В субботу, 22 февраля, на свободу вышла Юлия Тимошенко. Решение об освобождении бывшего премьер-министра Украины всего несколькими часами раньше приняла Верховная Рада, теперь контролируемая оппозицией и исполняющая требования Майдана. Несмотря на то, что Тимошенко провела в заключении около двух с половиной лет, она остается одним из лидеров украинской оппозиции, причем едва ли не самым влиятельным: считается, что она — главный претендент на пост президента страны. При этом многие считают, что ее возвращение во власть встретит поддержку и со стороны России, с которой Тимошенко прежде успешно находила общий язык. «Лента.ру» вспомнила историю уголовного преследования Юлии Тимошенко.
Юлия Тимошенко была арестована летом 2011 года — спустя год после того, как проиграла президентские выборы Виктору Януковичу и оказалась в оппозиции. Ее обвинили в «превышении полномочий» при заключении газовых контрактов с Россией — новые власти заявили, что Украине эти соглашения нанесли огромный ущерб.
Арест для соперницы Януковича, в общем-то, не стал неожиданностью. До этого уже были заведены уголовные дела на ее бывших коллег по правительству, некоторых из них арестовали (например, бывшего главу МВД Юрия Луценко); кто-то предпочел выехать из страны. Возможность покинуть Украину была и у Тимошенко, власти против такого варианта не возражали (например, весной 2011 года ей, несмотря на подписку о невыезде, позволили посетить Брюссель). Однако бегство с высокой вероятностью поставило бы крест на ее политической карьере.
В итоге Тимошенко предпочла остаться. Ее судили — и приговорили к семи годам тюрьмы. Позднее на нее завели и другие уголовные дела. Обвинили, в частности, в махинациях, связанных с компанией «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) и причастности к организации убийства. Сама Тимошенко обвинения отвергала, настаивая на том, что ее преследуют по политическим мотивам.
Арест и приговор оппозиционерки вызвали большой резонанс — в том числе и за рубежом. Многие, включая европейских политиков, сочувствовали ей и осуждали украинскую власть. При этом в целом реакция показала, что значение Юлии Тимошенко в украинской политике явно преувеличено.
С именем Тимошенко вообще было связано множество мифов. Некоторые верили, что арестовать ее власть не посмеет, поскольку этим спровоцирует новый «Майдан». Другие считали, что власть побоится сажать бывшего премьера, чтобы не создавать ей образ «жертвы режима», который вызовет широкую поддержку и сочувствие среди украинцев. Третьи полагали, что на защиту Тимошенко встанет Европа, которая непременно введет санкции против Януковича.
Прогнозы не оправдались. Власть избавилась от соперницы, и власти это сошло с рук. Сторонники Тимошенко, конечно, вышли на акции протеста, но до «Майдана» дело не дошло. Роста рейтинга бывшего премьер-министра также не наблюдалось: по данным опросов, проведенных осенью 2013 года, за нее в качестве президента готовы были проголосовать около десяти процентов респондентов (президентский рейтинг тогда был вдвое выше). Тимошенко при этом, как утверждалось, уступала боксеру и политику Виталию Кличко (за него высказались 12 процентов) — одному из будущих лидеров «Евромайдана».
Европа приговором была возмущена, но санкций вводить не стала. Вопрос об освобождении Тимошенко позднее стал одним из условий, которое ЕС выдвинул в процессе подготовки соглашения об ассоциации с Украиной. Тем не менее, постепенно эта проблема отошла на второй план. Некоторое время рассматривался вариант с отправкой Тимошенко на лечение за рубеж (с 2012 года она находится в харьковской больнице — у нее заболевание позвоночника). Позднее «казус Тимошенко», как стало известно, в принципе перестали поднимать на переговорах об ассоциации. А в результате, как известно, украинские власти сами отказались от договора с ЕС (что и спровоцировало небывалую волну протестов в стране). Необходимость освобождать Тимошенко для Януковича, таким образом, отпала.
Будущее соперницы Януковича на этом фоне выглядело довольно мрачно. Начался судебный процесс по ее второму делу (о злоупотреблениях компании «ЕЭСУ»), который, правда, затягивался из-за болезни подсудимой. После выписки, как предупреждала прокуратура, Тимошенко собирались предъявить обвинения по делу об убийстве. Вдобавок в январе 2014 года Верховная Рада приняла поправки в законодательство, разрешающие заочное судебное производство по уголовным делам. Иначе говоря, у власти появилось достаточно возможностей для того, чтобы продлить заключение Тимошенко на очень долгий срок.
Начавшийся «Майдан» Тимошенко встретила с большим энтузиазмом. Из больницы она неоднократно выступала с обращениями к украинцам, призывала их не отступать и добиваться победы в борьбе против «режима». «Вы поднялись, чтобы перезагрузить всю власть и вернуть Украину себе, — призывала она в одном из посланий. — Не останавливайтесь! Идите вперед! Полагайтесь только на себя и свое единство! Побеждайте полностью и окончательно!»
В разгар протестов появилась информация, что бывшую главу правительства в больнице навестил руководитель президентской администрации Андрей Клюев. Утверждалось, что они обсуждали возможность создания парламентского большинства с участием «Батькивщины» (партии Юлии Тимошенко; во время ее тюремного заключения организацию возглавил Арсений Яценюк — он наряду с Кличко и лидером националистической «Свободы» Олегом Тягнибоком входит в «тройку лидеров Евромайдана») и Партии регионов. В попытке договориться с бывшей соперницей для Януковича была определенная логика, поскольку найти общий язык с «Майданом» ему не удавалось. Сама Тимошенко факт переговоров категорически отрицала, призывая «не верить слухам и сплетням».
Существовала, кстати, версия, что на освобождении Тимошенко и, возможно, на ее возвращении в кресло премьера настаивала Москва. Политолог Павел Нусс, в частности, утверждал, что соответствующее пожелание могло быть высказано Виктору Януковичу во время его недавнего визита в Сочи. Этот вопрос, по мнению Нусса, российская сторона увязывала с предоставлением Украине финансовой помощи. «Российский кредит был предоставлен под особые гарантии [премьер-министра Украины] Николая Азарова, и так как он сегодня лишен властных полномочий, на место контролера рассматривается кандидатура Тимошенко, — рассуждал эксперт. — Целевое использование означает следующее: усиление политического и экономического влияния Российской Федерации на Украине. У самой же Тимошенко есть большой опыт сотрудничества с Путиным в энергетической сфере».
По мнению бывшего депутата от Партии регионов Тараса Чорновила, существовал даже определенный план «спасения Тимошенко и введения ее в большую политику». Для российской стороны, по его мнению, приемлемо то обстоятельство, что Тимошенко «играет на европейском поле». В нынешней ситуации она как потенциальный партнер, как считает Чорновил, в любом случае выглядит перспективнее действующего президента Украины.
Сама Тимошенко в недавнем интервью жестко критиковала Януковича за зависимость от России и высказывалась за европейскую интеграцию. Ее прошлый опыт работы в правительстве, правда, показал, что с Россией она при необходимости договариваться умеет. Газовое соглашение 2009 года, раскритикованное тогдашним президентом и оппонентом Тимошенко Виктором Ющенко, было тому примером.
В нынешней ситуации, когда противостояние на Украине может перерасти в гражданскую войну, Тимошенко, как полагают некоторые эксперты, могла бы стать стабилизирующим фактором. «У нее авторитет повыше, чем у Кличко и Яценюка, — отмечает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — И вот она могла бы власть как бы узурпировать через демократические картинки. Но она могла бы навести порядок». «Дальше она будет вести переговоры с Путиным, — считает политолог Вадим Карасев. — Учитывая ее договороспособность и то обстоятельство, что в Кремле ее уважают, думаю, она сможет подавить все федералистские движения и намерения и спасти Украину».
Помимо прочего, есть еще вопрос, чем Тимошенко ответит представителям уже бывшей власти за свое пребывание за решеткой. Как полагает бывший депутат от Партии регионов Тарас Чорновил, врагам бывшей узницы стоит приготовиться к тому, что она «будет мстить всем». Януковичу, по мнению политика, в такой ситуации не мешало бы заручиться какими-нибудь гарантиями безопасности с ее стороны; гарантии могут понадобиться и местным олигархам (впрочем, почти все олигархи, как считает депутат, договорятся с ней без особого труда). Кстати, недавняя поездка президента в Харьков, где находилась Тимошенко, по одной из версий, как раз могла быть попыткой получить такие гарантии (предполагалось, что Янукович приехал на съезд депутатов востока и юга Украины, однако там он так и не появился).
Как бы то ни было, сможет ли бывший премьер повлиять на ход революции, станет ясно уже в ближайшее время. Сама Тимошенко, выйдя на свободу, заявила о намерении бороться за президентство — и немедленно отправилась на Майдан. Досрочные выборы, если планы оппозиции будут реализованы, состоятся уже в мае 2014 года.