Культура
21:13, 20 февраля 2014

Охота на Мадонну Джордж Клуни снял кино о любви к прекрасному

Сергей Оболонков

«Охотники за сокровищами» («The Monuments Men») — новая режиссерская работа Джорджа Клуни. В создании фильма принимал участие давний соратник Клуни, сценарист и продюсер Грант Хеслов. Европейская премьера ленты состоялась в рамках Берлинале пару недель назад. 20 февраля «Охотников за сокровищами» выпустили на российские экраны, и лента уже успела возмутить специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, заявившего, что русские у Клуни получились «мрачными недоумками, действующими исключительно по принципу „Грабь награбленное“».

В основе сюжета — реальная история. Во время Второй мировой (точнее, ближе к ее завершению) действительно существовала группа искусствоведов и музейных работников, спасавших европейские культурные ценности от нацистов. У Клуни в фильме таких искусствоведов — семеро. Инициатор операции — Фрэнк Стоукс, которого играет сам режиссер. Вместе с ним в Европу едут еще четыре американца (Мэтт Дэймон, Билл Мюррей, Джон Гудман и Боб Бэлабан). Уже там к ним присоединяются француз и британец (Жан Дюжарден и Хью Бонневилль). Охотникам за сокровищами содействует француженка Клер Симон (Кейт Бланшетт) — на родине ее считают коллаборационисткой, однако на самом деле она сотрудничала с немцами, вывозившими из Парижа картины и статуи, только для того, чтобы вести учет украденных ценностей.

Между тем, следы пропавших картин обнаружить не так-то просто — поэтому охотники за сокровищами рассредотачиваются и отправляются на поиски; кто в Бельгии, а кто во Франции. Сроки поджимают: в руках искусствоведов оказывается распоряжение, согласно которому предметы искусства должны быть уничтожены в случае поражения Германии в войне. Кроме того, спасателям прекрасного «русские дышат в затылок» (на всякий случай уточню, что это цитата из самого фильма — и именно она, видимо, и вызвала обоснованное недовольство Швыдкого).

Нет никаких сомнений, что история, от которой отталкивались Хеслов и Клуни, крайне увлекательна и полна волнующих (а также трагичных) подробностей. В связи с этим очень жаль, что в фильме от нее ничего не сохранилось. «Охотники за сокровищами» — это, вообще говоря, даже не связный рассказ, а сборник разрозненных военных анекдотов. Вот немца-подростка успокоили сигаретой, вот кто-то наступил на мину, но отделался легким испугом, вот одному из охотников внуки прислали виниловый диск, на котором записаны их голоса. О чем мы там говорили? Ах, ну да, фрески, скульптуры, всякие шедевры и их спасение.

Главных героев фильма можно пересчитать по пальцам — и при этом все-таки кажется, что их чересчур много. Объясняется это тем, что Клуни и Хеслов забыли придумать роли для некоторых из приглашенных звезд. Джон Гудман играет везучего увальня — непредсказуемо, не правда ли? Билл Мюррей — саркастичный старикан с золотым сердцем. Жан Дюжарден — элегантная вешалка для военной формы (да и сам Клуни, честно говоря, в фильме выполняет примерно ту же функцию).

Светлое пятно — разве что Бланшетт, но ее слишком мало (во второй половине фильма героиня почти не появляется). Кроме того, Бланшетт, как все помнят, уже охотилась за сокровищами — и тогда наблюдать за ней было намного более увлекательно. Кому-то такая параллель может показаться кощунственной — все-таки Клуни снимает кино о Второй мировой, а не о встрече вымышленного археолога с инопланетным разумом. Но дело в том, что «Охотники за сокровищами» не задумывались как серьезная военная драма, это легкомысленное и довольно беззубое приключенческое кино с легким комедийным уклоном.

При этом для авантюрного жанра в фильме слишком мало приключений, а для комедии не хватает юмора. Зато когда Клуни решает нагнать пафоса, ему это вполне удается. Что получается в сухом остатке? Сбивчивая история о кучке как бы героев. По мысли авторов — это самоотверженные люди, готовые на все из любви к искусству. Однако из зрительного зала охотники за сокровищами кажутся абсолютно не готовыми к испытаниям, а порой еще и безрассудными до глупости. Основной вопрос, поставленный в картине, звучит так: стоит ли жертвовать человеческими жизнями ради искусства? Клуни смело дает утвердительный ответ (уж чего-чего, а смелости этому кинематографисту хватает). Зрителям можно посоветовать все-таки подумать собственной головой.

< Назад в рубрику