Экономика
16:19, 28 февраля 2014

«Здесь нет погони за большими деньгами» Как набирали олимпийский персонал для работы в Сочи: интервью с рекрутерами

Беседовал Сергей Козловский
Волонтер Олимпийских Игр на горнолыжном комплексе «Роза Хутор» в Сочи
Фото: Alexander Klein / AFP

Олимпиада в Сочи завершилась. Вопреки опасениям скептиков, она прошла на достойном уровне: ни одно соревнование не было сорвано (если не считать тех, которые были перенесены из-за погодных условий), спортсмены и журналисты не остались без крова и еды, транспорт работал без сбоев. Большая заслуга в этом рядовых сотрудников, выполнявших повседневные обязанности. «Лента.ру» решила узнать, как набирали персонал для Олимпиады.

О наборе работников для Игр в Сочи «Ленте.ру» рассказала руководитель отдела по подбору персонала компании Adecco Анастасия Наумова. По ее словам, Олимпиада запомнилась рекрутерам тем, что проходила в небольшом неанглоязычном городе, поэтому работников пришлось везти в Сочи со всей России. Кроме того, она рассказала о требованиях к тем, кто работал на Олимпиаде, а также о самых необычных профессионалах, которые были задействованы во время Игр.

«Лента.ру»: Сколько человек занимается организацией Олимпиады?

Анастасия Наумова: Мы подобрали 5,3 тысячи человек как временный персонал, и до этого работало около двух тысяч штатных работников, то есть в сумме получается 7,5 тысячи человек.

По сравнению с предыдущими Играми это много или мало?

Примерно столько же. Игры обычно проходят по давно разработанной технологии, и больших отклонений нет.

А те сотрудники, которые сейчас работают, останутся на Паралимпийские игры?

Конечно, но не все объекты и не все виды спорта будут задействованы на Паралимпиаде, поэтому останется только 60 процентов работников.

Как происходил процесс набора персонала для Олимпийских игр в Сочи?

Процесс рекрутирования делится на несколько этапов. Самый первый — это анализ: сколько и каких специалистов нужно. Этим занимался Организационный комитет «Сочи 2014». Они вычисляли, анализировали, учитывали опыт прошлых Игр и нюансы в России. Затем вступает в работу рекрутинговая компания, которая получает заявки на подбор персонала со всеми требованиями. В данном случае анализ начался в декабре 2012 года, а в апреле 2013 года появилась уже первая заявка, были размещены все вакансии в средствах массовой информации, на различных профильных сайтах, в профессиональных сообществах. И начали обрабатываться первые поступающие отклики от кандидатов, проводиться интервью, собеседования. Первые отобранные специалисты приступили к работе в сентябре 2013 года.

Насколько я знаю, подбором персонала занималась не только ваша компания, были и другие организации. Как вы разделили обязанности?

На всех Олимпийских играх есть такие понятия, как постоянный и временный персонал — все те, кто работает менее 6 месяцев. Подбором постоянного персонала занималось международное кадровое агентство Kelly Services. У них был такой же контракт, они занимались на тех же условиях. До августа 2013 года они занимались подбором еще и временного персонала. Мы приступили к работе с кандидатами в апреле 2013-го. Мы взаимодействовали между собой, наша работа пересекалась. Иногда даже происходил обмен кандидатами на условиях коллегиальности и взаимовыгодного сотрудничества.

Случалось такое, что не удавалось найти необходимого человека?

Интерес к Олимпийским играм в России был достаточно большой, поток кандидатов тоже был очень большой, но иногда случалось, что не было кандидата, который удовлетворял бы всем заявленным требованиям. Но это, наверно, случается в любой ситуации, не только на Играх. Если мы заявляем очень много обязательных требований, то очень тяжело найти такого работника. Но в основном нашлись все. Может быть, где-то не в срок, но это было поправимо.

Были ли какие-нибудь экзотические требования к соискателям?

Были самые разные. Например, переводчик с корейского языка. Наверное, самая экзотическая вакансия — это гляциолог: нужен был менеджер по метеорологии, который должен замерять влажность снежного покрытия и составлять отчеты. При этом он должен владеть английским языком. Плюс ко всему это все происходит в горах, то есть он должен быть спортивно подготовлен, с разрядом по лыжам. Это была редкая вакансия, практически не встречающаяся в России.

Знание английского, наверное, было самым популярным требованием к соискателям. Иностранцы жалуются, что с языками в России не очень...

Да, конечно, знание английского языка было одним из основных условий. Большим преимуществом обладали соискатели со знанием двух-трех языков. Даже водители олимпийского такси у нас с английским. Достаточно много кандидатов, которые знают язык и которые работали переводчиками. Сейчас уровень языковой подготовки в вузах хороший. Это было не основной проблемой.

А какое препятствие было основным?

Основная проблема — это, конечно же, переезд. Сочи — небольшой город, это не англоговорящий миллионник, как другие столицы Олимпиад — Ванкувер, Сидней, например. Всех кандидатов пришлось перевозить сюда на некоторое время. Причем у Сочи репутация в России своеобразная — это город-курорт, может быть, с завышенными, по мнению россиян, ценами. Организационный комитет пошел на беспрецедентные меры и предоставил всем временным сотрудникам, которых мы набирали, бесплатное жилье: пансионаты, гостевые дома, санатории.

Чем Олимпиада в Сочи отличалась от других Игр, на которых вам приходилось работать?

Самое основное я уже упомянула — это переезд. Сочи — это далеко не мегаполис, здесь абсолютно иное отношение к карьере и к жизни. Если брать другие Олимпиады, то согласитесь, например, в Лондоне набрать 8 тысяч человек англоязычного персонала было гораздо проще. То же самое было в Сиднее, Ванкувере. И люди в Европе, в Америке нацелены на международные события, они знают, что это такое, они хотят в них поучаствовать. У нас было немного по-другому. Хотя опыт Универсиады показал, что в России тоже знают и любят международные соревнования, все хотят поучаствовать, но английский язык был во многом препятствием для кандидатов.

Вы говорите, что в Сочи какое-то особенное отношение к карьере. Вы что имеете в виду?

Это южный город, здесь в основном курортный сезонный бизнес — сфера услуг, рестораны, отели, сдача жилья. И, соответственно, если в мегаполисах культивируется карьерная лестница, различные тренинги личностного роста, курсы повышения квалификации, то здесь этого нет. Те, кто добивается покорения карьерных вершин, уезжают в большие города. А здесь жизнь протекает более спокойно и нет погони за большими деньгами, как, скажем, в Москве. Здесь люди более расслабленные.

< Назад в рубрику