Бывший СССР
14:56, 5 марта 2014

Кубышка альтруизма Олигархи решили спасти Украину от краха

Анна Козырева
Очередь за супом в лагере оппозиционеров на Майдане Незалежности в Киеве
Фото: Emilio Morenatti / AP

Смена власти на Украине, ставшая следствием «Евромайдана», внесла смуту в ряды местных олигархов. Некоторые из них оказались в опале и вынуждены были покинуть страну. Другие же получили губернаторские посты. Впрочем, в сложившейся ситуации это скорее угрожает их интересам, нежели сулит прибыль. Для новых руководителей государства это решение также довольно рискованное — со сцены Майдана они декларировали необходимость разделить бизнес и власть. На этот шаг правительство пошло в условиях катастрофической финансовой ситуации и замаячившей угрозы развала страны.

Как утверждают источники The Financial Times, новое правительство обратилось за помощью ко всем без исключения украинским олигархам, которых, кстати, не так уж и много — в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes Украину представляют десять человек. Помочь публично согласились двое — совладелец группы «Приват» 51-летний Игорь Коломойский и председатель совета директоров «Индустриального союза Донбасса» Сергей Тарута, ставшие губернаторами Днепропетровской и Донецкой областей соответственно.

Коломойский, чье состояние Forbes оценивает в 2,4 миллиарда долларов, до недавнего времени жил в Швейцарии. Сам факт того, что он согласился вернуться на Украину и возглавить регион, где традиционно сильны позиции России, должен послужить сигналом мировому бизнесу о том, что он доверяет новому украинскому руководству. «Я приехал сюда, чтобы здесь было спокойствие, чтобы мы потихоньку входили в мирную жизнь», — заявил он на встрече с днепропетровцами, назвав беглого президента Виктора Януковича «шизофреником».

Игорь Коломойский
Фото: Николай Лысенко / РИА Новости

Отношения Коломойского с бывшим главой государства и раньше были, мягко говоря, натянутые. Еще в 2008 году он охарактеризовал Януковича и его соратников как «циничную промышленно-политическую корпорацию, которая убеждена, что ее интересы выше интересов страны и народа, живущего в этой стране». Как отмечает украинское интернет-издание «Остров», финансово-промышленная группа «Приват» Коломойского и Геннадия Боголюбова не пользовалась расположением прежнего руководства, теперь же у них появился реальный шанс вернуть утраченные позиции.

Не исключено, например, что Коломойский вновь попытается приватизировать Одесский припортовый завод (ОПЗ), усилив нефтяное крыло своей группы («Приват» в настоящее время контролирует крупнейшую нефтедобывающую компанию страны «Укрнафта», а также три нефтеперерабатывающих завода — Кременчугский, Надворнянский и Дрогобычский, несколько нефтебаз и сетей АЗС). Предыдущую попытку приватизации ОПЗ структурами Коломойского в 2008 году сорвала тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко — она передумала отдавать предприятие уже после того, как «приватовская» фирма «Нортима» купила его за пять миллиардов гривен. Очевидно, что теперь эта история не повторится — олигарх не без оснований ждет преференций от новой власти, согласившись занять губернаторский пост.

Использовать должность в своих интересах, во всяком случае на первых порах, ему вряд ли позволят. Министр экономического развития Украины Павел Шеремет предупредил, что Коломойского отправят в отставку, если выяснится, что он нарушает правила свободной конкуренции.

Что касается Сергея Таруты, то свое решение возглавить донецкую областную администрацию он объяснил «желанием защитить страну, в которой не прекращается украино-украинская война». Олигарх заявил, что намерен стабилизировать ситуацию в регионе, «используя не только государственные, но и частные ресурсы» (собственные или какие-либо еще, он не уточнил). Состояние Таруты Forbes оценивает в 597 миллионов долларов. Этот бизнесмен является совладельцем корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД), которой принадлежат акции предприятий горно-металлургического комплекса. В числе наиболее весомых ее активов — Алчевский металлургический комбинат, Алчевский коксохимзавод, Днепровский меткомбинат имени Дзержинского, Днепровский трубный завод.

Сергей Тарута
Фото: Александр Яловой / «Коммерсантъ»

После прихода к власти Виктора Януковича бизнес Таруты переживал не лучший период. Сначала принадлежавшую ему компанию «Азовимпекс» отстранили от строительства объектов к «Евро-2012» — львовского стадиона и аэропорта. Затем, прибегнув к принудительным отключениям, с Алчевского и Днепровского меткомбинатов ИСД взыскали многомиллионные долги за газ, который при Юлии Тимошенко отпускался этим предприятиям на льготных условиях. «Индустриальный союз» тогда же вынужден был продать некоторые активы, в частности Краматорский ферросплавный завод, который отошел к россиянам. Одной из причин, из-за которых Тарута оказался в опале, называли его отказ свидетельствовать против Тимошенко в деле об убийстве в 1990-е годы депутата Верховной Рады Евгения Щербаня, по которому экс-премьеру грозило до 15 лет тюрьмы.

Уже этого факта достаточно для того, чтобы новое украинское руководство из числа соратников Тимошенко отнеслось к бизнесмену благосклонно. В чем именно это будет проявляться, пока сказать сложно. К примеру, ему могут, как и прежде, выдавать льготные кредиты. Кроме того, Тарута сможет завершить наконец модернизацию Алчевского меткомбината, которая длится вот уже несколько лет; прошлым летом ему обещал помочь Виктор Янукович, однако свое обещание не сдержал.

По данным источников «Зеркала недели», обсуждая кандидатуры на посты губернаторов, первоначально во главе Донецкой области новые власти видели не Таруту, а миллиардера Рината Ахметова (его «Метинвест» несколько лет назад доставил Таруте немало хлопот, требуя погасить долги). Ахметов занять пост якобы отказался, пообещав, однако, свою посильную помощь. Ранее богатейший человек Украины, чье состояние оценивается в 15,4 миллиарда долларов, призвал украинских бизнесменов «сохранить целостность страны, не жалея никаких материальных ресурсов», из чего можно сделать вывод, что помогать он будет деньгами.

Ринат Ахметов
Фото: Ирина Александрова / РИА Новости

Вообще же, Ахметов — основной спонсор ненавистной оппозиционерам Партии регионов и «кошелек» бежавшего президента, входивший в ближайшее его окружение, — довольно быстро сориентировался в сложившейся ситуации. Еще в декабре, в разгар протестной кампании, бизнесмен заявил: «То, что мирные люди вышли на мирные акции, говорит о том, что Украина — свободная демократическая страна», — хотя к тому моменту демонстрация давно уже перестала быть мирной, оппозиционеры захватили киевскую мэрию, Дом Профсоюзов и пытались штурмовать администрацию президента. В дальнейшем олигарх не раз призывал власти сесть за стол переговоров с оппозицией. Не последнюю роль в этом якобы сыграл разговор Ахметова с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд, которая намекнула ему о готовящихся санкциях за поддержку «режима Януковича».

Именно влиянием Ахметова и другого «приближенного» олигарха Дмитрия Фирташа некоторые эксперты объясняют невнятную реакцию президента на массовые беспорядки в Киеве и последовавшие за ними захваты областных администраций. Окончательно олигарх перешел на сторону оппозиции в конце февраля, когда принадлежащая ему «Систем Кэпитал Менеджмент» (управляющая компания, контролирующая активы Ахметова) заявила, что согласна «работать в новой системе координат».

Что повлияло на решение миллиардера — стремление к евроинтеграции, под лозунгом которой проходила протестная кампания, недостаточные гарантии безопасности бизнеса со стороны российского руководства (предлагающего в качестве альтернативы интеграции с ЕС членство в Таможенном союзе), боязнь санкций со стороны Запада или какие-то иные факторы, — сказать сложно. Ранее источник Forbes, близкий к структурам миллиардера, утверждал: «В целом мы все больше за Европу. Однако разные активы Ахметова требуют разного отношения к будущей политике Украины». Если для ДТЭК (Донбасская топливно-энергетическая компания) и «Метинвеста» выгоднее Европа, то для компании по производству горнодобывающего оборудования «Горные машины» — Россия, где находятся основные ее клиенты, отмечает издание. Россия и Таможенный союз выгодны и для аграрной компании Ахметова Harveast.

Просьба о помощи со стороны нового украинского руководства и положительная реакция на нее Ахметова свидетельствуют о том, что в дальнейшем он вряд ли попадет в опалу, однако финансовых потерь ему, скорее всего, не избежать. К примеру, власти могут лишить ДТЭК практически полной монополии на экспорт электроэнергии (компания в последние три года была монополистом в этой сфере, однако минувшей зимой часть лотов в аукционе на доступ к экспортному сечению выкупила «Донбассэнерго», совладельцем которой является «регионал» Игорь Гуменюк).

Не исключено, что шанс пережить смену власти с минимальными потерями Ахметову гарантировал его вклад в победу «Евромайдана», который с лихвой покрывает его сотрудничество со свергнутым президентом. Как пишет журналист немецкого издания Der Spiegel Кристиан Нееф, «началом конца» Януковича стало массовое бегство депутатов из Партии регионов. Чтобы перетянуть этих людей на свою сторону, оппозиции, как отмечается в статье, нужно было найти общий язык с Ахметовым и Дмитрием Фирташем, которые контролировали половину голосов «регионалов» (60 и 30 соответственно). Получив необходимое большинство, оппозиционеры смогли проголосовать за отстранение Януковича от власти, назначить досрочные президентские выборы и вернуть конституцию образца 2004 года, расширяющую полномочия парламента.

Дмитрий Фирташ
Фото: РИА Новости

На каких условиях оппозиционерам удалось договориться с Фирташем, неизвестно. Некоторые наблюдатели утверждают, что олигарх с самого начала поддерживал «Евромайдан», и напоминают о громкой отставке представителя его «группы» Сергея Левочкина с поста главы президентской администрации после разгона студентов на Майдане Незалежности. Какую выгоду надеется получить Фирташ от смены власти и возвращения к европейскому вектору политики, также пока неясно. Этот бизнесмен с состоянием в 673 миллиона долларов по версии Forbes (украинский «Фокус» называет цифру в 3,3 миллиарда) значительную долю своих доходов получил от поставок российского газа на Украину и страны Центральной Европы. В настоящее время он работает прежде всего с Россией. При новых властях бизнесмен в лучшем случае сможет расширить свою «газовую империю». Не исключено также, что его допустят к готовящейся приватизации «Нафтогаза», о которой объявил премьер-министр Арсений Яценюк.

Отношения с Тимошенко у Фирташа давно испорчены из-за конфликта с «Росукрэнерго», поэтому в новом украинском руководстве он может сделать ставку на Виталия Кличко, объявившего о намерении участвовать в президентских выборах. Ранее в СМИ не раз появлялась информация о том, что Фирташ спонсирует партию Кличко «УДАР», однако официально она не подтверждалась.

***

И Коломойскому с Тарутой на губернаторских постах, и Фирташу с Ахметовым в роли «серых кардиналов» теперь предстоит каким-то образом подавить всплеск сепаратистских настроений на востоке и юге страны и настроить украинцев в пользу новых властей, что, безусловно, потребует немалых вложений. В «рекламной кампании» будут участвовать и другие олигархи — переговоры о возможном назначении на госдолжность ведутся с зятем экс-президента Леонида Кучмы владельцем корпорации «Интерпайп» Виктором Пинчуком (его состояние Forbes оценивает в 3,8 миллиарда долларов). Особую надежду новые власти возлагают на основателя кондитерской империи Roshen Петра Порошенко, который за последние несколько лет превратился в рейтингового оппозиционного политика. Эксперты прочат этому бизнесмену борьбу за пост президента, с чем связывают его решение отказаться от должности в «кризисном» правительстве. К слову, еще в начале года Порошенко, чье состояние оценивается в 1,6 миллиарда долларов, вызывался профинансировать реконструкцию изрядно пострадавшего от массовых протестов Майдана.

Не исключено, что крупнейшие бизнесмены страны, согласившиеся поддержать новое руководство и занявшие сейчас госдолжности (по-видимому, за исключением Порошенко, который имеет виды на президентский пост), рассчитывают в дальнейшем разделить активы олигархов, чей бизнес напрямую зависел от Януковича и его окружения. К ним причисляют сына президента Александра, владельца ВЕТЭК 27-летнего харьковчанина Сергея Курченко, совладельца «Азовмаша» Юрия Иванющенко (известного как Юра Енакиевский), владельца группы «Метал Юнион» и Пивденкомбанка Руслана Цыплакова, совладельца «Донбассэнерго» Игоря Гуменюка — их совокупные активы исчисляются миллиардами долларов. В случае с «регионалом» Гуменюком процесс отчуждения, по всей видимости, уже начался. В феврале Генпрокуратура обжаловала в суде продажу ему госпакета акций (60,7 процента) «Донбассэнерго».

Уже известно, что Александр Янукович и Курченко выехали из страны. Где они находятся в настоящее время, неизвестно.

По мнению политолога Андрея Золотарева, открытая раздача олигархам государственных постов — вынужденный шаг. «В сложившейся ситуации олигархический капитал является сторонником целостности и единства страны», — отметил он. В то же время, подчеркивает Золотарев, не стоит забывать, что Майдан среди прочего боролся за ослабление влияния олигархов на политику.

Директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства Гайдай.Ком Сергей Гайдай считает, что последние назначения стоит воспринимать как временные. «Ведь не секрет, что присутствие бизнеса не столько в политике, сколько в госструктурах — это серьезная проблема для нашей страны», — подчеркнул он.

В целом же эксперты сходятся во мнении, что нынешняя ситуация на Украине — тот редкий случай, когда интересы частного бизнеса совпадают с общественными. Развал страны грозит олигархам потерей капитала, а новым властям — политическим самоубийством.

< Назад в рубрику