Вообще, поселков с оригинальными концепциями в Подмосковье не то чтобы много. Как рассказал «Дому» начальник отдела продаж поселка «Маленькая Шотландия» Алексей Хижняков, на рынке таунхаусов к концептуальным можно отнести только около четверти проектов. На рынке коттеджных поселков эконом-класса лишь каждый десятый проект имеет необычную концепцию, в бизнес-классе и более дорогих сегментах таких поселков около половины.
Но это данные по концептуальным проектам в целом. Комплексов с географической привязкой, которые, по замыслу маркетологов, должны вызывать ощущение жизни на средиземноморском побережье или в предгорьях Альп, среди них еще меньше. Кроме того, зачастую такая концепция отражена лишь в названии и некоторых элементах фасадов или оформлении общественных зон.
Иногда к географии привязана не архитектура, а качество и принципы строительства (как, например, в «финском» поселке таунхаусов «Прозоровское-Голицыно» в Кратово, построенном российской «дочкой» финского холдинга YIT). Начальник отдела загородной недвижимости «ЮИТ Московия» Андрей Урванов пояснил «Дому», что этот поселок таунхаусов спроектирован финскими архитекторами по характерным для страны принципам (эффективность планировок, качество строительных материалов и теплоэффективность зданий), но при этом не оформлен в национальном стиле.
Поселки, действительно напоминающие то, что должны напоминать, занимают не более 5-10 процентов рынка. Среди таких «географических» поселков есть, например, французские «Довиль» и «Трувиль», английские «Кембридж» и «Бристоль», поселки с говорящими названиями «Бельгийская деревня», «Маленькая Шотландия», «Резиденции Бенилюкс» и American Dream, поселок в японском стиле «EastЛандия» и другие проекты.
Некоторые эксперты считают, что популярностью пользуются преимущественно поселки с европейскими названиями. «В сознании русского человека Европа ассоциируется с элегантностью, некой аристократичностью, высоким качеством жизни, и, естественно, поселившись «в Европе», покупатель подсознательно надеется повысить свой уровень жизни. Азиатские и американские названия и колорит не так востребованы, жилье с такими особенностями имеет очень ограниченный круг ценителей», — отметил Владимир Яхонтов, управляющий партнер «Миэль-Загородная недвижимость».
Павел Трейвас, коммерческий директор компании Villagio Estate, рассказал «Дому», что покупатели элитной недвижимости на «заграничное» не очень-то клюют. Их не волнует, на что похож поселок, главное, чтобы было красиво в целом.
«Сегодня аудитория стала разборчивее и ставит во главу угла другие факторы: соотношение рекреационных пространств и застройки, планировку и метраж, а главное — высокую динамику строительства и грамотную ценовую политику. Именно поэтому на спрос и цену заявленная стилизация фактически никак не влияет. Скорее, это всего лишь элемент пиара», — отметил Трейвас.
Директор по маркетингу компании Atlas Development Елизавета Малых пояснила, что стиль поселка влияет на его ликвидность, а также на спрос, но лишь в совокупности с остальными маркетинговыми «фишками». Например, в поселке могут организовываться традиционные национальные празднования, это в итоге объединяет жителей, у них появляются общие интересы.
Как говорят эксперты агентства Tweed, цены в поселках с удачной концепцией могут быть на 30-50 процентов выше, чем в обыкновенных: например, дома в «Довиле» практически на треть дороже аналогов в соседнем «Грибово» со стихийной застройкой. В то же время в компании «Миэль» полагают, что стилизация — это маркетинговый ход, а на стоимость коттеджей влияют иные факторы: транспортная доступность, расстояние от Москвы, размер домов и участков, качество строительства, наличие коммуникаций и инфраструктуры. К тому же покупатель скорее проголосует за увеличение площади дома, чем за его внешний вид.