До крымского референдума, на котором будет поставлен вопрос о присоединении к России, осталось меньше недели. Изначально планировалось, что голосование пройдет в мае, однако затем его перенесли на 16 марта, и в итоге готовиться к плебисциту полуострову пришлось в авральном режиме. Между тем новые власти Украины считают запланированный референдум незаконным. Против плебисцита выступили также активисты крымско-татарской общины и некоторые представители местных органов власти на территории полуострова.
В тот момент, когда в Крыму принимали решение о референдуме (это было в конце февраля), не существовало ни одного закона, который позволял бы украинским регионам организовывать плебисцит. В целом по Украине такой закон отсутствует до сих пор. В Крыму, однако, приняли некий документ, призванный устранить это препятствие, — «Временное положение о республиканском референдуме». Депутаты парламента автономной республики утвердили его 6 марта.
Как следует из документа, он должен стать правовой основой для предстоящего референдума. Его авторы ссылаются на статьи конституции Украины (в частности, статью 138, позволяющую Крыму проводить местные референдумы) и конституции Крыма (в частности, статью 26, подтверждающую право крымского парламента их назначать), а также нормы международного права. Статья 73 конституции Украины, которая допускает рассмотрение вопросов об изменении территории страны лишь на референдуме общенационального уровня, в документе не упомянута.
Участвовать в референдуме, согласно «Временному положению», смогут граждане Украины старше 18 лет, зарегистрированные в Крыму. Голосование будет проходить только на территории полуострова — создания иностранных участков, как пояснили в парламенте АРК, не предусмотрено.
Вопрос о том, кто будет наблюдать за голосованием, пока остается открытым. В администрации Крыма сообщили, что уже получили заявку российского ЦИКа об отправке наблюдателей, готовность прислать группу мониторинга выразили и в Совете Федерации РФ. Участвовать в мониторинге власти АРК предлагали и ОБСЕ (впрочем, вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев утверждает, что предложение носило неофициальный характер), но в организации ответили отказом, сославшись на то, что приглашать наблюдателей может только украинское государство, а у Крыма таких полномочий нет.
На подготовку плебисцита, по словам спикера крымского парламента Владимира Константинова, потребуется 16 миллионов гривен (около 63 миллионов рублей). Деньги пообещали выделить из местного бюджета. На этом фоне Симферополь объявил, что счета республики заблокированы по решению центральной власти. По словам вице-премьера Темиргалиева, «Украина заблокировала всю систему крымского подразделения госказначейства». На днях спикер парламента, отвечая на вопрос о том, откуда будут взяты средства на референдум, сказал, что бюджет региона пополняется за счет налогов, поступающих от населения и предприятий. По информации «Интерфакса», Константинов объяснил, что, «поскольку Киев заблокировал средства Крыма, автономия, со своей стороны, не отчисляет средства на Украину».
Киев, однако, эту информацию опроверг. В министерстве финансов Украины 10 марта заявили, что бюджетно-казначейское обслуживание Крыма осуществляется в полном объеме: как сообщил министр финансов Александр Шлапак, из Киева поступают транши в Крым, а оттуда, в свою очередь, идут налоговые платежи. Тот факт, что до разрыва финансовых связей дело пока не дошло, фактически подтвердил и премьер Крыма Сергей Аксенов в интервью РИА Новости, опубликованном в тот же день. Он рассказал, что «казначейство пока пропускает платежи», добавив, что финансовые отношения с Киевом регион в настоящее время пересматривать не собирается.
В Севастополе, который проводит референдум отдельно от Крыма (хотя и с тем же вопросом о присоединении к России), подготовка к плебисциту обойдется в 1,2 миллиона гривен (около пяти миллионов рублей). Деньги, как сообщили в городской избирательной комиссии, будут выделены из резервного фонда городского бюджета. «Эта смета на сессии городского совета утверждена была, ну а как мы получать ее будем, пока неизвестно, — заявил 8 марта глава комиссии Валерий Медведев. — Но пока что мы начали работать в долг».
Препятствием для проведения референдума могло стать отсутствие доступа к реестру избирателей: по решению украинского ЦИКа он был заблокирован для «органов, образованных в Крыму и Севастополе». Однако и в Севастополе, и в Крыму уже заявили, что при подготовке к плебисциту за основу будут взяты списки с предыдущих выборов, проводившихся на территории полуострова (речь идет о парламентских выборах 2012 года). Копии этих списков сохранились в местных избирательных комиссиях (в избиркоме Севастополя при этом отметили, что «предвидели все это дело [противодействие со стороны Киева]» и заранее подготовили предварительные списки). В соответствии с «Временным положением о референдуме», в оставшиеся до голосования дни списки должны быть уточнены посредством запросов в органы миграционной службы. ЦИК Украины, со своей стороны, выразил сомнение в том, что организаторам плебисцита удастся получить актуальные данные. Представители ведомства предупредили: «Имитируя проведение референдума, можно сымитировать и составление списков избирателей».
Между тем инициаторам плебисцита приходится считаться и с его противниками на территории самого полуострова. С призывами бойкотировать голосование выступил, в частности, Меджлис (неофициальный парламент) крымских татар. Глава этой структуры Рефат Чубаров, назвавший инициаторов референдума «безумцами», заявил ранее, что отделения Крыма от Украины он и его соплеменники не допустят. Пока, впрочем, по словам самого Чубарова, крымские татары стараются сохранять спокойствие и избегать провокаций.
Против референдума о присоединении к России выступили и некоторые представители местных органов власти. Предстоящий плебисцит раскритиковал, в частности, Альберт Кангиев, мэр Белогорска — города в нескольких десятках километров от Симферополя, где значительную часть населения составляют крымские татары. По его словам, референдум противоречит конституции и «нет ни времени, ни технических возможностей в достаточной мере подготовиться к его проведению». Бойкотировать голосование призвал также глава Бахчисарайского района, член крымско-татарского меджлиса Ильми Умеров.
Неоднозначную позицию по поводу референдума заняли представители Партии регионов, недавно утратившей «правящий» статус на Украине. С одной стороны, членом ПР, к примеру, является один из активных сторонников присоединения Крыма к России, спикер парламента Владимир Константинов. С другой стороны, Партия регионов выступила с официальным заявлением в поддержку целостности Украины. Депутат от ПР Юрий Мирошниченко на днях, выступая по ТВ, призвал политиков «воздержаться от очень опасных последствий, которые могут следовать за нашими решениями, и не принимать этих решений, всегда помнить, что Украина должна остаться единой». Позднее он прямо назвал предстоящий референдум «незаконным и нелегитимным».
Следует отметить, что в местных органах власти Крыма «регионалы» представлены достаточно широко. Согласно информации на сайте партии, они руководят городскими и районными администрациями, возглавляют районные советы. Членом ПР до недавнего времени был и упомянутый мэр Белогорска Альберт Кангиев. В сложившейся ситуации «регионалы», по сути, оказались перед выбором между позицией крымских властей, назначивших референдум, и официальной позицией партии, не желающей, видимо, обострять отношения с новым украинским руководством.
В этих условиях организаторы плебисцита, очевидно, решили принять меры предосторожности. 9 марта парламент Крыма постановил, что районные администрации полуострова отныне должны подчиняться региональному правительству. Их обязанностью названо исполнение конституции Крыма, актов парламента и правительства АРК.
Крымским татарам власти полуострова при этом пообещали руководящие посты и прочие блага. Обещания были закреплены специальным постановлением парламента, принятым 11 марта. Постановление содержит обзор будущей конституции Крыма и включает следующие пункты: придание крымско-татарскому языку статуса официального наравне с русским и украинским, гарантированное представительство крымских татар в районных и городских советах, признание органов национального самоуправления крымских татар (в частности, курултая), а также «решение правовых, организационных, финансовых и земельных вопросов при возвращении крымских татар в Республику Крым из мест депортации».
Глава крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров, правда, жест властей уже отверг. Он заявил, что от планов по бойкоту референдума не отказывается и участвовать в формировании крымского правительства не собирается. Бывший лидер меджлиса Мустафа Джемилев между тем сообщил, что его якобы пригласили на переговоры в Кремль. Однозначного ответа на вопрос, намерен ли он принять приглашение, он пока не дал, сославшись на то, что должен «посоветоваться с руководством» (о каком «руководстве» идет речь, осталось неясным). Вскоре после этого стало известно, что Джемилев вылетел в Москву: как написала в Facebook пресс-секретарь Меджлиса Лиля Муслимова, речь идет о «рабочей поездке», в ходе которой планируется встреча с бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.
В том, что решение о присоединении к РФ на референдуме будет поддержано, руководство Крыма не сомневается. Как утверждает спикер регионального парламента, ссылаясь на последние данные фокус-групп, за это готовы проголосовать 80 процентов крымчан. Формально, согласно «Временному положению о референдуме», для одобрения инициативы достаточно будет, чтобы ее поддержали более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Вопрос заключается в том, какие последствия повлечет за собой такой результат — в частности, какие действия предпримут в ответ российские власти. В Госдуме РФ ранее заявляли, что готовы «оформить» решение, принятое на референдуме, буквально в течение нескольких дней. Законопроект, регулирующий присоединение новых территорий к РФ, будет рассмотрен 21 марта — спустя несколько дней после голосования в Крыму.
Премьер Крыма, со своей стороны, выразил надежду, что процесс присоединения к России будет завершен «в кратчайшие сроки». «О годах никто не говорит, счет может идти максимум на месяцы», — заявил он. Ряд экспертов, впрочем, полагает, что процесс затянется и Крыму придется сначала пройти стадию «непризнанной республики». Как выразился латвийский эксперт, директор Института международных отношений Андрис Спрудс, полуостров ожидает «приднестровизация». Такой же точки зрения придерживается депутат Верховной Рады, бывший начальник крымской милиции Геннадий Москаль. «Россия не намерена присоединять Крым к себе. Планируется, что это будет самопровозглашенная территория, признают Россия, ее сателлиты и, возможно, несколько стран в Африке. Все будет развиваться по сценарию или Приднестровья, или Косово», — считает он.
Собственно, крымские власти уже сделали первый шаг по такому пути — 11 марта они приняли «декларацию независимости». В ней отмечается, что после референдума Крым станет независимым государством и лишь в этом статусе обратится к России с просьбой о вхождении в ее состав.