В воскресенье, 2 марта, в Москве состоялись митинги в поддержку и против российской военной кампании на Украине. Противники войны вышли на несанкционированные акции к зданию Министерства обороны и на Манежную площадь. Сторонники интервенции прошли организованным и согласованным с мэрией шествием от Пушкинской площади до проспекта Сахарова. Более 350 граждан, выступающих против операции в Крыму, были доставлены в столичные отделения полиции. «Антимайдановское» шествие завершилось без происшествий. За акциями наблюдали корреспонденты «Ленты.ру».
Первой на антивоенный митинг к зданию Министерства обороны на Знаменке пришла девушка с красными волосами. Она обратилась к курившему возле автозака омоновцу: «Знаете, я боюсь, что мой брат пойдет воевать против братского народа Украины. Зачем вводить туда войска, вы понимаете это?» «Войска, девушка, вводят для безопасности этого братского народа», — сообщил омоновец и поднялся в автозак. Минут через десять из него спустился другой полицейский — с мегафоном. «Товарищи блогеры, не мешайте работать полиции. Здесь снимать нельзя, это режимный объект!» — говорил он. Остальным собравшимся он указывал, что акция не согласована с органами исполнительной власти.
Антивоенная акция действительно была несогласованной — сообщество с призывами выходить к Министерству обороны на фейсбуке появилось накануне, вскоре после заседания Совета федерации, на котором сенаторы решили, что президент Владимир Путин может вводить войска на Украину. На странице было указано, что «вооруженная интервенция в Украину реально приведет к Третьей мировой войне», а «Крым и ОБА НАШИХ БРАТСКИХ НАРОДА становятся сейчас просто разменной картой в руках преступников», поэтому «дети наших стран должны будут умирать за их золотые унитазы, за их право воровать дальше».
К часу дня возле здания Минобороны находились около 300 человек. Среди них ходил мужчина с приклеенным к спине листком бумаги «Одумайтесь. Пока не поздно». Его задержали первым — вежливо уточнив сперва: «У вас проблем со здоровьем нет? Тогда поедем в ОВД». Следующей попытались задержать девушку с плакатом «Нет войне в Крыму», но к полицейским подбежала ее мама. «Вы несовершеннолетняя? Мама, увезите ребенка домой, она у вас без шапки, замерзнет», — говорили омоновцы. Под крики «Нет войне!» и «Позор!» задержали мужчин, певших гимн Украины.
На лестницу часовни Бориса и Глеба рядом со зданием военного ведомства забрался молодой человек с плакатом «No war». Забрали и его, а несколько омоновцев зашли внутрь часовни и вывели оттуда четырех протестующих. «Я хочу в часовне побыть. Это нельзя?» — возмутился один из них. «Вы решите сначала — вы митинговать пришли или в церковь», — объяснил полицейский.
Через 40 минут после начала акции были задержаны уже десятки человек; полиция начала вытеснять людей с площади, выстроившись в цепочку. Люди не сопротивлялись, но и не переставали скандировать «Нет войне!» Они пошли стихийным шествием по Воздвиженке в сторону Манежной площади, где был запланирован еще один антивоенный митинг, организованный таким же образом, через фейсбук.
Граждане без происшествий добрались до Александровского сада, продолжая выкрикивать антивоенные лозунги. Прохожие улыбались; некоторые недоумевали: «Что вы орете?», «Бандеровцы!» Ворота из Александровского сада на Манежную площадь полиция перегородила железными заграждениями, и участники шествия выбрались на площадь через подземный торговый центр «Охотный ряд».
На Манежной площади к тому времени собралось полтысячи человек. Большинство стояли вокруг олимпийских часов (теперь они отсчитывают время до начала сочинской Паралимпиады).
Один из омоновцев подошел к трем девушкам: «Вы чего здесь делаете? Уроки не задали? Пришли на войнушку, *****?» Несколько человек подняли плакаты с лозунгом «Нет войне», женщина выудила из пакета транспарант «Не толкайте наших детей на войну с Украиной». Их почти сразу задержали. Вскоре на площади появились омоновцы и попытались сдвинуть толпу к часам. Один из митингующих отказался уходить и получил от омоновца резкий удар в грудь. Рядом девушка начала петь российский гимн, но ее никто не поддержал, и она остановилась на втором куплете. Зато, взявшись за руки, люди с удовольствием исполнили «Пусть всегда будет солнце».
Когда полицейские задержали всех активных граждан, они начали выдергивать из толпы случайных людей — в том числе журналистов. Корреспондента «Ленты.ру» двое омоновцев взяли под руки и протащили через площадь к автозаку, отказавшись смотреть на пресс-карту: «Мне ***** [совершенно безразлично], что ты пресса»; закинули в автозак с криком: «****** [неважный] ты журналист какой-то. Пресс-карту в жопе носишь, наверное?» Следом в автозак отправилась девушка, из ее рюкзака полицейские достали бутерброды и учебник по истории: «Хочешь историей заниматься, да? Сидела бы лучше в библиотеке». Через несколько минут корреспондента «Ленты.ру» освободил человек в штатском.
Митинг уже поредел; полицейские вели по площади деда, который говорил: «Вам же будет стыдно в минуты, когда останетесь наедине с собой. Или не будет?» Появился дворник с веником и совком — он убирал и окурки, и бумажных голубей мира, которых принесли с собой многие из протестующих. По данным полиции, возле здания Минобороны были задержаны 40 человек, на Манежной площади — 50; по информации ОВД-Инфо, на двух акциях полицейские взяли 361 человека.
Сторонники присоединения Крыма к России (или хотя бы его отделения от Украины) собирались на Пушкинской площади в Москве начиная с четырех дня. Информация о шествии от площади до проспекта Сахарова появилась лишь за несколько часов до этого. Формальному организатору — движению «Офицеры России» — акцию согласовали почти мгновенно. Неформальным устроителям всего за полдня удалось мобилизовать на шествие все возможные партии и общественные структуры, лояльные власти.
Отдельной колонной собирались у памятника Пушкину «Патриоты России», в первых рядах стояли активисты «Партии пенсионеров». Можно было даже увидеть людей с подзабытыми партийными флагами «Единой России». Автономной толпой шли работники московского профсоюза образования и науки. С ними соседствовали молодые люди из движения «Георгиевцы» — впереди их колонны маршировали четыре девушки с барабанами. Присутствовали «Казачья партия» и движение «Трезвая Россия», а также совсем уж малоизвестные объединения вроде «Славянской правды» и общественного движения «Божьяволя.рф».
11-классница Альмира прыгала на месте с плакатом «Мы за Крым!» и скандировала лозунг того же содержания. «Мне вообще интересна политика, я следила за ситуацией на Украине, и когда я увидела этот Майдан, у меня было ощущение, словно меня младший брат предал. Ведь украинцы — наши младшие братья, ведь так? Тогда и решила прийти, я считаю, что Крым — это наша общая территория. Мы учили историю — там и в Крымской войне русские офицеры погибали, и во время Великой Отечественной — советские солдаты. А Европейский союз ассоциируется у меня с недругами, они на американской стороне. Вы вот план Даллеса читали? Весь СССР развалился по его сценарию», — говорила она. Корреспондент «Ленты.ру» спросил у школьницы, была ли она в Европе или США. «Конечно, была, — отвечала она. — Люди там очень дружелюбные, но политики — против нас». «Ой, только не надо войск, — ответила Альмира на вопрос, поддерживает ли она ввод российской армии в Крым. — Это будет очень печально, ведь тогда и НАТО свои войска введет. Пусть Украина лучше просто отпустит к нам Крым. Ведь если его жители недовольны этой страной, зачем их насильно удерживать».
Перед началом шествия другие люди из разных колонн говорили одно и то же: украинцы наши братья, но Крым нужно отдать. «У меня одноклассницы на Украине живут, им сейчас несладко. Поэтому пусть по-хорошему все закончится, без войны», — рассказывала Любовь Викторовна, сотрудница центра досуга и спорта при управе Чертаново-Северное. «Вы добровольно сюда пришли или не совсем?» — уточнил корреспондент «Ленты.ру». «Конечно, по собственной воле, как же иначе!» — отвечала она.
Ровно в 17.00, как и было анонсировано, две колонны двинулись от Пушкинской площади по Бульварному кольцу. Изредка звучало скандирование: «Севастополь — русский город!», «Слава “Беркуту“!», «Русские на войне своих не бросают», «Победили в 45-м — победим мы и сейчас». По ходу шествия вообще было много отсылок к фашизму и к победе над ним, а между словами «Майдан» и «фашизм» почти все уверенно ставили знак равенства. Колонна добралась до Сретенского бульвара, оттуда с подъема было видно, что задние ряды только стартовали. Столичная полиция позже отрапортовала, что в шествии приняли участие 27 тысяч человек.
«Георгиевцы» били в барабаны, духовой оркестр в середине одной из колонн заряжал то «Вставай, страна огромная», то «Мою Москву», лозунги постепенно становились тише, участники шествия все больше начинали переговариваться между собой. «Что-то у «Трезвой России» лица уж больно грустные», — делился впечатлениями один из демонстрантов. «Проплаченные где-то сзади идут, а у нас тут лучшие люди — актив», — объяснял мужчина своему приятелю, показывая рукой на колонну Москомспорта — так получилось, что она шла первой. Люди оттуда не умолкая кричали: «Рос-си-я!» «Россия — олимпийский чемпион! Ура, ребята! Троекратное!» — сказал человек в мегафон, и его поддержали.
Колонны свернули с бульваров на перекрытый проспект Сахарова и объединились, закончив движение по разным сторонам улиц. Люди вновь воодушевились, вновь звучало скандирование: «Своих не бросаем!» Люди с плакатами «Крым, мы с тобой» и «Путин, мы с тобой» старались не отходить друг от друга дальше, чем на метр.
И неожиданно (хотя казалось — вот-вот кульминация) шествие закончилось — как только его участники дошли до Садового кольца. Полицейские и старшие по колоннам начали разводить людей направо и налево по кольцу, остальные спустились в подземный переход, чтобы двинуться дальше к Комсомольской площади. Звучали возгласы: «Что, и на этом все?», и в них одинаково можно было услышать как радость от того, что закруглились всего за 45 минут, так и досаду из-за отсутствия какого-то внятного финала. Хоть бы речь кто сказал.
«Эх, акустика-то какая, — не выдержал в подземном переходе кто-то из демонстрантов. — А давайте-ка, друзья, “Катюшу“». Друзья дали так, что в гулком коридоре можно было оглохнуть от первых же строк про расцветающие яблони и груши.
И уже перед Комсомольской площадью были свернуты все флаги, исчезли лозунги, манифестанты за десять минут растворились в толпе обычных прохожих. Только какие-то исторические реконструкторы в форме советских солдат времен Второй мировой медленно, бережно свертывали бордовые бархатные полотна с золотыми надписями «1-й Украинский фронт» и «2-й Украинский фронт».