Журналистка Newsweek Лиа Макгрэт Гудман после нескольких месяцев расследования опубликовала статью, в которой утверждается, что ей удалось найти «отца» биткоинов, самой популярной криптовалюты в мире. По мнению Гудман, он оказался самым обычным жителем калифорнийского городка. Сам американец, сразу после выхода статьи обнаруживший у себя под окнами толпу журналистов, свою причастность к биткоинам опроверг. Более того, информацию Newsweek не подтвердил и «настоящий» создатель биткоинов — некто, скрывающийся за именем Сатоси Накамото.
Гудман — не первый журналист, занявшийся поисками создателя биткоинов. Его личность интересует многих, и ранее строились разные предположения относительно того, кто же на самом деле придумал новую и непонятную криптовалюту. Однако загадочный изобретатель, видимо, приложил немало усилий для того, чтобы его не нашли. До появления статьи Гудман была предпринята всего пара настойчивых попыток идентифицировать его личность.
В октябре 2011 года результаты своего расследования опубликовал журналист The New Yorker Джошуа Дэвис (Joshua Davis). Он проанализировал тексты Накамото (единственный след, оставленный создателем биткоинов в Сети) и выяснил несколько любопытных деталей. Во-первых, Накамото безупречно владеет английским. Причем первая его статья о биткоинах была написана на американском варианте английского языка, а в последующих комментариях он почему-то использовал британский вариант.
Также Дэвис пообщался со специалистами и сделал (нехитрый) вывод, что создатель биткоинов талантливый программист и криптограф. Журналист, в конце концов, вышел на след 23-летнего ирландца Майкла Клира (Michael Clear), который обучался криптографии и по некоторым характеристиками подходил на роль создателя биткоинов. Но доказательств было мало. Сам Клир опроверг свою причастность к созданию биткоинов, отметив при этом, что, будь он Сатоси Накамото, то все равно бы не признался.
Параллельно с Дэвисом раскрыть личность Накамото пытался профессор журналистики Университета Нью-Йорка Адам Пененберг. В октябре 2011 года он предположил, что Накамото мог специально писать тексты с использованием британского английского, чтобы замести следы. Пененберг начал вычленять из сообщений Накамото специфические обороты в надежде найти их еще где-нибудь в интернете.
Профессор обнаружил, что одно словосочетание — computationally impractical to reverse (применительно к слову «транзакции» означает, что их нельзя отправить обратно) — встречается в интернете около трех десятков раз, причем в основном это были копии статьи об устройстве биткоинов. Однако в результатах поиска обнаружился один новый документ — заявка на патент криптографической системы, схожей по характеристикам с биткоинами. Заявка была подана 15 августа 2008 года, а уже через три дня некий финский провайдер зарегистрировал в Сети домен Bitcoin.org.
Авторами патента оказались ученые Владимир Оксман, Нил Кинг и Чарльз Брай. Пененберг обнаружил несколько деталей, которые могут косвенно свидетельствовать о причастности всех троих к созданию биткоинов: схожесть манеры письма Нила Кинга и Накамото, путешествие Брая в Финляндию за полгода до регистрации Bitcoin.org и другие совпадения. Все трое опровергли свою причастность к биткоинам, а Нил Кинг и вовсе заявил, что в первый раз о них слышит. Пененбергу, учитывая тесную связь Кинга с криптографией, отзыв ученого показался странным. «Это как журналист, который никогда не слышал про Twitter», — удивлялся профессор.
Кроме того, в мае 2013 года американский первооткрыватель в области информационных технологий Тед Нельсон заявил, что под именем Сатоси Накамото скрывается японский математик Синити Мотидзуки (Shinichi Mochizuki). Нельсон, однако, не предоставил никаких убедительных доказательств, а его теория получила распространение лишь благодаря его собственному авторитету.
Наконец, самое свежее пополнение списка кандидатов в «отцы» биткоина произошло 6 марта 2014 года. Лиа Гудман, потратив на расследование два месяца, по его итогам объявила создателем криптовалюты жителя небольшого калифорнийского города Темпл-Сити Дориана Прентиса Сатоси Накамото. Журналистка выследила его, проанализировав данные натурализованных граждан США в Национальном управлении архивов и документации, и представила читателям свою версию о личности «создателя» биткоинов. Однако прежде чем углубиться в ее версию, необходимо вспомнить, что вообще было известно о создателе криптовалюты до всяких расследований.
Некто с никнеймом Сатоси Накамото запустил биткоины в начале 2009 года. Он никогда не появлялся на публике, а с другими программистами, помогавшими ему, общался исключительно по электронной почте или через форум Bitcointalk.org. Причем Накамото никогда ничего о себе не рассказывал, обсуждая исключительно технические моменты созданной им системы.
Такое поведение — норма в среде шифропанков, помешанных на анонимности и криптографии гиков. Предложенная Накамото криптовалюта идеально вписывалась в эту идеологию. В Сети нет центра, который бы контролировал эмиссию биткоинов, а также хранил информацию о кошельках. Сведения обо всех транзакциях и балансе хранятся на компьютере каждого пользователя системы (база данных скачивается вместе с кошельком, но можно воспользоваться и онлайн-счетом). Такая система позволяет защитить информацию от уничтожения или изменения.
Новые биткоины выпускаются в результате «майнинга», которым занимаются компьютеры участников системы по всему миру. Суть процесса состоит в постоянном вычислении математической задачи, сложность которой возрастает по мере роста количества «майнеров» — так задан алгоритм, позволяющий контролировать темп эмиссии. Число биткоинов ограничено (21 миллион штук), а эмиссия закончится к 2140 году.
В результате блестящего математического решения Накамото удалось создать денежную систему, которая не подконтрольна ни одному Центробанку мира. Таким образом, как задумал организатор, никто не сможет печатать биткоины, как доллары, тем самым определяя монетарную политику. Кроме того, отпадает необходимость в финансовых посредниках — банках. И хотя сейчас в СМИ полно сообщений о воровстве биткоинов, все эти случаи связаны с ненадежной защитой данных.
Одним из тесно работавших с Накамото программистов был Гэвин Андресен. Сейчас он является ведущим разработчиком Bitcoin Foundation — благотворительной организации, которая занимается продвижением биткоинов. Андресен узнал о Накамото из блога, списался с ним и предложил свою помощь. Основатель криптовалюты рассчитывался с Гэвином и с другими разработчиками биткоинами. «Это был человек, который за случайную ошибку мог назвать тебя идиотом и навсегда перестать с тобой общаться», — описывает Андресен бывшего «шефа».
Весной 2011 года Накамото пропал из поля зрения своих разработчиков: он прекратил отвечать на электронные письма и сообщения на форуме. Не сказать, чтобы его все разозлили, просто основатель, судя по всему, решил, что дальше система сможет развиваться без его участия. Последнее, о чем попросил Накамото Андресена — перестать говорить о нем как о таинственной личности. Как писал основатель биткоинов, ему не нравится, что в СМИ биткоины получили репутацию валюты «маргиналов».
По данным Гудман, Сатоси Накамото — это не никнейм, а настоящее имя. Журналистка считает, что создатель биткоинов родился в 1949 году в японском городе Беппу (префектура Оита). Когда Сатоси было десять лет, его мать развелась, затем вышла замуж во второй раз и уехала в Калифорнию вместе с тремя детьми. В возрасте 23 лет Сатоси добавил к своему имени еще два — Дориан Прентис, чтобы оно звучало более по-американски, и после этого обычно подписывался Дориан С. Накамото.
Окончив политехнический университет в Калифорнии, Накамото устроился работать в военно-промышленную корпорацию Hughes Aircraft. «Это единственный человек из всех, что я знаю, который при устройстве на работу назвал интервьюера идиотом, да еще и доказал это», — рассказал Newsweek Артур Накамото, брат Дориана.
Родные описали Дориана С. Накамото как чрезвычайно умного, но угрюмого и помешанного на невмешательстве в частную жизнь человека, который постоянно защищает телефонные звонки от прослушки и шифрует электронные письма. Также семья (Накамото был дважды женат и у него шесть детей) отмечает резко негативное отношение Дориана к властям и банковской системе. По словам родных, он был настоящим либертарианцем. Человек с такой характеристикой неплохо подходил на роль создателя криптовалюты.
Родные рассказали, что весной 2011 года Накамото заболел — что, если верить Гудман, вполне могло стать причиной его самоустранения от работы над криптовалютой. Гудман решила, что все сходится, и начала действовать. Через компанию, у которой Накамото покупал детали для паровозов (он собирает и коллекционирует паровые машины), журналистка достала адрес его электронной почты. Через некоторое время Гудман начала расспрашивать Накамото про биткоины, и переписка резко прекратилась. Репортер выяснила у родных адрес Дориана, который после расставания со второй женой живет с матерью, и отправилась в гости. Накамото не захотел общаться и вызвал полицию, после чего в присутствии стражей правопорядка состоялся короткий диалог. Гудман написала, что Накамото молча признал свою причастность к биткоинами и заявил: «Я этим больше не занимаюсь и не могу это обсуждать. Все перешло другим людям, они сейчас там руководят. Я с ними никак не связан».
В день публикации расследования Накамото проснулся популярным, так как в статье было опубликовано не только его фотография, но и фото его дома. За обнародование подробной информации о человеке, который старался сохранить анонимность, Гудман резко раскритиковали в Сети.
Журналисты легко вычислили адрес с помощью Google Street View. Днем 6 марта около десятка репортеров ждали Накамото у дверей его дома. Дориан вышел, выбрал одного из журналистов и согласился на интервью при условии, что ему оплатят обед. Накамото опроверг свою причастность к созданию биткоинов, заявив, что Гудман его неправильно поняла. «Получилось так, будто я занимался этим [биткоинами], а теперь не занимаюсь. На самом деле я не это имел в виду. Я говорил, что я больше не занимаюсь инженерной работой», — утверждает Накамото. Гудман же по-прежнему считает, что речь шла именно о биткоинах. Накамото в беседе с журналистом назвал криптовалюту «bitcom» и говорил о ней как о компании, демонстрируя таким образом полное незнание предмета. В целом Дориана расстроила публикация подробностей о его личной жизни.
В тот же день скептики получили еще одно опровержение версии Гудман, которое оказалось не менее сенсационным, чем сама статья журналистки: 6 марта впервые с января 2011 года обновился аккаунт настоящего создателя биткоинов на форуме P2P Foundation. «Я не Дориан Накамото», — сообщала запись. Пользователи, впрочем, подвергли сомнению и это заявление, так как оно не было подписано криптографическим ключом, который использовал настоящий Сатоси Накамото.
За последние сутки в интернете появилось несчетное количество предположений о том, чему стоит верить. У версии Гудман большое число противников. Они выступают против самого факта раскрытия личности Сатоси Накамото, которого шифропанки боготворят. Если предположить, что обнаруженный журналисткой калифорниец действительно тот самый Сатоси, то опровержение Дориана не значит ровным счетом ничего — возможно, создатель биткоинов просто хочет оставаться анонимным, как и раньше. Публикация сообщения на форуме P2P Foundation, даже если бы она была подписана ключом Сатоси, может свидетельствовать о том же: «отец» биткоинов после публикации хочет, чтобы его оставили в покое. К слову, при обнародовании предыдущих версий о личности Сатоси Накамото, создатель криптовалюты сохранял молчание.
Удастся создателю биткоинов сохранить свою анонимность или нет — это не повлияет на обращение криптовалюты. Созданная Накамото система прекрасно работает и без своего «отца» (если, конечно, не считать претензий регуляторов), а придуманный им код полностью переписан.