и зону сомнений, когда на ребенка легко влиять. Можно вспомнить фразу Гитлера: “Дайте мне воспитывать ваших детей, и мне не нужно будет с вами воевать”. Я спасаю детей [от М.]. Ее уже не спасти. Она до совершеннолетия поедет в ближайшую психиатрическую лечебницу. М. отчислят из школы, она плохо учится, потому что общается в социальных сетях с пидарасами разного толка».
Сама М. отправила на днях письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву. Вот что она написала: «Я пишу это вам в надежде, что вы прочтете. Я обычный ЛГБТ-подросток, каждый день сталкивающийся с гомофобией, ксенофобией и фашизмом. Вы не видите тысячи людей? Людей, которые живут в страхе! А как же все те, кто выходит на улицы? Все те, кто пишет в интернете? Я одна из тех, кто выходил и говорил, я одна из тех, кого нет. Я знаю, что такое гомофобия, не понаслышке, каждый день я вижу ненавидящие взгляды, я слышу то, что говорят за спиной, дома полное непонимание, восемь нападений, вечные упреки, а ведь меня никто не растлевал и никто не пропагандировал этот самый гомосексуализм». Мне она говорит: «Я сейчас хочу спокойную жизнь. Вот и все».
«Прошу уволить меня с должности по собственному желанию в связи с оказываемым на Вас давлением управлением образования», ― говорится в заявлении, которое положил на стол в сентябре прошлого года директору хабаровской школы №32 учитель географии Александр Ермошкин. Заявление было принято. За месяц с небольшим до этого обращение с 700 подписями к министру образования Хабаровского края с просьбой уволить учителя собрали участники движения «Против пропаганды сексуальных извращений». Они писали, что «просят министра содействовать в отстранении от преподавательской деятельности известного активиста хабаровского движения ЛГБТ, являющегося преподавателем». Активистам не понравилось, что директор не пошла сразу же на уступки, сославшись на то, что Ермошкин «хороший преподаватель».
Через несколько недель учитель решил забрать свое заявление об увольнении по собственному желанию, но ему отказали «в связи с истечением срока подобного волеизъявления». Он посчитал, что «на руководство образовательного учреждения, в котором осуществлял трудовую деятельность, оказывается некое давление». Вскоре Ермошкину не продлили контракт в Дальневосточном государственном гуманитарном университете, где он числился старшим научным сотрудником кафедры биологии и географии.
История заинтересовала местную прессу, и 20 сентября 2013 года в газете «Молодой дальневосточник» появилась статья под заголовком «История с гейографией». Ее заметил местный Роскомнадзор и провел исследование, пригласив для экспертизы профессора ДВГГУ и представителя комитета печати края. Они согласились с тем, что публикация пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних. Было возбуждено производство по ч.2 ст. 6.21 КоАП, и 31 января 2014 года редактора газеты Александра Сутурина оштрафовали на 50 тысяч рублей. На суде он пояснял, что не считает статью пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а «целью публикации явилось желание обратить внимание общества на нарушение закона и проявление дискриминации».
«Вполне логичная история в свете последних событий в сфере законодательства, но не думаю, что за этими [двумя случаями] стоит кто-то конкретный, ― говорит «Ленте.ру» бывший учитель Ермошкин. ― Хотя хабаровским милоновым называли Сергея Плешакова, местного общественного деятеля, инициировавшего сбор подписей за мое увольнение». Член Общественной палаты Хабаровского края, считающий, что геи и лесбиянки любыми своими публичными акциями хотят лишь «выразить свою похоть», теперь ратует за ужесточение закона о «запрете гей-пропаганды», предлагая распространить его действие на всех граждан России, а не только несовершеннолетних. Главред «Молодого дальневосточника» общаться с «Лентой.ру» отказался, заявив, что «больше ничего не комментирует, excuse». Ермошкин считает, журналиста «все достало ― он совсем не рвался к такой известности».
Сам Ермошкин ― не первый из учителей, которого пытаются уволить, ссылаясь на закон о «запрете гей-пропаганды». Тот же Тимур Исаев из движения «Действие» уже долгое время пытается добиться увольнения за активное участие в уличных ЛГБТ-акциях Екатерины Богач, учительницы испанского языка из петербургской гимназии №67. В конце октября 2013 года Исаев написал письмо в комитет по образованию Санкт-Петербурга. В письме говорилось, что «эта учительница, возможно, не пропагандировала в своей школе извращения и ЛГБТ-идеи, но она абсолютно точно делала это на каждой акции ЛГБТ-растлителей и пропагандистов, в которых принимала участие». В ответ бывшие ученики Богач от своего имени опубликовали открытое письмо в тот же комитет, рассказав, что «за все время обучения ученики не слышали никаких призывов к чему-либо, в том числе и к какому-то определенному отношению к ЛГБТ». В ходе проверки чиновники управления образования Петроградского района Петербурга не нашли никакой гей-пропаганды в работе Богач.
«Больше писем и угроз напрямую с его [Исаева] стороны не было, ― рассказывает «Ленте.ру» Екатерина Богач. ― Но там прокуратура что-то делает. Хотя вряд ли они дело заведут, сроки прошли, да и вовсе бред. Было еще одно письмо одной мамаши, по всей вероятности и по всем признакам, с подачи того же Исаева, но я об этом распространяться не хочу пока. Надо понять прежде, будет ли по нему что-то делаться».
«Я как давил эту нечисть, так и буду давить, законы на моей стороне, ― убеждает «Ленту.ру» Исаев. ― Они говорят «личная жизнь» и так далее, но когда это появляется в социальных сетях ― это переходит из разряда личной информации в публичную. Не окончена пока история с Екатериной Богач из Петербурга. Будет свой конец. И ее накажем по административке. И ее уволят».
С октября прошлого года депутат заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, с которого началась кампания против гомосексуалов, написал на журналистку Лену Климову и ее интернет-проект «Дети-404» семь заявлений с требованием закрыть объединение, а саму ее ― привлечь к ответственности «за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних». Проект «Дети-404» в поддержку гомосексуальных подростков стартовал в социальных сетях в марте прошлого года, он вырос из серии публикаций Климовой на петербургском новостном портале «Росбалт». Крестовый поход Милонова несколько месяцев не давал никаких результатов, пока 17 января Климову не вызвали для объяснений в Нижнетагильское межмуниципальное управление МВД России ― журналистка живет в Нижнем Тагиле. Тогда оперуполномоченный угрозыска заявил ей, что административному делу не будет дан ход, рассказывает она «Ленте.ру». Но две недели спустя ее вновь вызвали в управление для составления протокола об административном правонарушении.
В протоколе говорится, что она «зарегистрировала на интернет-ресурсе “ВКонтакте” страницу, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних, выразившееся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений». По мнению следователя, создательница группы «Дети-404» нарушила ч.2 ст.6.21 КоАП РФ ― ей грозит штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Суд состоится позже в феврале, Климова ждет повестку.
Сам Виталий Милонов предположил, что группа финансируется за счет зарубежных грантов и должна быть признана иностранным агентом. «Эта группа должна быть закрыта, уничтожена, стерта навсегда из всех социальных сетей России», ― заявил петербургский депутат.
«Если группа будет закрыта, ЛГБТ-подростки лишатся единственного места, где они могут открыто говорить о себе и получать советы, помогающие им жить», ― говорит Климова. Сейчас Климова с соратниками доделывают сайт, если будет принято решение закрыть группу ― общение перенесется туда. Летом 2013-го, накануне подписания Владимиром Путиным закона об ответственности за пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений среди детей» «Лента.ру» общалась с некоторыми из участников «Детей-404». В группах проекта во «ВКонтакте» и в фейсбуке состоят больше полутора десятков тысяч человек, в них подростки-гомосексуалы делятся с товарищами ― чаще всего анонимными как и они сами ― своими соображениями о жизни, отношениях с родителями и одноклассниками.
Самой Климовой уже не раз угрожали. Когда в соседнем городе, Каменске-Уральском, активно действовала охотившаяся за заподозренными в педофилии ячейка «Оккупай-педофиляй», неонацистом Максимом Марцинкевичем за ее поимку назначалась награда в десять тысяч рублей. Сейчас на членов ячейки заведены три уголовных дела по ст. 116 УК РФ (побои), самые активные ее участники находятся в СИЗО.
Климовой угрожают и сейчас. После новостей о том, что на нее завели административное дело, рассказывает она «Ленте.ру», ей начали «приходить угрозы от каких-то идиотов, которые обещают чуть ли не кишки на голову натянуть». Пишут анонимно, но подписываются именами, вроде «Богатырь Русский» или «Путин».
«В сегодняшний “проклятый” день я рассказал все, как я понял, что я гей, в подробностях. И сказал, что мне нравится одноклассник. И он попросил его ссылку на страницу… Я дал. Он все сообщения про то, что я говорил, как осознал и что нравится одноклассник, отправил... Я это узнал, потому что у нас есть беседа “ВКонтакте”, где одноклассники мои ВСЕ. И мой одноклассник все сообщения отправил в эту беседу. Я это увидел и решил покончить с собой… Я не выдержу этого позора в школе, меня будут просто все гнобить. Пока это не началось, я убью себя», ― написал на страницу «Детей-404» в ночь на понедельник 12-летний М. из Рязани. За следующие несколько часов он получил почти 150 сообщений поддержки. «Теперь он взбодрился и пообещал сходить в школу», ― говорит Климова.