Культура
14:01, 10 марта 2014

Под солнцем Сухова Памяти Анатолия Кузнецова

Сергей Оболонков
Анатолий Кузнецов в роли Сухова
Фото: РИА Новости

7 марта в Москве после продолжительной болезни умер актер Анатолий Борисович Кузнецов. Ему было 83 года. Список теле- и кинофильмов с участием Кузнецова включает более ста названий, однако среди его многочисленных актерских работ есть одна безусловно главная. Это роль красноармейца Сухова в ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Анатолий Борисович родился в творческой семье, но поначалу об актерской карьере не думал. Вместо этого он планировал пойти по стопам отца — певца, работавшего, в частности, в оперной труппе Большого театра. В результате Кузнецов поступил на вокальное отделение музыкального училища имени Ипполитова-Иванова. Именно там преподаватели обратили внимание на то, что актерские задатки у их студента намного ярче, чем певческие способности. Поэтому Кузнецов в 1951 году перевелся в школу-студию МХАТ. При этом намного позже актер не без сожаления отмечал, что в кино ему крайне редко достаются поющие персонажи (можно вспомнить разве что отечественную ленту «Случай на шахте восемь», а также советско-болгарскую картину «Братушка»).

В кино Анатолий Кузнецов дебютировал в первой половине 1950-х, еще будучи студентом он сыграл в приключенческой ленте «Опасные тропы». Далее предложения от режиссеров поступали без перебоя, но поначалу на развитие карьеры, кажется, влияли не актерские, а внешние данные. Кузнецов, с его ясными глазами и харизматичной улыбкой, выигрышно смотрелся в кадре. Переломным моментом сам актер считал роль в драме «Ждите писем» 1960 года. Практически сразу за ней последовала еще одна крайне важная работа — роль пионервожатого, сумевшего найти ключ к сердцам школьников, в ленте «Друг мой, Колька!..» Александра Митты и Алексея Салтыкова. В 1960-х Кузнецов сыграл и в нескольких очень крупных фильмах о войне — «Весна на Одере» (майор Лубенцов) и киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» (командир авиаполка Захаров).

Впрочем, поистине всенародное признание пришло к Кузнецову только в 1969-м, после выхода «Белого солнца пустыни» — фильма, ставшего классикой советского кинематографа.

Сейчас в это сложно поверить, но главная роль в «Белом солнце пустыни» могла достаться другому актеру. Мотыль с самого начала рассматривал Кузнецова как одного из основных претендентов, но предпочтение все-таки было отдано Георгию Юматову. Однако в самом начале съемок Юматов подрался и повредил лицо. Ждать выздоровления актера у Мотыля возможности не было, и режиссер пригласил на роль Кузнецова. Тому уже стали поступать другие предложения, но он, по его же собственным словам, «не мог отогнать мысль об этом фильме» — и в итоге согласился исполнить роль Федора Сухова.

В приключенческой ленте Мотыля события разворачиваются на берегу Каспийского моря в 1920-х годах. Главный герой Сухов, человек совершенно не героического вида, получает задание защитить маленький восточный гарем — семь жен бандита Абдуллы, что он и делает, рискуя собственной жизнью. Притом что где-то в Поволжье красноармейца ждет его собственная жена Катерина Матвеевна. «Белое солнце пустыни» — жанровое кино, но кино высшей пробы, не в последнюю очередь — именно благодаря Кузнецову и его персонажу. Героизм Сухова рождается из простого солдатского долга — любой ценой выполнить приказ, и оказывается, что служба каждую минуту требует от него проявления самых важных человеческих качеств. Для миллионов советских детей и подростков Сухов стал кем-то вроде безымянного человека в исполнении Клинта Иствуда — то есть самым настоящим героем, преисполненным спокойного благородства.

Среди юных зрителей популярность Сухова еще больше возросла, когда Кузнецов вернулся к любимой всеми роли в начале 1980-х. Актер вновь сыграл красноармейца в телефильме о приключениях Петрова и Васечкина. В одной из серий этой музыкальной комедии главные герои — друзья-одноклассники — попадают внутрь фильма «Белое солнце пустыни» и становятся непосредственными участниками событий. Можно предположить, что о такой возможности мечтал чуть ли не каждый советский младшеклассник, посмотревший «Белое солнце пустыни» в 1970-х или 1980-х.

Сам Кузнецов от Сухова и постоянных вопросов о нем немного устал. Ему хотелось, чтобы за популярным красноармейцем зрители могли разглядеть и другие его интересные актерские работы: Ляпкина-Тяпкина из фильма «Инкогнито из Петербурга», снятого Гайдаем по мотивам «Ревизора» Гоголя, военного оператора Сушкова из ленты «На дорогах войны», Ивана Ильича из комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». При этом Кузнецов оставался верен представлению о «своих» персонажах и героях — тому же Рязанову он по разным причинам отказывал четыре раза: режиссер предлагал актеру сняться в фильмах «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники» и «Гараж». О некоторых упущенных возможностях, впрочем, актер позже жалел. «Замечательную ленту упустил», — говорил он про ту же «Карнавальную ночь».

Тем не менее, работы у Кузнецова всегда было предостаточно. Он играл в театре, озвучивал персонажей Франко Неро, Шона Коннери и Ричарда Бертона в дублированных версиях зарубежных картин и продолжал сниматься вплоть до 2000-х. Среди проектов нового тысячелетия с участием Кузнецова можно вспомнить «Турецкий гамбит» и сериал «Мосгаз». В середине 1990-х Кузнецов, кстати, вернулся к пению — начал давать концерты в городах России при поддержке ансамбля «Серебряные струны». Другими словами, оставался человеком разносторонним, и неверно было бы считать его актером одной роли, пускай и такой успешной, столь значимой и любимой зрителями, как красноармеец Сухов.

Церемония прощания с Анатолием Кузнецовым пройдет 13 марта в московском Доме кино. Актера похоронят на Новодевичьем кладбище.

< Назад в рубрику