Культура
22:22, 26 февраля 2014

Лорка с гитарой Умер мастер фламенко Пако де Лусия

Кирилл Головастиков
Фото: Jose Luis Roca / AFP

26 февраля в мексиканском Канкуне умер 66-летний Пако де Лусия — величайший мастер гитары фламенко второй половины XX века. Урожденный Фернандо Гомес Санчес (псевдоним музыкант взял в честь матери-португалки), он впитал культуру андалусийских цыган с детства. Его отцом был гитарист Антонио Санчес, который начал учить сына игре на гитаре с пяти лет (при этом нотной грамоты ду Лусия не знал до конца жизни, чем, кажется даже гордился, по крайней мере — постоянно упоминал). Среди его четверых старших братьев были певец Пепе де Лусия и певец Рамон де Альхесирас, которых Пако в 1980-х возьмет в свой секстет. Пако де Лусию называют не только самым совершенным и чувственным гитаристом фламенко, но и революционером — именно ему приписывают изобретение «нового фламенко», возникшего в результате скрещения традиционной цыганской гитары с другими музыкальными стилями. Наконец, что немаловажно, Пако де Лусия подарил фламенко неиспаноязычному миру.

Де Лусия реабилитировал фламенко — трудно представить, но когда-то это популярное направление музыки считалась исключительно «низким» жанром. В важном интервью, данном в 23 года, Пако де Лусия рассказывал, как посетители барселонского концерта были шокированы тем, что его имя значилось на одной афише с именами классических пианистов Артура Рубинштейна и Андре Уоттса. Еще интереснее, что защищать фламенко приходилось именно среди испанцев — казалось бы, наиболее благодарных слушателей. Музыкант объяснял это так: «Фламенко здесь не держат за серьезную музыку, люди презирают любую гитару, кроме классической — той, которая по нраву зажиточной буржуазии».

Двигая музыку вперед, Пако де Лусия боролся с застывшим отношением к жанру среди ценителей фламенко и с критиками — как снисходительными, так и восторженными.

Наконец, противников молодой де Лусия находил и в своем стане — это традиционалисты и пуристы, которые мешали музыке развиваться.

Кредо Лусии была тренировка: он рассказывал, как упражнялся по пять, восемь, двенадцать часов в день. Объясняя, как стать исполнителем фламенко, Пако отрицал необходимость врожденного таланта или, тем более, близости к культуре (как-то, отвечая на вопрос, есть ли у цыган единоличное право на фламенко, Лусия сказал: «Нет, это не чья-то вотчина. Это вотчина тех, кто занимается фламенко с рождения»). Однако на набитой руке он настаивал больше всего.

Наконец, Пако де Лусия был выдающимся пропагандистом фламенко в мире — наравне, вероятно, с танцором Хоакином Кортесом. Ради этого он играл по законам шоу-бизнеса: выступал в звездных составах — с Чиком Кориа и Алом ди Меолой, записывался с рокерами Эриком Клэптоном и Роджером Уотерсом, аккомпанировал Пласидо Доминго и даже Хулио Иглесиасу. А в 1970-х он собрал знаменитое «Гитарное трио» с пионером фьюжна Джоном Маклафлином и джазменом Ларри Корьеллом.

< Назад в рубрику