Бывший СССР
19:21, 17 февраля 2014

Нарния придет — порядок наведет На Украине амнистировали участников беспорядков

Анна Козырева
Фото: Глеб Гаранич / Reuters

На Украине объявлена очередная — вторая по счету — амнистия участников акций протеста. Чтобы закон вступил в силу, активисты должны были освободить все занятые ими здания городских и областных администраций и разблокировать «транспортные коммуникации» на улице Грушевского в Киеве, а также другие улицы и площади по всей стране, за исключением тех, где проходят мирные акции протеста. Как выяснилось, властям нужно было формальное согласие оппозиционеров идти на компромисс, а на тот факт, что большинство условий активисты не выполнили, Генпрокуратура (она следила за исполнением договоренностей) решила «смотреть сквозь пальцы».

По данным на утро понедельника, 17 февраля, протестующие покинули здания администраций пяти областей: Полтавской, Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой. На улице Грушевского был сделан проезд для автомобилей в сторону правительственного квартала. Активисты разобрали центральную часть баррикад и построили посреди проезжей части ворота, получилось что-то вроде КПП. Парковая аллея, как и раньше, была заблокирована мешками со снегом. По-прежнему остались закрытыми подходы к парламенту с улиц Садовой, Липской и Шелковичной.

Освобождать здание киевской администрации протестующие начали рано утром 16 февраля. Мэрия сначала была передана в распоряжение представителей ОБСЕ, а уже от них — руководству города. Такой хитрый ход, как пояснили оппозиционеры, должен был показать, что власти в случае чего обманут не только свой народ, но и весь мир. По информации «Коммерсантъ-Украина», глава киевской администрации Владимир Макеенко во время церемонии демонстрировал лояльность участникам протестных акций. Он заверил, что никаких претензий к активистам у власти нет и что ремонтировать здание, где два месяца обогревались, питались и фактически жили протестующие, будут спонсоры.

Спустя некоторое время после передачи мэрии властям города, неизвестные устроили в здании погром — разбросали вещи в кабинетах чиновников и избили двух прибывших по вызову милиционеров. В тот же день в мэрию вернулись около ста радикально настроенных активистов (по другой версии, они оттуда и не уходили), называвших себя «викингами» и «воинами Нарнии». Молодые люди скандировали «Нарния придет, порядок наведет!», кричали, что оппозиция сдала революцию и что мэрию нужно вернуть. В партии «Свобода», которой уже по умолчанию приходится отвечать за выходки радикальных участников протестов, назвали молодых людей «неконтролируемыми неонацистами». «Хлопцы, ну давайте уже, выходите отсюда, сколько можно», — уговаривали «воинов» «свободовцы». К утру 17 февраля активисты все же покинули здание, и туда смогли попасть сотрудники коммунальных служб.

Освобожденные здания областных администраций, разгромленная мэрия Киева, частично разблокированная улица Грушевского — пока это все уступки, которые может позволить себе оппозиция, в чьих рядах все громче слышны недовольные голоса борцов за революцию. Украинская прокуратура, со своей стороны, пообещала в течение месяца прекратить уголовное преследование активистов по 25 статьям, в числе которых «Массовые беспорядки», «Хулиганство» и «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».

Примечательно, что еще несколько недель назад, когда Верховная Рада в спешном порядке приняла, а президент подписал закон об амнистии, лидеры «Евромайдана» его категорически отвергли. Руководители оппозиционных парламентских фракций, участвовавшие в переговорах с властями (Арсений Яценюк, Виталий Кличко, Олег Тягнибок), настаивали на том, что задержанные и находящиеся под следствием активисты — всего 234 человека — должны быть амнистированы безо всяких условий. Время шло (закон об амнистии либо вступал в силу в течение двух недель после публикации, либо терял силу), а шансы оппозиционной «тройки» договориться с властями стремились к нулю.

Активисты, защищавшие баррикады на Майдане и штурмовавшие здания областных администраций, по всей видимости, понимали это и еще в начале февраля объявили об альтернативных переговорах с силовиками. В них участвовали примкнувшие к акциям протеста ветераны-афганцы и члены национал-радикального объединения «Правый сектор», которые вполне обоснованно замечали, что политикам «по барабану судьба людей». Как сообщалось, активистам удалось «обменять» освобождение своих сторонников на обещание разблокировать здание киевской мэрии и улицу Грушевского (и действительно, еще на прошлой неделе все задержанные ранее активисты по ходатайству прокуратуры были выпущены из-под стражи).

Лидеры оппозиции результаты этих переговоров не признали. Что заставило их поменять решение, неизвестно. С одной стороны, именно радикалы в последние месяцы давали «второе дыхание» «Евромайдану», и политики должны были понимать, что утрата контроля над этим крылом протестного движения грозит им серьезными неприятностями. С другой стороны, и Яценюк, и Кличко, и Тягнибок активно открещивались от связей с радикальными группировками и неоднократно называли их членов провокаторами.

Не исключено, что оппозиция согласилась уйти из блокированных зданий под давлением Запада. Как заявил на днях лидер «Свободы» Тягнибок, участникам «Евромайдана» донесли мысль о том, что акции протеста «для западного сообщества должны пройти мирно». Нельзя не отметить и то, что участники протестов пошли на компромисс с властью как раз перед поездкой Яценюка и Кличко в Германию, где те планируют встретиться с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Как ожидается, оппозиционеры будут просить ее о финансовой поддержке, а также продвигать идею введения санкций против украинского руководства.

Параллельно Кличко проводит тур по украинским регионам, который наблюдатели почти в один голос называют подготовкой к президентской кампании 2015 года. Остальные же оппозиционеры завязли в спорах о том, нужно ли возвращать конституцию образца 2004 года, ограничивающую полномочия президента. 18 февраля они зовут участников «Евромайдана» пройти маршем к зданию Верховной Рады, чтобы заставить правящую Партию регионов поддержать соответствующий конституционный акт. Сотрудники милиции уже заявили, что никого к зданию не пустят, так что этот марш (если он состоится) рискует обернуться очередными беспорядками.

Еще одна ближайшая цель оппозиции — создание «правительства народного доверия». Об этом на прошедшем 16 февраля народном вече объявил Арсений Яценюк. Новое правительство, с его слов, должно будет «уничтожить коррупцию, наказать "Беркут", обеспечить работой людей, выполнить задачи европейской интеграции, освободить политзаключенных и провести честные президентские выборы». Действующий кабинет министров, который фактически остается без премьера с конца января, Яценюк возглавить категорически отказался.

О том, как лидеры «Евромайдана» со своими политическими лозунгами далеки от того, что в действительности происходит в стране, свидетельствуют и последние новости (например, о том, что «Нафтогаз Украины» снизил до технологического минимума поставки газа в 11 областей из-за долгов), и милицейские сводки. На минувших выходных в них, среди прочего, отметились представители «Правого сектора», сорвавшие концерт киевской фолк-метал-группы «Тень Солнца» во Львове. Активисты хотели со сцены призвать местных жителей присоединяться к их движению, но солист группы не позволил этого сделать, после чего на сцене же и был избит.

Куда более резонансные случаи произошли на прошлой неделе в Кременчуге, где был убит районный судья Александр Лободенко, рассматривавший дела местных оппозиционеров, и в Запорожской области, где сгорел в собственном автомобиле активист местного «Автомайдана» Сергей Синенко. Оба происшествия в настоящее время активно обсуждаются в социальных сетях. История с Синенко на днях получила продолжение. Источник в правоохранительных органах заявил, что активиста могли убить (по версии милиции, он покончил с собой из-за долгов). Неизвестный якобы выстрелил в бензобак его машины, после чего та взорвалась.

Родственники Синенко также уверены, что причиной его гибели стала общественная деятельность. Их догадки подтвердила видеозапись, которая, если верить журналистам, какое-то время была доступна на YouTube. Герой ролика — мужчина в балаклаве, назвавшийся представителем организации «Призраки Севастополя», — утверждает, что он причастен к убийству Синенко и что таким образом «открыт кровавый счет участникам Майдана». Отец погибшего заявил, что видел эту запись и в ней якобы указаны неизвестные широкому кругу подробности гибели активиста.

Пока появление этого ролика больше напоминает провокацию, неслучайно в нем упомянут Севастополь, где протестные настроения не получили широкой поддержки. Однако эта история и десятки похожих на нее — об избиениях, пытках, похищениях, убийствах активистов и представителей власти — говорят о том, что многие жители Украины приравняли «революцию» к беззаконию, и властям страны, новым или действующим, предстоит с этим что-то делать.

< Назад в рубрику