Бывший СССР
22:31, 28 февраля 2014

Еще не остров Несмотря на протесты Крым остается украинским

Петр Бологов
Неизвестные вооруженные люди у аэропорта Симферополя
Фото: Виктор Драчев / AFP

В пятницу вечером в Ростове-на-Дону прошла пресс-конференция беглого президента Украины Виктора Януковича. В ходе нее он, в частности, заявил, что все еще является законно избранным президентом страны и готов продолжать борьбу. Правда, борьба эта, похоже, никак не связана с Крымом, который, покуда на остальной территории Украины официально устанавливается новая власть, все еще сопротивляется пришедшей с Майдана силе.

Ситуация на полуострове действительно остается тревожной. В четверг в Крыму вслед за Севастополем, где мэром города на народном сходе был избран гражданин РФ Алексей Чалый, также появилась новая власть. Местный парламент, большинство в котором составляют члены Партии регионов и ее союзники (коммунисты и представители партии «Русское единство»), отправил в отставку прежнее правительство во главе с «регионалом» Анатолием Могилевым. Вместо него новым премьером автономии стал лидер «Русского единства» Сергей Аксенов. Первым делом он заявил, что отказывается признавать новую власть в Киеве и по-прежнему считает президентом Украины Виктора Януковича, которому готов подчиняться.

В свое время Аксенов, в прошлом, как пишут украинские СМИ, тесно связанный с одной из крупнейших ОПГ полуострова, неоднократно высказывался за повышение статуса автономии и ликвидацию ее законодательной зависимости от Киева. «Крым не должен зависеть от властей страны, которая за 20 лет своего существования ничего не сделала для полуострова и его жителей, — говорил будущий крымский премьер. — Мы должны иметь возможность изменять свою налоговую политику, документацию, иметь право законодательной инициативы». Вместе с тем выходить из состава Украины в планы Аксенова ранее не входило: «Границы Украины уже устоялись. Могу сказать, что мы никаких сепаратистских целей в плане изменений в конституции не преследуем».

По большому счету, нет таких планов у автономии и сейчас, несмотря на то, что в Госдуме РФ уже предложили упростить процедуру предоставления украинцам российского гражданства, а спрос на него имеется, и процесс присоединения новых субъектов к РФ. По крайней мере, референдум о пересмотре статуса автономии, который крымский парламент в четверг назначил на 25 мая — то есть день в день с президентскими выборами на Украине, не предусматривает выхода Крыма из-под юрисдикции Киева. На голосование будет поставлен один-единственный вопрос: «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений?»

Если референдум все же состоится, то его результат сомнений почти не вызывает. Его можно спрогнозировать на основе рейтингов тех же «регионалов», коммунистов и пророссийских партий, которые неизменно набирают на полуострове от 70 до 80 процентов голосов. Против, скорее всего, выступят крымские татары, составляющие около 15 процентов населения полуострова.

Еще до того как неизвестные захватили парламент Крыма и пустили туда «регионалов», утвердивших нового премьера и дату референдума, татары активно выступали в поддержку новой украинской власти. Однако после того, как по Крыму начали разъезжать БТР и грузовики с военнослужащими, предположительно российскими, активность татар заметно снизилась. По всей вероятности, они решили подождать и посмотреть, что произойдет дальше, — ведь не факт, что жизнь в составе погрузившейся в политический хаос Украины будет намного лучше, чем на территории, куда Россия при определенных условиях начнет вкачивать солидные деньги.

Впрочем, договариваться с новыми властями автономии татары, похоже, не собираются. Как заявил глава Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, он не признает «сомнительное правительство, сформированное практически под дулом пистолета неизвестными вооруженными людьми». Сейчас, по словам Чубарова, новый кабинет министров Крыма пытается для своей легализации «покупать должностями не просто отдельных людей, но и в целом крымско-татарский народ».

Формулировка единственного вопроса, который депутаты намерены вынести на референдум, отсылает нас к конституции Крыма образца 1992 года (была полностью отменена с принятием в 1998 году новой конституции), когда автономия фактически являлась независимым государством — со своим президентом, со своим гражданством, русским в качестве официального языка делопроизводства и сразу тремя государственными языками: крымско-татарским, русским и украинским. Согласно этому варианту конституции, Крым имел право законодательной инициативы, которая не нуждалась в одобрении со стороны Верховной Рады Украины, то есть в Симферополе могли самостоятельно назначать выборы, референдумы, утверждать премьера и так далее. При этом автономия могла самостоятельно вступать в отношения с другими государствами. Если бы в результате референдума Крым смог вернуться к таким порядкам, то для того, чтобы окончательно оформиться в российский анклав, полуострову не пришлось бы выходить из состава Украины — Киев по закону утратил бы всякое влияние на жизнь автономии.

Если же крымчанам все-таки сильно захочется в Россию, то, согласно Договору о разграничении полномочий между Украиной и Крымом, действие которого признает конституция 1992 года, для этого достаточно будет провести очередной референдум. В тексте договора, в частности, сказано: «Территория республики Крым не может быть изменена без ее согласия, равно как не может быть передана в состав другого государства или административно-территориального образования без согласия на то народов республики».

Возможные последствия возврата к старой крымской конституции уже сейчас вызывают в Киеве легкую панику. Именно с крымской темы начал своей выступление в четверг в Верховной Раде новый украинский премьер Арсений Яценюк. Поэтому уже в пятницу, после того как СМИ наводнили новости о перемещении российских военных на полуострове, на Перекопе появились блокпосты, а оба работающих аэропорта полуострова — в Симферополе и под Севастополем — были взяты под охрану неопознанными военными формированиями, в парламенте страны вспомнили о Будапештском меморандуме — документе, по которому Украина отказывалась от ядерного оружия, оставшегося на ее территории после распада СССР, в обмен на гарантии неприкосновенности своих границ. Стороны, в свое время поставившие свои подписи под этим документом, — Россия, США и Великобритания — гарантировали, что против Украины ни в коем случае не будет использовано оружие. «Верховная Рада требует от Российской Федерации прекратить шаги, которые имеют признаки посягательств на государственный суверенитет и территориальную целостность Украины, в том числе отказаться от поддержки сепаратизма в Украине в любой форме», — сказано в постановлении Рады. В нем же депутаты правящей коалиции в очередной раз попытались умаслить крымчан, пообещав им выполнять «все общественные права», в том числе и по части языка.

Однако раздаются в стенах Рады и противоположные голоса: депутат от националистической партии «Свобода» Михаил Головко прямо предложил пересмотреть положения Будапештского меморандума. По мнению парламентария, Украина должна вернуть себе ядерный статус. «Россия не сможет в этой ситуации победить, это нарушение всех международных норм и гарантий, — рассуждал депутат. — Если они будут нарушены, то мы имеем право восстановить ядерное оружие. Возобновим ядерный статус и будем по-другому совсем общаться». Стоит отметить, что превращение Украины в ядерную державу — один из пунктов политической программы «Свободы».

Впрочем, если абстрагироваться от фантазий «свободовцев» (чей лидер Олег Тягнибок, кстати, настроен более чем умеренно), то непонятно, какие шаги в отношении Крыма сейчас мог бы предпринять Киев (кроме воззваний в адрес ООН). Даже армию власти на полуостров отправить не могут, так как, по словам главы Совбеза Андрея Парубия, для этого нужно вводить в стране чрезвычайное положение.

Но если бы Киев и решился на подобный шаг, то все равно украинские танки вряд ли двинулись бы на штурм Перекопа, как бы ни хотел этого бывший глава крымско-татарского Меджлиса Мустафа Джемилев— слишком уж это невыгодно новой власти, еще только набирающей силу и абсолютно не готовой к военному противостоянию с Россией. Последняя же в таком случае не преминет вмешаться, хотя бы в качестве миротворца (такие прецеденты уже случались, хотя бы в Южной Осетии).

Тревога украинских властей вполне объяснима, пусть даже Янукович и заявил, что не собирается возглавлять бунтующий Крым. Большинство жителей полуострова выступают сейчас за право на самоидентификацию, а вовсе не за беглого президента. И без всякого Януковича Крым, на территории которого расположен значительный воинский контингент РФ и куда, чтобы поддержать местных жителей, прилетают депутаты Госдумы, имеет все шансы превратиться в очередную Абхазию. Та, даже невзирая на бойкот международного сообщества, существует уже два десятка лет; а ведь в случае с Крымом никакого признания и вовсе не потребуется — де-юре он останется в составе Украины, правда, имея к ней лишь опосредованное отношение. В любом случае, ситуация в Крыму сегодня находится в прямой зависимости от России. Практика показывает, что сепаратистов на сопредельных территориях она поддерживает охотно.

< Назад в рубрику