Культура
20:14, 27 февраля 2014

Престарелый мистер Несчастье Пенсионеры, дороги, лотереи: одноэтажная Америка в драме «Небраска»

Сергей Оболонков
Кадр из фильма «Небраска»

В 2010 году лента Александра Пэйна «Потомки» выдвигалась на пять «Оскаров» и получила один из них — за лучший адаптированный сценарий. «Небраска», следующий фильм того же кинематографиста, в настоящее время претендует на шесть наград Американской киноакадемии. Забавно, что название предыдущей картины вполне подходит и для новой — истории о постаревших родителях и выросших детях, которая выходит на российские экраны 28 февраля.

Главный герой «Небраски» — житель Монтаны Вудро Грант в исполнении 77-летнего Брюса Дерна. Вуди склонен к алкоголизму, да и годы берут свое, поэтому родственники и знакомые считают его человеком с причудами. Ситуация только осложняется, когда он становится обладателем выигрышного лотерейного билета (на самом деле — рекламного купона какого-то журнала) и решает отправиться в Небраску, чтобы получить причитающийся ему миллион долларов. Поначалу Вуди планирует идти к цели пешком — и действительно, почему бы и нет, всего-то пару штатов пересечь. Его супруга Кейт (Джун Скуиб), разумеется, против похода. Сыновья Дэвид и Росс, прекрасно понимающие, что выигрыш — это фикция, тоже не в восторге от решения отца. Однако младший Дэвид (Уилл Форте) в итоге все же соглашается доставить Вуди в столицу Небраски Линкольн — не ради денег, а просто чтобы провести несколько дней с родителем. На дворе — унылое серое межсезонье (солнце местами светит, но даже ясные дни в черно-белой ленте Пэйна кажутся довольно унылыми). По пути Гранты встречают многочисленных родственников и старых знакомых Вудро — и те, прямо скажем, производят не лучшее впечатление и на Дэвида, и на зрителей.

«Небраска» — это ироничный (а местами и саркастичный) взгляд на одноэтажную Америку, оформленный как роуд-муви. И по совместительству — эдакая «Маленькая мисс Счастье» в Зазеркалье. Вместо девочки — старик, вместо детского конкурса красоты — лотерея. Как мы знаем благодаря другим подобным картинам, по пути к цели персонажи сплачиваются, а нарушенные родственные связи более-менее восстанавливаются. Как мы помним благодаря той же «Маленькой мисс Счастье», герои вполне могут не достичь цели, но при этом вернуться домой в каком-то смысле победителями.

Разница только в том, что в «Маленькой мисс Счастье» путешествие получилось более ярким, отчаянным и запоминающимся. В «Небраске» же шутки, кажется, не стараются рассмешить, а грустные сцены не особо задевают за живое. Все какое-то приглушенное, притупленное, полусонное. Со временем, однако, понимаешь, что такое положение дел полностью соответствует задумке Пэйна. Именно бесцветность и неторопливость «Небраски» являются ее основными достоинствами (сам режиссер говорит, что у него есть еще и цветная версия картины, однако он надеется, что зрители ее никогда не увидят).

Фильм Пэйна — американская история ужасов, полностью лишенная паранормальной составляющей. Никакой фантастики, все как на самом деле: брошенные умирающие фермы и загибающиеся вместе с ними воспоминания о юности, маленькие городки с состарившимися и потерявшими интерес к жизни и друг другу жителями, дети-вырожденцы, унылая провинция, упущенные возможности. Дэвид — аморфный мужчина неопределенного возраста с унылой работой и не менее унылой девушкой, которая к тому же от него ушла. Вудро же — антипод маленькой мисс Счастье, престарелый мистер Несчастье. Оба — современные и, наверное, довольно типичные жители США. Если бы Пэйн добавил сарказма, злости — да чего угодно, — кино вполне могло бы считаться антиамериканским. В текущем же виде «Небраска» — спокойная, зато довольно реалистичная лента о безысходности.

Ну и стоит признать, что, несмотря на общую заторможенность повествования, финал у «Небраски» довольно эффектный. Момент, когда Вудро наконец-то становится обладателем двух самых главных для него материальных предметов — пикапа и компрессора, — не растрогает, пожалуй, только человека без сердца. Что у вас там внутри зашевелилось — жалость, сочувствие, что-то другое? Какая разница, главное — пока в вас есть еще что-то живое.

< Назад в рубрику