Во вторник затянувшаяся «революция», организованная оппозицией в Киеве, перешла в новую фазу. Попытка протестующих пройти к зданию Верховной Рады обернулась очередной волной беспорядков, ожесточенными столкновениями между «майдановцами» и силовиками и потерями с обеих сторон. Число жертв уже идет на десятки, пострадавших — на сотни. В столкновениях стало применяться в том числе и огнестрельное оружие.
О победе какой-либо из сторон при этом говорить не приходится. Последние события, скорее, дали лишний аргумент тем, кто рассуждает о целесообразности раскола Украины — дабы избежать такого сценария, как, например, гражданская война. Вину за последнее обострение при этом можно возложить на обе стороны. Как на оппозицию, использовавшую силовые акции как инструмент для давления на власть, так и на саму власть, которая сначала потакала «майдановцам», позволяя им перегораживать улицы баррикадами и захватывать дома, а затем, решив все же применить силу, выбрала для этого неподходящее время.
Беспорядками в центре Киева обернулось «мирное шествие», организованное сторонниками оппозиции в поддержку конституционной реформы, то есть восстановления конституции 2004 года, которая расширяет полномочия парламента и ослабляет власть президента. Нетрудно было предвидеть, что в результате центр города снова станет местом боевых действий, однако масштаб столкновений, пожалуй, оказался неожиданным для всех.
Заранее было известно, что договориться с правящей Партией регионов по конституционной реформе — одному из ключевых требований «майдановцев» — оппозиция не смогла. Заручиться поддержкой конституционного большинства в парламенте (для изменения основного закона необходимо собрать две трети голосов) ей не удалось. Шансов на то, что оппозиция добьется принятия «постановления» о восстановлении конституции десятилетней давности, тоже было немного, причем даже простого большинства голосов для этого оппозиция, похоже, не набирала (сами оппозиционеры признавали, что голосов не хватает и в Раде придется добиваться «консенсуса»). Да и регистрировать соответствующий законопроект оппозиции аппарат Верховной Рады, как выяснилось, отказался.
Поэтому, анонсируя «мирное шествие», оппозиционеры заранее пытались запугать власть. Как выразился, в частности, один из лидеров «Евромайдана» Арсений Яценюк, если парламентское большинство откажется поддержать конституционную реформу, «конфликт будет решаться на улице». «Если голосования за возврат к Конституции-2004 не будет, за дело возьмется улица, — вторил его соратник Александр Бригинец. — А это значит, что произойдет смена власти путем мирного протеста». «Пусть только не проголосуют — мы там их всех под куполом и повесим»,— кричали на митинге, где обсуждался вопрос о «решительном наступлении» на парламент.
Власти при этом пропускать «майдановцев» к парламенту не собирались (в столичной милиции за день до шествия заявили, что официальной заявки от организаторов не поступало). Правительственный квартал был заблокирован, к Верховной Раде стянули значительные силы милиции, подогнали БТР и водометы, подходы к парламенту перекрыли колючей проволокой.
Следует отметить, что вчерашней демонстрации предшествовала пара недель относительного затишья. Сдержанность «майдановцев» объяснялась, в частности, сделкой с властью (освобождение захваченных зданий в обмен на свободу для задержанных активистов). С другой стороны, организаторы «революции» могли использовать затишье для того, чтобы о чем-то договориться с властью. Однако в итоге «майдановцы» вернулись к силовым методам. Видимо, эти методы оказались эффективнее переговоров.
Мирным шествие, в котором приняли участие тысячи людей, оставалось недолго. На подступах к Верховной Раде демонстранты были встречены кордонами из бойцов внутренних войск, через которые попытались прорваться. В окрестностях парламента стали вспыхивать столкновения. В правоохранителей полетели булыжники, взрывпакеты и «коктейли Молотова». Милиция, в свою очередь, использовала против толпы слезоточивый газ, водометы, светошумовые гранаты и резиновые пули.
На перекрестке улиц Институтская и Шелковичная демонстранты подожгли грузовики, преграждавшие дорогу. Один из грузовиков они захватили и на нем попытались прорваться через кордон. В результате пострадали несколько бойцов внутренних войск.
На депутатов Верховной Рады, собравшихся на заседание, все это произвело определенный эффект — однако не тот, на который рассчитывала оппозиция. Представители правящей Партии регионов и их ситуативные союзники-коммунисты, оценив ситуацию, стали покидать парламент. В оппозиции признали, что депутаты от партии власти ни за какую конституционную реформу голосовать в этот день не собирались.
Оппозиционеры пытались помешать уходу оставшихся коллег (националистка Ирина Сех, в частности, лично задержала одного из «регионалов»: она навалилась на него, и они вместе упали на пол), но толку от этого было мало. Двое коммунистов, решивших покинуть зал, были избиты. У спикера Рады Владимира Рыбака на этом фоне, по слухам, произошел гипертонический криз (в Партии регионов, однако, позднее заявили, что никакого криза не было).
Потерпев неудачу в Раде, демонстранты отыгрались на расположенном неподалеку офисе Партии регионов. Здание сначала подожгли с помощью бутылок с зажигательной смесью (пожар вскоре был потушен), а затем протестующие ворвались внутрь и учинили там погром. Захваченные помещения были разграблены. «Митингующие захватили офис Партии регионов, разбирают все ценное изнутри, — сообщала Gazeta.ua. — Разобрали несколько сотен украинских флагов, выносят еду… у входа жгут партийную литературу». В гараже захватчики разгромили автомобили, оттуда на Майдан также унесли несколько генераторов.
Некоторые из сотрудников офиса успели покинуть его, другие укрылись на крыше (откуда их позднее сняли пожарные). Одного сотрудника захватчики, уходя, увели с собой, но ему удалось вырваться и убежать. Позднее в разгромленных помещениях было найдено тело погибшего охранника: сообщалось, что при пожаре он задохнулся дымом.
Счет пострадавших в столкновениях тем временем уже исчислялся десятками. Врачи, оказывавшие помощь активистам, сообщали, что в дневных столкновениях пострадали около 150 сторонников оппозиции. Стало известно и о нескольких погибших: их доставили в захваченный оппозицией Дом офицеров, где был оборудован медицинский пункт. Ранения также получили десятки милиционеров и бойцов внутренних войск.
Власти, видимо, решили, что для подавления беспорядков требуются более энергичные меры, чем те, что применялись до сих пор. МВД и Служба безопасности Украины выступили с совместным заявлением, в котором выдвинули ультиматум: либо «бесчинства» в столице прекращаются до вечера, либо для наведения порядка будут использованы «предусмотренные законом средства». Бойцы силовых структур перешли в наступление, стали оттеснять сторонников оппозиции к Майдану Незалежности.
Появились косвенные признаки того, что власти готовы к «зачистке» последнего рубежа протестующих (от «зачистки» власти долгое время воздерживались, несмотря на неоднократные призывы соратников к жесткому наведению порядка). В частности, в Киеве было полностью остановлено метро: некоторые расценили это как попытку помешать приезду сочувствующих на Майдан (наземный транспорт в центре города при этом встал в 10-балльных пробках). По неофициальной информации, в столичной мэрии уже готовились вывозить с площади мусор: для этого якобы даже заказали транспорт. Въезд автотранспорта в столицу тем временем был ограничен.
Ближе к ночи бойцы «Беркута», стянутые к Майдану, пошли на штурм. Перед этим оппозицию через громкоговорители призвали разойтись, предупредив, что будет проводиться «антитеррористическая операция». Толпу пытались оттеснить водометами и светошумовыми гранатами. В ответ сторонники оппозиции обстреливали наступавших фейерверками, забрасывали булыжниками и «коктейлями Молотова».
К полуночи силовикам, наступавшим по нескольким направлениям, удалось прорваться через баррикаду со стороны Европейской площади и занять часть Майдана. Депутат от Партии регионов Олег Царев, видимо, вдохновленный напором «Беркута», пообещал, что Майдан будет «зачищен» в течение часа. «После того как мы наведем порядок в Киеве, мы наведем его во всей стране», — заявил он в эфире телеканала «Россия 24».
Прогноз, однако, не оправдался. На Майдане к ночи собрались около 20 тысяч человек. Складывается впечатление, что власти и сами не слишком ясно представляли себе, как разогнать такое количество людей. Тем более что «майдановцы», уже получившие опыт уличных боев, были готовы к противостоянию.
В итоге наступление на Майдан остановилось. Оппозиционеры отгородились от «Беркута» огненной стеной, поджигая покрышки и другие предметы и подбрасывая туда топливо, чтобы огонь не погас. Ночью прошел слух, что «осажденные» якобы готовы покинуть Майдан. «Решение о сдаче Майдана силовикам официально не обнародовано, — утверждала «Комсомольская правда в Украине», ссылаясь на источник в рядах протестующих. — Оно принято негласно, но под напором правоохранительных органов». Однако подтверждения такого рода слухи пока не получили: утром в среду «майдановцы» оставались на прежнем месте. При этом за ночь оппозиционерам удалось поджечь БТР и один из водометов. Лидеры оппозиции, выступая со сцены на Майдане, призывали соратников не отступать и защищать «пространство свободы».
Ночью состоялись очередные переговоры между президентом Виктором Януковичем и представителями оппозиции. Результатов они не принесли. Президент фактически призвал оппонентов сдаться, сложить оружие и разойтись. Оппозиция, в свою очередь, предлагала «перемирие» и отвод силовиков от Майдана. Со стороны западных политиков на этом фоне прозвучали призывы к прекращению кровопролития на Украине и угрозы санкций против местной власти. Выступил и российский МИД, который назвал происходящее в Киеве «прямым результатом политики попустительства со стороны... западных политиков и европейских структур», отметив, что те поощряют действия украинских радикалов против законной власти.
Точное число пострадавших неизвестно. По словам координатора медицинской службы Майдана Ольги Богомолец, счет в больницах идет на сотни, если не на тысячи. Многие госпитализированы с ранениями головы, тяжелыми травмами глаз. В МВД Украины, в свою очередь, сообщили, что госпитализированы около 350 милиционеров. У 74 из них — огнестрельные ранения. Число погибших в ходе столкновений (с обеих сторон), по официальным данным на утро среды, составило 25 человек.
Как украинское руководство собирается выходить из сложившейся ситуации, неизвестно. Решение о применении силы, к которому давно уже призывали сторонники власти (среди прочего они требовали введения ЧП), явно запоздало. Если уж «зачищать» Майдан, то для этого логичнее было бы выбрать момент, когда там находилось минимальное число протестующих. Теперь же властям придется доводить дело до конца либо признавать свое поражение. Тем временем на востоке Украины и в Крыму местные власти требуют наведения порядка, а на западе оппозиция вновь захватывает здания областных администраций и силовых ведомств. Как бы украинское руководство ни пыталось доказать, что контролирует ситуацию в стране, пока ему это удается довольно слабо.