Наука и техника
20:52, 20 февраля 2014

С китом или на ките «Яндекс» выпустил прошивку на Android

Светлана Чистякова

Компания «Яндекс» представила прошивку для мобильных устройств под названием «Яндекс.Кит». Прошивка основана на Android, но все гугловские элементы в ней заменены альтернативами от «Яндекса». «Кит» позиционируется как система, приспособленная под российские реалии и понятная даже неискушенным пользователям. Первые смартфоны на «Ките» выйдут весной 2014 года, а планшеты — летом.

Запуск «Яндекс.Кита» сложно назвать сюрпризом. Если проследить историю развития продуктов «Яндекса» для Android, то становится понятно, что компания давно вышла за рамки обычного разработчика программ. Начав с мобильных приложений для собственных сервисов («Поиск», «Почта», «Карты», «Маркет», «Музыка» и так далее), «Яндекс» позже обзавелся оболочкой-«лаунчером», затем представил магазин приложений, выпустил браузер, разработал собственную распознавалку речи. Оставалось поместить это в единую упаковку — ей и стал «Яндекс.Кит».

«Кит» создан на базе Android Open Source Project — той части Android, которая распространяется под лицензиями GPL и Apache. Когда речь идет об Android как о «свободной» операционной системе, имеется в виду именно AOSP. Другая часть Android, известная под названием Google Play Services (в нее входят всевозможные API и системные службы, магазин Play и программы Google — Gmail, «Карты» и так далее), уже находится в распоряжении Google; использовать ее без разрешения компании нельзя. «Яндекс», взяв за основу AOSP, отказался от Google Play Services, заменив их собственными разработками.

Принципиальных отличий «Кита» от привычного Android довольно много. Первое и самое очевидное таково: везде, где раньше был Google, теперь «Яндекс». Это касается и аккаунта, используемого для входа в систему, и штатных программ (Gmail заменен на «Яндекс.Почту», Google Maps — на карты «Яндекса», Chrome — на «Яндекс.Браузер»), и магазина приложений. Клиента Google Play, по понятным причинам, в прошивке нет — его место занял «Яндекс.Store».

Магазин «Яндекса», открытый в 2013 году, сейчас насчитывает около ста тысяч программ (Google Play, для сравнения, прошлым летом перевалил за миллион). С одной стороны, в нем присутствуют многие лидеры российских чартов — от «ВКонтакте» с «Одноклассниками» до Skype и саги про сердитых птиц. С другой стороны, многих стопроцентных хитов — например, фотоприложения Instagram и мессенджера WhatsApp — в каталоге нет. На примере WhatsApp, кроме того, видна некоторая нелогичность «Яндекс.Store»: сам мессенджер в магазине отсутствует, зато есть масса примочек к нему, от обоев до смайликов и стикеров.

Интерфейс «Кита» представлен оболочкой Shell, которую «Яндекс» купил вместе с SPB Software в 2011 году. В распоряжении пользователя имеется несколько «домашних экранов», на которых можно размещать приложения, папки и виджеты. Для быстрого переключения между экранами используется ставшая фирменной фишкой Shell «3D-карусель». Основное меню при этом — в отличие от «обычного» Android — является одноуровневым: в «Ките» не предусмотрен раздел со списком всех установленных на смартфон приложений. Это роднит прошивку «Яндекса» с iOS, где рабочее пространство организовано схожим образом.

Российский «колорит» «Кита» лучше всего прослеживается в адресной книге и клавиатуре. Клавиатура умеет предугадывать, какое слово следующим хочет ввести пользователь, и учитывает при этом русские падежи. Кроме того, в процессе набора пароля она показывает одновременно и русскую, и латинскую раскладку — что должно облегчить жизнь любителям комбинаций наподобие «’njvjqgfhjkm» («этомойпароль»).

Адресная книга, во-первых, знакома с разнообразными формами русских имен: по запросу «Александр» она способна найти контакты, записанные как «Саша», «Alexander», «Шурик», «Сан Саныч Автосервис». Во-вторых, книга подключена к справочнику «Яндекса» и умеет в нужный момент показывать номера занесенных в него организаций. На деле это выглядит так: чтобы позвонить в интернет-магазин, контактов которого вы не знаете, нужно вбить в поисковую строку адресной книги название, и она выдаст номер. Если же вам позвонят из интернет-магазина, название высветится рядом с номером на экране. Схожая штука есть в Android 4.4, но с рядом оговорок — российская база организаций Google скуднее, чем база «Яндекса», и «четверка» добралась пока далеко не до всех пользователей.

«Кит» относится к так называемым «предпродажным» прошивкам: он будет устанавливаться на устройства перед их поступлением в магазин, а в общий доступ — по крайней мере, по инициативе «Яндекса» — выкладываться не будет. Первые смартфоны на «Ките» выпустят Explay и Huawei — это будут аппараты «средней руки» с 4,5- и 4,7-дюймовыми экранами соответственно. Цена на устройства пока не объявлена, но можно предположить, что она будет ниже (возможно, даже сильно ниже) двадцати тысяч рублей. Планшеты на базе «Кита» обещают показать летом.

«Яндекс» — далеко не первая компания, решившая самостоятельно собрать себе Android. С одной стороны, свои прошивки с набором собственных сервисов и собственным же магазином приложений активно выпускают маленькие китайские производители, обслуживающие местный рынок. С другой стороны, тем же путем пошел гигант интернет-торговли Amazon — в 2011 году он представил планшет Kindle, где тоже нет Google Play, но есть Amazon Appstore. Планшет, к слову, в США спорит по популярности с iPad — главным образом за счет невысокой цены.

Две главные претензии к прошивке «Яндекса» — это малое количество программ в «Яндекс.Store» и определенные «трудности перехода». По сути, переход с Android на «Кита» можно сравнить с переходом с Nokia на iPhone: все уже купленные программы придется приобретать заново, так как Google Play и «Яндекс.Store» — это, увы, не связанные друг с другом сервисы.

В целом в «Ките» прослеживается тот же подход, которого компания придерживалась и при создании своего браузера. Взять готовый продукт и забить его под завязку собственными иконками и панельками — довольно просто. Взять продукт и попытаться сделать его чуточку удобнее для пользователя — разумеется, не обидев и себя, — гораздо труднее. Но опыт «Яндекса» показывает, что затраты себя окупают.

< Назад в рубрику