18 февраля выяснилось, что в Сочи гастролируют и записывают новый видеоклип участницы Pussy Riot. Во вторник днем Мария Алехина, Надежда Толоконникова, их коллеги по панк-группе, а также местные оппозиционеры были задержаны полицией во время прогулки на набережной. Впрочем, через несколько часов их отпустили. В итоге премьера свежей песни «Путин тебя научит Родину любить» состоялась на одной из адлерских улиц. Корреспондент «Ленты.ру», наблюдавший за Pussy Riot, обнаружил, что журналистов их действо привело в восторг, а местных жителей — в бешенство.
Задержание произошло в первой половине дня — у здания морского вокзала в центре Сочи. При этом никаких противоправных действий задержанные, как они сами утверждают, не совершали. Участницы Pussy Riot Мария Алехина, Надежда Толоконникова и другие, муж Толоконниковой Петр Верзилов, несколько журналистов и сочинских активистов гуляли по набережной (всего их было 10-12 человек). Полтора десятка полицейских и столько же людей в штатском задержали всех без разбора. Как рассказал адвокат Александр Попков, операцией командовали глава полиции Адлера Валерий Медведев и замглавы полиции Сочи Игорь Коростылев.
Задержанных повезли в ОВД Адлера, туда же бросились десятки работающих на Олимпиаде журналистов, в подавляющем большинстве — из западных СМИ. Народу было меньше, чем, например, на пресс-конференции российской хоккейной сборной, но значительно больше, чем на пресс-конференции участников мужской лыжной эстафеты.
Отделение адлерской полиции расположено неподалеку от железнодорожного вокзала в красиво отремонтированном здании. Оно ограждено забором, у входной двери несут дежурство два казака. Буквально в течение получаса вход был плотно закрыт съемочными группами со всего мира. По ту сторону забора продолжалась обычная жизнь: вот доска «Их разыскивает полиция», вот человек в штатском повел внутрь задержанного — они были прикованы друг к другу наручниками. Вскоре эти двое вышли — по-прежнему прикованные, только наручники были замаскированы наброшенной на них курткой. «Чего у нас за концерт-то тут?» — спросил один полицейский другого, не подозревая, насколько близок он к истине.
ОВД находится на совсем узкой улице Кирпичной, буквально забитой автомобилями; они еле-еле ползли. «Почему тут так много машин?» — спросили иностранцы у казаков. «Они пробку на дороге внизу объезжают», — ответили казаки. Шел сильный дождь, журналисты переместились в симпатичное кафе, встречающее посетителей табличкой: «Let’s smile».
Наконец в полицию приехал адвокат Попков. Он рассказал, что задержание на набережной связано с тем, что в гостинице, где остановились Pussy Riot и их сопровождающие, произошла кража. Со статусом доставленных в ОВД людей полиция определиться так и не смогла. Сначала их припугнули, что они подозреваемые; потом им сказали, что свидетели; наконец сообщили, что задержанные. Когда Попков дозвонился до главы полиции Адлера Валерия Медведева, тот вообще заявил, что Алехина, Толоконникова и прочие приглашены в ОВД для беседы. «Это незаконно, это превышение должностных полномочий», — констатировал адвокат и ушел в здание.
Спустя примерно полтора часа задержанные по одному начали покидать отделение полиции. Первым вышел фотожурналист Евгений Фельдман, у которого тут же на всех языках начали расспрашивать, что произошло. Потом на крыльце ОВД появился сочинский активист Давид Хаким, за пару дней до этого проводивший в Сочи одиночный пикет в защиту посаженного в колонию эколога Евгения Витишко и получивший за это 30 часов общественных работ (Хакиму так никто и не объяснил, в чем эти работы заключаются, и он теперь не знает, как исполнять наказание). Вышли еще несколько активистов. А потом непосредственно в дверях ОВД расположился Петр Верзилов и очень долго рассказывал о произошедшем. Двери в результате оказались полностью заблокированы, полицейские прорывались на свое место работы как могли.
Верзилов заявил, что по отношению к Толоконниковой и Алехиной было применено насилие. Когда они отказались давать показания без адвоката, их якобы таскали по полу, им заламывали руки. В полиции Сочи это впоследствии опровергли. «Удивительно, что Толоконникова высказала жалобы на действия полицейских в твиттере вместо того, чтобы обратиться к опрашивавшему ее следователю, который мог бы оказать ей любую правоохранительную помощь», — сказал представитель УВД агентству РИА Новости. К стоявшим у здания полиции Адлера журналистам из официальных лиц никто так и не вышел. Адвокат Александр Попков сказал, в свою очередь, что жалоба на действия полицейских будет подана в Следственный комитет.
По мере появления освобожденных «Ленте.ру» удалось составить более или менее полную картину пребывания Pussy Riot в Сочи. Они прилетели 15 февраля и тут же попали под пристальное внимание местных правоохранительных органов. В первый раз их задержали на несколько часов — участницы группы не имели при себе документов. На следующий день они якобы заехали на приграничную территорию — и были задержаны уже сотрудниками ФСБ. Им вменили статью 18.2 КоАП РФ — «Нарушение пограничного режима в пограничной зоне», штраф до 500 рублей.
В свободное от общения с силовиками время группа записывала клип на новую песню под названием «Путин научит тебя Родину любить», посвященную политзаключенным. Были даже отсняты две сцены, одна у моря и одна — у администрации Адлера на фоне подсвеченных олимпийских талисманов. Дальнейшие планы группы, как обычно, покрыты тайной.
Верзилов презрительно сказал, что про кражу даже в самой гостинице не знают. «Ленте.ру» позже удалось выяснить, что речь идет о некой сумме денег, пропавшей из кабинета директора. И что якобы допрашиваются все постояльцы этой гостиницы, хотя сведений об их принудительной доставке в полицию 18 февраля не было. В любом случае это не объясняет, за что задержали всех сочинских активистов (некоторые из них даже не знали, в какой гостинице живет группа).
Участницы Pussy Riot вышли из ОВД последними и сделали это красиво — они появились впятером в коротких летних платьях, лица закрывали балаклавы. За одну секунду они сделали то, что за предыдущие четыре часа не удалось полицейским — заставили толпу журналистов уступить им дорогу. А вместо того чтобы рассказывать о произошедшем, запели свою новую песню — и почти сразу побежали вниз по улице Гастелло.
Началось светопреставление. Движение на этой — тоже не самой широкой — улице встало. Сотрудники СМИ неслись вместе с участницами группы, роняя на ходу дорогостоящую технику и даже падая в грязь. Автомобили истошно сигналили, их водители были потрясены, когда обычно вежливые и дружелюбные иностранцы на всех языках кричали им «Заткнитесь!» и грозили кулаками. В этой и без того безумной толпе появились какие-то юные провокаторы, пытавшиеся ставить бегущим подножки и хватавшие их за одежду. Одного из них с силой оттолкнули на припаркованный автомобиль, у которого тут же на всю мощь заработала сигнализация.
Слов песни расслышать было невозможно — только припев: «Путин научит тебя Родину любить». До ошеломленных местных жителей, столпившихся на крыльце продуктового магазина «Магнит», дошло, кто перед ними выступает — и вообще, что за столпотворение происходит в тихом городе. «Стервы!» — обозвала участниц группы женщина в меховой шубе. «Вас всех ******* надо! Я ваших матерей ****!» — кричал с крыльца какой-то молодой человек, чуждый идеям феминизма и акционизма. Происходили очевидные беспорядки, вмешаться в которые не решился ни один сотрудник полиции. Девушки добежали до улицы Ленина, сели в такси и исчезли.
«Вы не считаете, что их популярность какая-то дутая? — неожиданно спросила у меня прохожая, женщина с маленьким ребенком. — И почему все только про них и говорят, я не понимаю».
Гостиницу, где остановились Pussy Riot, взял под охрану казачий патруль.