В США между законодательной и исполнительной ветвями власти разразился громкий конфликт. В центре противостояния оказались ЦРУ и контролирующий его деятельность комитет Сената по делам разведки. Как утверждают сенаторы, управление незаконно проникло в закрытую сеть комитета, которая использовалась для подготовки доклада о применении пыток со стороны ЦРУ. Несмотря на то, что директор управления Джон Бреннан категорически отверг обвинения, в ведомстве была начата внутренняя проверка.
Программа ЦРУ, из-за которой между законодателями и спецслужбой возник конфликт, была закрыта еще более четырех лет назад. Ее от своего предшественника Джорджа Буша-младшего унаследовал Барак Обама, возглавивший США в январе 2009 года.
Само существование проекта долгое время оставалось тайной. Запустив его в 2002 году по следам терактов 11 сентября, администрация Буша проинформировала о нем минимальное число официальных лиц. В соответствии с программой, к подозреваемым в терроризме разрешалось применять жесткие методы допроса, которые фактически представляли собой пытки.
Широкой публике о методах ЦРУ стало известно только в 2006 году. Новость вызвала большой скандал, однако еще больше общественность возмутил доклад, согласно которому еще в 2005 году управление уничтожило видеозаписи пыток. Объясняя мотивы своего поступка, руководство спецслужбы объяснило сенаторам, что видеоматериалы были лишними и что все данные о допросах содержатся на бумаге в виде отчетов. Пытаясь погасить скандал, в 2007 году директор ЦРУ Майкл Хэйден предложил комитету изучить эти отчеты.
Работа над бумагами была закончена в 2009 году с приходом Обамы. По словам Дайэн Фейнстейн, которая тогда уже возглавляла сенатский комитет по разведке, собранные сведения настолько ужаснули ее саму и ее коллег, что было решено провести новое, уже полномасштабное расследование. Доклад объемом 6300 страниц, при составлении которого были проанализированы более шести миллионов страниц внутренних документов ЦРУ, представили в декабре 2012 года. С документа пока не снят гриф секретности, однако давно известно, что его авторы подвергли спецслужбу разгромной критике.
О нынешнем конфликте между ЦРУ и законодателями первыми 4 марта 2014 года сообщили The New York Times и McClatchy. Как следовало из публикаций, взлом сети, на который предположительно пошло ЦРУ, стал лишь одним из эпизодов борьбы, продолжавшейся уже не первый месяц.
По версии NYT, которая ссылалась на анонимные источники, на такой шаг спецслужба решилась после того, как заподозрила, что сотрудники комитета сами не брезговали незаконными методами. В частности, разведчики утверждали, что в распоряжении сенаторов оказался ряд документов, которые они не могли бы получить легально.
Что это были за бумаги, в публикации NYT не уточнялось. Между тем в статье говорилось, что пойти на обострение ЦРУ, скорее всего, заставило выступление одного из членов сенатского комитета, демократа Марка Юдолла (Mark Udall), которое состоялось в декабре 2013 года. Тогда политик публично заявил, что ему и его коллегам стало известно о существовании некоего внутреннего доклада ЦРУ, посвященного той же самой программе, которую изучал сенатский комитет. Отметив, что этот документ выдержан в том же ключе, что и сенатский доклад, Юдолл выразил недоумение, почему в официальном ответе ЦРУ, представленном комитету еще в июне 2013-го, управление предпочло всю критику в свой адрес отвергнуть.
В последующие дни мало что прояснилось. Единственное, что получило подтверждение — это то, что, по заявлению со стороны сенаторов, генеральный инспектор ЦРУ начал внутреннее расследование, посвященное нарушениям со стороны сотрудников спецслужбы.
Ситуация изменилась 11 марта, когда на слушаниях в Сенате с 40-минутной речью выступила сама Фейнстейн. По ее словам, она с неохотой пошла на этот шаг, однако ее вынудило к тому появление в СМИ массы домыслов, касающихся противостояния между ее комитетом и ЦРУ.
Как оказалось, сами сенаторы о существовании внутреннего документа, упомянутого Юдоллом, знали уже давно. Доступ к нему участники расследования получили еще в 2010 году: черновики доклада, составленного по инициативе прежнего главы ЦРУ Леона Панетты, оказались среди документов, которые управление само предоставило сотрудникам комитета.
Согласно договоренности с Панеттой, заключенной еще в 2009 году, участники расследования получали в свое распоряжение отдельную компьютерную сеть, расположенную в защищенной зоне в штаб-квартире ЦРУ. Само управление при этом получало доступ к этой сети, но обязалось не изучать ее содержимое.
Одновременно спецслужба пообещала, что перед передачей документов сотрудникам комитета их будут изучать специально нанятые для этого контрактники. Те документы, которые сенаторы в конечном итоге получали, автоматически разрешалось выносить за пределы штаб-квартиры ЦРУ.
В 2010 году сенаторы обнаружили, что из их сети дважды пропали большие массивы данных. ЦРУ поначалу отказывалось брать на себя ответственность за пропажу, свалив вину сперва на контрактников, а затем на Белый дом. Однако после того, как в администрации Обамы опровергли, что давали приказ об изъятии документов, ЦРУ пошло на попятную. Принеся извинения сенаторам, разведчики пообещали, что больше не будут пытаться влиять на работу следственной группы.
Однако в 2010 году из сети вновь стали пропадать материалы. На этот раз исчезла часть черновиков внутреннего доклада ЦРУ, посвященного программе пыток. Поняв, что они теряют важные материалы, участники следствия решили перестраховаться и вынесли сделанные ранее распечатки за пределы штаб-квартиры разведуправления. В конце 2013 года Фейнстейн потребовала, чтобы спецслужба предоставила комитету финальный вариант доклада, однако получила отказ.
А уже в январе 2014 года, после того как Юдолл предал гласности факт существования внутреннего доклада ЦРУ, Бреннан вызвал Фейнстейн к себе и объявил, что его подчиненные обыскали серверы следственной группы. По словам главы комитета, директор ЦРУ обвинил сенаторов в том, что они незаконным путем получили доступ к черновикам внутреннего доклада.
Сам Бреннан по итогам выступления Фейнстейн с возмущением опроверг, что ЦРУ взламывало сенатскую сеть. «Ничто не может быть меньше похоже на правду, [чем эти обвинения]», — заявил глава управления.
Если верить Фейнстейн, материалы внутренней проверки, начатой по ее жалобе, уже ушли в министерство юстиции. Правда, сенатор отметила, что жалобу в министерство подало и ЦРУ, которое выдвинуло обвинения в адрес ее подчиненных. В чем они заключается, Фейнстейн не в курсе, однако, по ее мнению, дело шито белыми нитками. По ее мнению, обязанности юрисконсульта ЦРУ, который и подавал жалобу, неспроста исполняет тот же самый человек, который ранее работал главным юристом Контртеррористического центра спецслужбы — того самого подразделения, которое отвечало за программу пыток.