Дэвид О. Расселл — один из любимцев Американской киноакадемии. Его комедийная драма «Мой парень — псих» (оригинальное название — «Silver Linings Playbook») в прошлом году выдвигалась на восемь «Оскаров». Новая работа Расселла «Афера по-американски» («American Hustle») в 2014-м претендует на десять наград академии. На российские экраны эта картина вышла 13 февраля. Очередной ленте Рассела в отечественном прокате повезло намного больше, чем предыдущей — ее русское название хоть как-то соответствует английскому.
Что касается соответствия заголовка сюжету, то тут вообще все в порядке: речь в картине действительно идет об аферистах, причем очень даже американских. Главные герои ленты — Ирвинг Розенфельд (Кристиан Бэйл), владелец сети химчисток, лысеющий «бизнесмен» с пивным животом, и как бы английская леди Сидни Проссер (Эми Адамс), на самом деле родившаяся в Штатах. Они знакомятся на вечеринке у бассейна (пока вокруг расположенного в помещении водоема гуляют гости в купальниках, за окнами идет снег), выясняют, что оба любят джаз и преследуют американскую мечту, влюбляются друг в друга и заводят общее дело; история разворачивается в конце 1970-х. Совместное предприятие, основанное героями, предоставляет разнообразным лузерам кредиты (при этом денег у самих основателей нет), а также приторговывает фальшивыми произведениями искусства. И хотя у Ирвинга при этом есть законная супруга (Дженнифер Лоуренс) и малолетний сын, дела у пары идут отлично — как в романтическом, так и в предпринимательском смысле.
Однако в один не слишком прекрасный момент в жизни Розенфельда и Проссер появляется некто по имени Ричи Димасо (Брэдли Купер). Он представляется новым клиентом, нуждающимся в кредите, а затем оказывается агентом ФБР. В результате мошенникам предлагают сделку: сесть (обстоятельства складываются так, что реальный срок грозит только Сидни) или помочь следствию. Ирвинг соглашается на второй вариант.
Сценарий «Аферы по-американски» написан по мотивам реальных событий. На рубеже 1970-х и 1980-х ФБР действительно использовало двух аферистов, чтобы разоблачить мошенников, работающих в сфере искусства, но в итоге вскрыло деятельность нескольких коррумпированных чиновников. Операция получила название ABSCAM. Впрочем, Расселл в самом начале фильма сообщает зрителям, что только часть событий, отраженных в «Афере по-американски», имеет отношение к действительности. Имена изменены, биографии подкорректированы, сюжет поворачивает там, где хочется автору. К тому же Расселлу интереснее рассказывать не о самой операции, а о ее участниках, их взаимоотношениях. «Афера по-американски» — не криминальный триллер, но скорее романтическая комедия. Просто романтика в ней слегка странная.
Ключевых персонажей режиссер рассматривает очень пристально, временами даже начинает казаться, что камера останавливается на героях чуть дольше, чем нужно. Взгляд Расселла — довольно ироничный. В результате у каждого из героев обнаруживается какой-нибудь интересный тик, а то и несколько. Например, в первой сцене Ирвинг долго прихорашивается перед зеркалом, прикрывая лысину клоками волос. В следующей сцене агент ФБР портит аферисту прическу, после чего Рассел на некоторое время оставляет в кадре Бэйла — тому даже говорить ничего не приходится, он просто молча хмурится, и на его физиономии отражается отношение к обидчику в частности и всему окружающему миру вообще.
Кстати, прически — не последняя по значимости тема фильма. Обратите внимание на невероятное произведение парикмахерского искусства на голове у Лоуренс или на убийственные завитушки Купера. В одной из самых издевательских сцен Ричи разговаривает с Сидни по телефону, при этом у первого вся голова в папильотках, а на второй — бигуди. И, разумеется, нельзя не отметить конструкцию, которую гримеры соорудили на Джереми Реннере — актер играет в фильме не слишком чистоплотного, но харизматичного политика с прической в духе Элвиса Пресли.
В общем, у Расселла получилось кино, имеющее слабое отношение и к операции ABSCAM, и к тому времени в принципе. Зато в фильме полно эксцентричных персонажей в исполнении отличных актеров. По духу (да отчасти и по смыслу) все это напоминает комедию «Отпетые мошенники» — там тоже речь шла об абсолютно уверенных в своих способностях пройдохах, планы которых расстраивала женщина. Вот и у Расселла женское начало — одновременно и движущая, и разрушительная сила, которая инициирует события и в то же время нарушает их естественный ход.
«Отпетые мошенники», пожалуй, были смешнее, но в «Афере по-американски» есть что-то захватывающее. Поцелуи на фоне вешалок в химчистке, дискотека под хит Донны Саммер «I Feel Love», Роберт де Ниро в эпизодической роли мафиози, изъясняющегося на арабском, невероятно говорливая Дженнифер Лоуренс, взрывающая микроволновую печку, — странноватые детали, которыми набит фильм Расселла, буквально завораживают. Скорее всего, жизнь участников реальной операции ABSCAM была намного опаснее — и при этом скучнее. Расселл же сделал так, что за выходками американских аферистов (к которым, безусловно, относится и агент ФБР) хочется наблюдать не отрываясь.