Спорт
09:27, 19 марта 2014

«Было опасно добираться до базы на вертолете» «Лента.ру» поговорила с бывшим тренером «Анжи» Андреем Гордеевым

Беседовал Григорий Телингатер (Корреспондент)
Андрей Гордеев
Фото: Антон Сергиенко / ИТАР-ТАСС

В январе 2011 года российский миллиардер Сулейман Керимов приобрел футбольный клуб «Анжи». Тогда никто не мог предположить, что в Дагестане скоро будут выступать такие звезды, как Роберто Карлос и Самюэль Это'О. За три года команда выиграла бронзовые медали, чемпионата России, дважды успешно выступила в еврокубках, а теперь скатилась на последнее место в турнирной таблице.

В первой половине сезона-2013/14 «Анжи» не смог одержать ни одной победы из-за того, что команду покинули все ведущие игроки. О том, с чего все начиналось и к чему пришло, рассказал бывший тренер команды Андрей Гордеев, который входил в штаб «Анжи» при трех наставниках — Гаджи Гаджиеве, Юрии Красножане и Гуусе Хиддинке.

Появление Роберто Карлоса было сюрпризом для всех

«Лента.ру»: Когда еще на старом сайте «Анжи» появилась новость, что Керимов купил клуб, мало кто представлял себе последствия. Вы догадывались?

Андрей Гордеев: В тот момент я еще не был в «Анжи», а тренировал донецкий «Металлург». Однако я много общался с коллегами из Махачкалы. Мы были вместе на сборах в Турции. Я тесно общался с Гаджиевым. Какой-то острой реакции я не заметил, но всем было интересно. Все-таки новый хозяин — новые амбиции.

Что именно говорил Гаджиев?

Мы с ним возглавляли команды из разных чемпионатов, и мне было тяжело уловить его настроение. Однако воодушевление я почувствовал. Предстояло много работы. Еще недавно команда боролось за выживание, а тут ей предстояло решать самые высокие задачи. Первый этап был пройден блестяще и эмоционально. Сказывался только лимит времени. Нужно было круглые сутки заниматься поиском новых футболистов. Я пришел в «Анжи» в мае, когда в команде уже были Роберто Карлос и Буссуфа.

Защитник Жоау Карлос рассказывал мне, что долгое время они с женой не могли поверить в приезд Роберто Карлоса.

Это был большой сюрприз для всех. Нет в мире футбола такого человека, который не знает Роберто Карлоса. В тот период у нас практически все получалось.

А кто позвал вас в «Анжи»?

Мне позвонил Гаджи Муслимович (Гаджиев, — прим. «Ленты.ру»), когда я еще находился на Украине. Мое пребывание в Донецке подходило к концу. Я был благодарен Гаджиеву за то, что он меня позвал в «Анжи». Его поддержка мне помогла. Когда ты знаешь, что у тебя есть новое место работы, тебе проще принимать какие-то решения. У Гаджиева я многое перенял, еще когда был игроком, а тут появилась возможность кое-чему научиться уже в качестве тренера.

Каким вы тогда обнаружили «Анжи»?

В команде шло становление коллектива. Мы искали самих себя, нашу игру. Приходилось много времени анализироваться наши тренировки, нащупывать сочетания, искать новые ходы. Постепенно решалась турнирная задача. С одной стороны, времени было мало, но зато была возможность пригласить классных игроков. Тут были свои сложности. Нужно было интегрировать много футболистов в команду и просматривать их уже по ходу матчей. Летом пришел Джуджак, а потом и Это’О, который забил первый гол в дебютном матче. Его мяч позволил уйти от поражения в матче с «Ростовом».

Тот гол Это'О забил после передачи Юрия Жиркова. К его переходу в «Анжи» многие болельщики отнеслись негативно и даже освистали полузащитника во время матча сборной России.

Он выбрал «Анжи». Ему было непросто психологически поменять Лондон на Махачкалу. Ситуацию усложняло еще то, что у Жиркова не было стабильной игровой практики перед тем, как он пришел к нам.

«Ангбва и посуду мыл, и материально помогал»

Затем случилось увольнение Гаджиева.

Для меня эта отставка стала неприятным сюрпризом. Я просто не мог объяснить, из-за чего был уволен Гаджиев.

Судя по тому, что он разбил дверь в судейскую комнату после матча, ситуация в команде была напряженная.

Из-за дверей не увольняют. Нервозность была связана с тем, что футболисты приходили по ходу чемпионата. Было тяжело их интегрировать в команду. Одно дело, когда новички приезжают на сбор, другое — когда приходят перед матчем.

У Гаджиева во всех командах играл Ангбва. Этот защитник всегда следовал за тренером, что породило много догадок.

А что в этом такого? Я давно знаю Беню (так иногда называют Бенуа Ангбву, — прим. «Ленты.ру»). Это компетентный игрок. Он много забивал, несмотря на то что играл в защите. Гаджиев его знал по совместной работе в «Крыльях», «Сатурне» и «Анжи». Ни один тренер не будет отказываться от хорошего футболиста, если тот скажет, что хочет работать под его руководством. Объективные вопросы могут возникнуть, только когда уровень команды значительно вырос.

Однажды Ангбва меня шокировал. После одной из тренировок меня пригласили в столовую «Анжи», где был шведский стол. Меня попросили лишь отнести за собой тарелку на специальный поднос. Что я и сделал, после того как поел. Я не поверил глазам, увидев, что мою тарелку с подноса забрал Ангбва. Футболист скинул куриные кости в мусорку и начал мыть посуду, параллельно о чем-то общаясь с поварами. И это человек, который зарабатывает, полагаю, не меньше миллиона евро в год!

Беня — непосредственный. У него великолепные человеческие качества. Он был любимцем всех женщин, которые работали на базе. Он не только мыл посуду, но и помогал многим материально. Полагаю, что он так поступал во всех командах. Очень позитивный парень. Когда он делал какой-то финт, я его называл Брюсом Уиллисом.

У вас не было желания уйти из «Анжи» вслед за Гаджиевым?

Было, но решили, что мне лучше остаться. Нужно было передать дела преемнику. Гаджиев на меня не обиделся, потому что и сам был за то, чтобы я остался вопреки нашему изначальному решению. Не хотелось бросать команду, которой было непросто психологически.

Вокруг «Анжи» сформировался достаточно тяжелый фон. Негативно воспринималась даже новость о том, что игроки «Анжи» прилетают на тренировку в подмосковное Кратово на вертолете. Руководству команды пришлось заявить, что якобы ничего подобного не было.

Если есть возможность воспользоваться вертолетом, то почему бы и нет. Другое дело, что вертолетная площадка на тот момент была не полностью оборудована и такие действия были не совсем безопасны. А то, что игроки пользовались вертолетом, в этом нет ничего предосудительного. Лучше так, чем три часа в пробке стоять.

Переезд из базы в Кратово в Лужники был связан как раз с логистикой?

Да. Больше не нужно было тратить столько времени на дорогу, но мы лишились других преимуществ. У нас больше не было бассейна, бани и кабинетов для реабилитации. Так что переезд в Лужники с одной стороны был оправдан, с другой — нет.

Красножан подписал пятилетний контракт с «Анжи», но был уволен спустя 48 дней. Что произошло?

У меня снова было непонимание происходящего. Мягко говоря, не совсем понятная ситуация. Я очень переживал в этот период. С приходом Хиддинка я намеревался уйти, но все же остался и не жалею. Голландский тренер — большая личность, кто бы что ни говорил. Поработать с ним было очень полезно для меня.

И все же, что случилось с Красножаном?

Тренеры работают между молотом и наковальней. К людям, которые работают компетентно, испытываешь уважение. Хочется, чтобы им все удавалось. А увольнение Красножана стало для меня шоком. Человек работал профессионально, но его сняли. В такие моменты понимаешь, что не все зависит от тебя. Обстоятельства могут сложиться так, что ты останешься за бортом. Такое выбивает из колеи.

«Бухаров еще может поехать в Бразилию»

Насколько известно, Красножан не смог найти общий язык с Это'О.

Возможно, и не сумел. Пускай лучше они сами об этом расскажут. Это их беседы. Лично я какого-то противостояния не заметил.

Вас удивляло пристрастие Это'О к «Кока-коле»?

Это не так уж и вредно. Невио Скала в «Спартаке» давал футболистом «Фанту». Опытный футболист знает, что может себе позволить. Это'О — серьезный футболист. Он объединял игроков. Для многих он был старшим братом. Здорово, что человек многого добился и до сих пор помогает простым людям. Часто можно увидеть обратную ситуацию.

Что стало главной причиной спада?

Уход Самба, который был ключевой фигурой в обороне. Нужно было сделать все, чтобы удержать его в команде. Когда защитник покинул «Анжи», наступил спад. Мы заслужено заняли третье место, но с Самба вполне могли быть вторыми и выступать в Лиге чемпионов.

Как выстраивались отношения среди игроков? Не было проблемы в том, что Гаджибеков получал в 20 раз меньше, чем Это'О, а на тренировке не мог пойти в подкат против него?

Все понимали, кто есть кто. Здесь проблем не было. Конфликты, конечно, случались. Все-таки конкуренция была большой. Но оно так всегда бывает. Когда говорят, что в команде тишь да гладь, это наводит на некоторые мысли.

Чем именно в команде занимался Роберто Карлос, который достаточно быстро перестал выходить на поле?

У человека за спиной гигантский опыт, и его нужно было использовать. Роберто Карлос давал много дельных советов по постановке тренировочного процесса. Кроме того, Карлос имел колоссальный авторитет среди бразильцев.

Однако это не помогло Диего Тарделли показать что-нибудь дельное на поле.

У каждого футболиста есть свои положительные качества, но когда выключается голова, то это уже другой игрок. Впрочем, удачных трансферов у «Анжи» все равно было больше.

В начале нынешнего сезона было объявлено, что у «Анжи» резко сокращается бюджет. Клуб покинули все ведущие футболисты. Это был удар для всей команды?

Я всегда верил и буду верить в «Анжи». До сих пор надеюсь, что команде удастся избежать вылета, хотя ситуация очень сложная, если не сказать невыполнимая. Мне нравится лозунг Гаджиева. В одном из интервью он сказал, что ты не проиграл, пока не сдался.

Между тем, «Анжи» удивительным образом дольше всех продержался в еврокубках. Есть шансы пройти и голландский АЗ?

Фаворитом российский клуб я бы не назвал, но шансы, безусловно, есть. Соперник по зубам. (В первом матче «Анжи» уступил на выезде со счетом 0:1, ответная игра состоится 20 марта, — прим. «Ленты.ру».)

В 2014 году «Анжи» взял курс на игроков, которые не получали практики в других российских клубах, в команду пришли, в частности, Владимир Быстров, Александр Бухаров, Динияр Билялетдинов. В результате Бухаров уже принес команде первую победу в чемпионате.

Бухаров — вообще классный форвард. Он засиделся в «Зените», но туда он попал не просто так. Своими выступлениями за «Рубин» он показал, на что способен. В «Анжи» сейчас собраны игроки, которым есть что доказывать. А тот же Бухаров еще может поехать на чемпионат мира в составе сборной России.

Что осталось в нынешнем «Анжи» от той эпохи, когда вы еще были игроком дагестанской команды с 1999 по 2004 годы?

Остались люди, которые теперь руководят командой: Гаджиев, Акаев, Сирхаев, Агаларов, Будунов, которому через ваше издание предаю привет. Здорово, что в «Анжи» не забывают своих.

Люди изменились?

Мы все повзрослели. Раньше глаза горели, а теперь уже больше седых волос.

< Назад в рубрику