В середине февраля Министерство обороны объявило, что обучать студентов военному делу будет в том числе и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ. Организация, возникшая в 1920-е годы и возродившаяся под нынешним названием в 2009-м, большинству известна своей разветвленной сетью автошкол. «Лента.ру» вспомнила, как возник ДОСААФ, и попробовала понять, чем общество занимается сейчас.
Председатель ДОСААФ Сергей Маев охотно подчеркивает, что в 1990-е и 2000-е ДОСААФ прозябал, а теперь стал возвращаться к жизни. Дело в том, что как раз после 2009 года организацией заинтересовалось государство, решившее привлечь ДОСААФ к подготовке будущих призывников. Наряду с этим организация постоянно фигурировала в планах по замене основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на другой школьный предмет — начальную военную подготовку (НВП), по созданию «казачьей авиации» и в других патриотических проектах, которые, правда, пока так и не были реализованы. В начале 2014 года зашла речь о привлечении ДОСААФ к военной подготовке студентов, и этот план, судя по всему, будет воплощен в жизнь.
В России существует немного общественно-государственных организаций — спортивное общество «Динамо», Российское военно-историческое общество, ДОСААФ и несколько других. Закон, который регулировал бы их деятельность, до сих пор не принят, и — в соответствии с законом «Об общественных объединениях» — работают они согласно положению правительства, утверждаемому для каждой конкретной организации. В случае с ДОСААФ государственное участие выражается, к примеру, в том, что в наблюдательный совет общества входят представители различных министерств, а в бюджете нескольких ведомств должны учитываться средства для финансирования общества.
ДОСААФ, как говорится на его сайте, ведет свою историю с 1920 года: именно тогда было создано Военно-научное общество, вскоре переименованное в Общество содействия обороне СССР. Вслед за ним появилось общество АВИАХИМ, объединившее Общество друзей Воздушного флота и Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности. В 1927 году организации объединились в ОСОАВИАХИМ. Во время Великой Отечественной войны ОСОАВИАХИМ готовил летчиков, снайперов, танкистов, моряков, автоматчиков и пулеметчиков, а после нее был сначала разделен на ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ (в 1948 году), а затем вновь объединен в ДОСААФ (в 1951 году).
До распада Советского Союза общество готовило летчиков, моряков и шоферов. На сайте организации с гордостью перечисляются космонавты и летчики-испытатели, занимавшиеся на аэродромах ДОСААФ, и рассказывается о военно-патриотическом воспитании и месячниках оборонно-массовой работы. В 1953 году членами ДОСААФ СССР состояли около 11,5 миллиона человек. Среди преподавателей школ общества были офицеры, прошедшие Вторую мировую войну.
В 1991 году на месте ДОСААФ появилась Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), в 2003-м к названию РОСТО добавили старую аббревиатуру ДОСААФ, а в 2009-м в названии вновь осталось только ДОСААФ. «Преобразование оборонного общества — это не просто смена вывески и возвращение названия, известного многим поколениям. Это требование времени, это новые ответственные и важные государственные задачи», — говорится на сайте организации. В 2000-е РОСТО (ДОСААФ) переживала не лучшие времена и лишилась 10 тысяч зданий (впрочем, полторы сотни удалось вернуть). По данным на 2011 год, у ДОСААФ (как в собственности, так и в пользовании) были 6524 объекта недвижимости и 14,4 тысячи гектара земли.
Среди государственных задач ДОСААФ, согласно положению об организации, — военно-патриотическое воспитание, обучение военно-учетным специальностям, развитие авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта и физической культуры, летная подготовка курсантов, подготовка к военной службе тех, кто пребывает в запасе, развитие технического творчества и подготовка специалистов «массовых технических профессий», а также участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Так, во время наводнения в Краснодарском крае летом 2012 года Красноармейский авиационно-спортивный клуб занимался эвакуацией местных жителей. Финансируется общество профильными ведомствами — Минобороны, Минобрнауки и Минспорта. Есть у ДОСААФ и членские взносы, и даже собственная лотерея.
В региональных отделениях и в образовательных центрах ДОСААФ готовят специалистов по 147 «массовым техническим специальностям» — от водителя категории «А» до парашютиста. Список специальностей включает в том числе «пользователя ПК» (такую подготовку дают в Пензе наряду с курсами AutoCAD и 3DMax), «парикмахера-универсала» (этому делу можно обучиться в Копейске) и, например, «кочегара» (в Кудымкаре).
Но в первую очередь в обществе учат вождению. Автошколы ДОСААФ есть повсюду, от Калининграда до Сахалина: общество готовит водителей категории «B» в 79 субъектах РФ из 83. Иногда деятельность местного отделения общества этим и ограничивается — как, например, в городе Надым Ямало-Ненецкого автономного округа или в республике Дагестан. «У нас, безусловно, сохранились и морские клубы, и морские школы, там есть подготовка, например, водолазов, но востребованность таких специалистов гораздо меньше, поэтому и таких учреждений меньше», — пояснил «Ленте.ру» первый заместитель председателя организации, генерал-майор в запасе Виктор Чернов.
По его словам, ежегодно автошколы ДОСААФ готовят 550-560 тысяч водителей, и Чернов настаивает, что подготовка у них очень хорошая — не то что в «горе-автошколах», где есть только «стол, стул и компьютер». Все школы ДОСААФ, говорит Чернов, оснащены современным оборудованием, имеют очень хороший инструкторский состав и могут предложить дополнительные курсы — например, экстремального вождения или перевозки опасных грузов. Цены на обучение вождению в ДОСААФ сопоставимы с ценам других автошкол; отзывы на них разнятся. «Естественно, мы заинтересованы, чтобы в наших автошколах и в других наших учебных центрах обучалось как можно больше молодых людей», — говорит Чернов.
По решению Совета безопасности РФ при участии ДОСААФ в каждом субъекте федерации создаются центры довоенной подготовки и военно-патриотического воспитания (в июле 2013 года предполагалось завершить их создание в течение двух лет). «Задача этих центров сводится к тому, чтобы и заниматься военно-патриотическим воспитанием, и формировать мотивацию к военной службе, получать первичные военные знания в как можно более раннем возрасте», — поясняет зампредседателя. Как правило, центры (сейчас их 37) работают со старшеклассниками, предлагая им, к примеру, кружки технического творчества и военно-тактические игры (бывшие советские «Зарница» и «Орленок»). «Поверьте, интерес к такого рода занятиям очень и очень высок. И без этого все видят, что сеть пейнтбольных клубов, которые в определенной мере моделируют боевую обстановку, очень востребована. Наверное, это в природе, особенно у мужчин, — уметь обращаться с оружием, испытывать интерес к моделированию тех или иных видов военных действий», — говорит генерал-майор.
Государственное участие в работе ДОСААФ стало особо заметно после возрождения общества под старым именем. С 2010 года именно на ДОСААФ в рамках госзадания возложена военная подготовка будущих призывников. ДОСААФ — единственная организация, которая обучает их военно-учетным специальностям. Всего сейчас в обществе можно получить 13 таких специальностей, но ДОСААФ планирует ежегодно увеличивать их число по согласованию с Министерством обороны.
Именно Министерство обороны, заключившее договор с ДОСААФ, формирует заказ на подготовку допризывников. Каждый военкомат, имея согласованный с Генштабом план призыва, сообщает региональному отделению ДОСААФ (а они есть в каждом субъекте РФ), сколько специалистов по каким специальностям ему необходимы. Отделение ДОСААФ распределяет молодых людей, стоящих на учете в военкомате, по своим школам и обучает их (как правило, три месяца) по программам, согласованным с Минобороны. «Преимущественно это водительский состав категории C, D, E, в том числе мы осуществляем подготовку водителей спецтранспорта и водителей для перевозки опасных грузов, и ряд других профессий: радиотелеграфисты, электромеханики и так далее», — рассказывает Чернов. В пресс-службе ДОСААФ «Ленте.ру» пояснили, что по окончании обучения допризывник получает документ о том, что он обучен военно-учетной специальности, а затем идет сдавать экзамен (если речь идет о водительской специальности) в ГАИ. Кроме того, за подготовкой допризывников следит Наблюдательный совет ДОСААФ, в который входят представители Минобороны и Минобрнауки.
В результате войска получают призывников, уже готовых «с первого дня выполнять те боевые задачи, которые стоят перед подразделением». Как поясняет Чернов, это важно при сокращенном до одного года сроке службы: если допризывники не получат военно-учетную специальность, то их будут обучать уже в войсках. «Тут получается смысловой парадокс: когда человек получает необходимые для службы знания, он уже подлежит увольнению. Вот этим определяется важность подготовки», — говорит он. Согласно отчету Счетной палаты, в 2011 году ДОСААФ подготовил больше 93 тысяч человек, в 2012-м — больше 84 тысяч, выполнив план Генштаба на 85,5 и 95,5 процента соответственно. Претензий за выполнение плана не в полной объеме Минобороны обществу не предъявляло.
В марте 2013 года президент Владимир Путин заявил о необходимости возродить нормативы ГТО (не уточняя, впрочем, станут ли они обязательными для всех юношей и девушек, как в советские времена). «Говоря о нормах ГТО и о других вопросах, связанных с военно-патриотическим воспитанием, надо это делать, не надо стесняться. И ДОСААФ надо поднимать. Вообще все, что готовит настоящих мужчин для нашей страны, надо делать», — сказал тогда президент. Спустя почти год, после Олимпиады в Сочи, Путин вернулся к теме воспитания молодежи уже в связи с массовым спортом. «Мы можем все это восстановить на современной базе и, таким образом, пойти дальше в развитии массового спорта», — заявил он, имея в виду ДОСААФ и нормы ГТО.
В послании Федеральному собранию в декабре 2013 года Путин поручил обеспечить для всех студентов возможность обучиться военному делу. Сейчас военные кафедры или учебно-военные центры есть лишь в 72 вузах. Вскоре после заявления президента представители Министерства обороны стали рассказывать, где и как будут учиться военному делу студенты остальных вузов (а их около тысячи). Предполагается, что можно будет учиться на военной кафедре соседнего вуза, если она там есть, или в вузе, подведомственном Минобороны. Что же касается регионов, где нет ни того, ни другого, то здесь на первый план как раз выходит ДОСААФ — его отделения есть везде, и общество привлекут к военной подготовке студентов. Детали новой системы пока не утверждены; ожидается, что концепция будет готова через несколько месяцев.
В Минобороны пообещали, что при выборе военно-учетной специальности для студентов постараются учесть их гражданскую профессию, так что количество специальностей, предлагаемых ДОСААФ, будет увеличено. «Мы сделали предложения и по другим специальностям: парашютная подготовка, операторы беспилотных летательных аппаратов, авиационные механики и так далее. Все будет зависеть от потребностей Минобороны и от того, какие задачи перед нами будут ставить», — поясняет Чернов.
Как будет подбираться военно-учетная специальность тем, кто в вузе приобретает техническую профессию, более или менее ясно. Непонятно, как ее будут выбирать, к примеру, для филологов или историков: военных переводчиков ДОСААФ готовить пока не планирует. «Если студент учится в политехническом институте и у него специальность радиоэлектроника, военно-учетные специальности будут адаптированы к базовой гражданской специальности, которую получает студент: радиотелеграфисты, радиооператоры и так далее, — разъясняет Чернов. — Если студент обучается в автомобильном институте, специальности будут водительские — например, автомеханик. Ну а если обучается в лингвистическом вузе, то такой человек может получить в том числе и специальность военного водителя. Это будет целесообразно, чтобы человек наряду с гуманитарной специальностью получил водительские права категории C, D или E и имел по этой категории военную специальность», — добавляет генерал-майор.