Мир
18:04, 18 марта 2014

Хорошо, но мало Российские депутаты попросили наложить на них санкции

Андрей Кузнецов
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации во время пленарного заседания
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

В понедельник, 17 марта, США и Евросоюз объявили о введении санкций против российских и украинских политиков и чиновников, которые, по мнению Запада, причастны к провозглашению независимости Крыма. В санкционном списке ЕС находится 21 человек: десять российских политиков, трое высокопоставленных российских военных и восемь крымских политиков и чиновников. Американский список оказался покороче - 11 человек, но поувесистей. В него вошли, например, глава Совета Федерации, вице-премьер российского правительства и двое людей из окружения президента РФ Владимира Путина. В ответ депутаты Госдумы потребовали от США и Евросоюза распространить санкции на весь списочный состав законодателей.

В приложении к исполнительному приказу президента США Барака Обамы (имеет силу закона, но не требует одобрения Конгрессом) перечислены семь россиян и четверо граждан Украины. В частности, санкциям подвергнуты помощник президента РФ Владислав Сурков, советник президента РФ Сергей Глазьев, председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин и депутат ГД Елена Мизулина.

С украинской стороны визовые ограничения и замораживание активов грозит двум руководителям Крыма - его премьеру Сергею Аксенову и главе крымского парламента Владимиру Константинову, а также лидеру движения «Украинский выбор» Виктору Медведчуку и отстраненному от власти президенту Украины Виктору Януковичу.

Среди заметных лиц, оказавшихся в списке Евросоюза, помимо уже упомянутых Аксенова и Константинова, депутат Госдумы, бывший спикер Совета Федерации Сергей Миронов, командующие Южным и Западным военными округами Александр Галкин и Анатолий Сидоров, а также командующий Черноморским флотом РФ Александр Витко.

Санкции также могут быть распространены на физические и юридические лица, которые будут оказывать помощь по управлению подлежащими заморозке активами. Кроме того, Вашингтон и Брюссель предупредили, что если со стороны Москвы последуют дальнейшие шаги по «аннексии» Крыма, то санкционный список будет расширен, а также предприняты новые меры воздействия на Кремль.

Если США с самого начала были полны решимости наказать Россию за ее амбиции на постсоветском пространстве, то Евросоюз высказывался значительно осторожнее. Европа в значительно большей степени связана торговыми и финансовыми узами со своим восточным соседом. Поэтому в Брюсселе предпочли не затрагивать тему серьезных экономических санкций, которые могли бы оставить без работы значительное число европейцев. Подобное развитие событий неблагоприятно бы сказалось на экономике ЕС, которая только начала выходить из кризиса.

Даже в том, что касается персональных санкций, Евросоюз был крайне осторожен. Сложности добавляет и то, что для их введения необходимо согласие всех 28 членов сообщества. Проект санкционного списка включал 120-130 фамилий, однако ряд стран, в том числе Греция, Кипр, Италия, Испания и Португалия выступили против излишней спешки в этом вопросе. С другой стороны, например, Польша требовала расширить список еще на несколько имен, однако 17 марта было согласовано лишь 21 имя.

В четверг, 20 марта, откроется очередной саммит Евросоюза, на котором будет вопрос о расширении санкций. Речь идет как об отдельных персоналиях, так и о запретительных мерах общего характера, которые отразятся на экономических, торговых и финансовых связях с Россией.

Насколько далеко зайдет Брюссель, сказать сложно. Во всяком случае члены ЕС посылают недвусмысленные сигналы, что хотели бы избежать излишней агрессивности. Например, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что не собирается на данном этапе отменять визит в Москву министра экономики Хенка Кампа вместе с руководством ряда голландских нефтегазовых компаний, запланированный на май 2014 года. Однако, подчеркнул глава правительства, если Евросоюз примет решение о введении экономических санкций, то уместность подобных контактов придется пересмотреть.

Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус со своей стороны отметил, что приглашение Владимиру Путину принять участие в праздновании 70-летнего юбилея высадки союзных войск в Нормандии остается в силе. Вместе с тем, по словам министра, он был вынужден отменить свой визит в Москву вместе с министром обороны Жан-Ив ле Дрианом, так как счел его неподходящим для момента, когда Россия принимает решение о вхождении Крыма в его состав.

Судя по осторожному настрою, Евросоюз, возможно, смирился, с выходом Крыма из состава Украины. Его присоединение к России неминуемо приведет к дальнейшему расширению персональных санкций. Не исключено, что за ними последуют торговые и финансовые ограничения, но до всеобъемлющего эмбарго на хозяйственные связи с Россией дело не дойдет. По крайней мере, на данном этапе.

Жан Тешо из аналитического центра Carnegie Europe полагает, что отсутствие единой стратегии во внешней политике Евросоюза оказалось его ахиллесовой пятой применительно к ситуации на Украине и в Крыму. Резкое дипломатическое осуждение действий России может привести ее политической изоляции, но вряд ли окажет серьезное экономическое воздействие.

С другой стороны, как уже говорилось, массированные торговые санкции являются обоюдоострым оружием, которое повредит и европейской экономике. В связи с этим рассматривается возможность нанесения точечных, но чувствительных ударов по элите российского бизнеса, которая имеет серьезные интересы на Западе. Кроме того, возможны почти символические шаги, которые, однако, сильно ударят по престижу России как мировой державы. В частности, речь идет об ее исключении из ВТО, МВФ и Всемирного банка, заморозке инвестиций, научных и образовательных программ.

Под прицел санкций может попасть и «Газпром», которому не дадут заключать новые контракты. Также США и Евросоюз могут отказать российским банкам и корпорациям в доступе к своим финансам. Но, учитывая, что совокупный долг российских компаний превышает 650 миллиардов долларов, полный разрыв отношений приведет к глобальным потрясениям на финансовом рынке.

< Назад в рубрику