4 февраля Госавтоинспекция объявила о запуске нового онлайн-сервиса, который позволяет проверить ограничения, наложенные на автомобиль. Проверка «автоистории» была самой ожидаемой услугой среди водителей с тех пор, как у них появилась возможность узнать о выписанных штрафах в интернете. «Лента.ру» разобралась, что в новом сервисе уже работает, а что пока еще не готово.
Россияне ждали возможности «пробить по базам» подержанный автомобиль с осени 2012 года, когда об этом появились первые сообщения. На подготовку тестовой версии сервиса у разработчиков ушло больше года. В день запуска сервис, размещенный на сайте ГИБДД, под наплывом посетителей сразу же стал работать с затруднениями.
Многие из тех, кому удалось «пробиться», разочаровались — выяснилось, что данных об угонах и невыплаченных за автомобиль кредитах в базе пока нет. В тестовом режиме сервис сообщает только об ограничениях, наложенных на автомобиль судами, судебными приставами, следователями, таможенниками и органами соцзащиты. Под ограничениями подразумевается, что без разрешения от упомянутых органов автовладелец не может продать автомобиль, снять его с учета (утилизировать) либо изменить регистрационные данные (к примеру, адрес своего места жительства или фамилию).
Подавляющие большинство тех, кому уже удалось «пробить» в новом сервисе идентификационный номер своей машины (VIN), получили следующий ответ: «Информации о наложении ограничений в федеральной информационной системе Госавтоинспекции МВД России не найдено». Однако, нашлись и те, кто «засветился» в базе, хотя не имел претензий ни со стороны ГИБДД, ни со стороны других органов.
Одному из читателей «Ленты.ру» сервис сообщил, что орган соцзащиты в марте 2012 года запретил утилизировать его автомобиль Ford Fusion. Как пояснил автовладелец, машину он купил в автосалоне и ни разу не сталкивался ни с какими ограничениями. Он заверил, что долгов и штрафов за ним не числится. С похожими странностями столкнулись и другие желающие проверить свои автомобили.
В действительности органы социальной защиты накладывают ограничение на перерегистрацию машины только в том случае, если они сами ее и выдали — как правило, речь идет о бесплатных автомобилях для инвалидов. Такие автомобили нельзя продать и утилизировать без разрешения соответствующего органа.
Те же «органы социальной защиты» всплывают в базе данных ГИБДД, если сделать запрос по VIN автомобиля, история которого доподлинно известна — например, машины, арестованной судебными приставами. И вряд ли инвалиду бесплатно выдали фургон «ЗИЛ», который только в январе 2014 года направили на реализацию в Костромскую область. Судя по всему, в базе в отдельных случаях неправильно проставлен контролирующий орган и наложенная на машину санкция.
Наглядно это можно увидеть на примере конфискованных машин. В базе ГИБДД имеется внедорожник Toyota Land Cruiser 200, который ранее тоже находился в ведении «органов соцзащиты». Они, как и в случае с питерским «Фордом», запретили снимать его с учета. Однако последняя запись в базе отличается ото всех предыдущих — внедорожник вдруг отошел судебным приставам. Вряд ли за это время с машиной что-то случилось — она до сих пор ждет реализации в перечне конфискованного имущества. По всей видимости, приставы просто исправили ошибку, из-за которой раньше ГИБДД принимала их ведомство за органы социальной защиты. Все это, правда, не объясняет, что в базе делает автомобиль, владелец которого ничего не знает о претензиях со стороны госорганов.
Впрочем, подобные несоответствия вполне можно списать на то, что пока сервис работает в тестовом режиме. «От этой базы можно отталкиваться и создать более интересные сервисы, которые помогут автовладельцам в дальнейшем не попадать в руки к мошенникам», — считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, который входит в рабочую группу по разработке сервиса. Он отметил, в частности, что для создания актуальной базы угнанных машины ГИБДД может потребоваться еще год.
Полноценный портал для проверки истории автомобиля, который сейчас разрабатывается в России на основе частно-государственного партнерства, должен быть совместим с международными интернет-аукционами по продаже автомобилей. Такую систему, добавил Канаев, планируют создать к 2020 году.
Федеральную систему, которая получила название «АвтоСправка», строят с оглядкой на крупнейший зарубежный аналог — американский Carfax. Предполагается, что за небольшую плату (100 рублей для тех, кто зарегистрирован на сайте госуслуг, и тысяча — для всех остальных) желающие смогут получить подробную «биографию» любой машины. Помимо данных от госорганов, в базе будет и информация от страховых компаний (аварии, ремонты), банков (кредитные обязательства) и автосалонов (подтверждение первой продажи и прохождения технического обслуживания). В январе 2014 года московские власти заявили, что в столице такой сервис будет запущен в первую очередь.
Пока покупателям приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы проверить, все ли в порядке с машиной, которую они собираются приобрести, рассказал Канаев. «Автовладельцы узнают о том, попадал ли автомобиль в аварии, через третьи руки и “методом тыка” — загоняют в автосалоны, смотрят, проводят обкатку», — пояснил он. При этом, добавляет Канаев, ГИБДД в некоторой степени и раньше могла контролировать этот рынок: «Нам много раз говорили, что у нас работает единая база данных, но проверить автомобиль при этом человек не мог».
Новый сервис ГИБДД, очевидно, будет востребован российскими автовладельцами. Дело в том, что вторичный авторынок в России как минимум вдвое больше первичного. По данным аудиторов из PricewaterhouseCoopers, в 2013 году россияне купили 5,6 миллиона подержанных машин, тогда как новых — всего 2,6 миллиона (такой же порядок величин дают предварительные итоги и осенние цифры «Автостата»). И если в случае с новой машиной гарантом качества, как правило, становится автосалон и стоящее за ним представительство автопроизводителя, то «вторичка» пока строится по большей части на доверии.